Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок |
Совершенствование педагогического мастерства воспитателя для осуществления поликультурного образования на основе компетентностного подхода Спицына Т.И. методист высшей категории КГУ КДСШ «Таңшолпан» , г. Абай Как реакция на возрастание роли личности в развитии казахстанского общества сформировалась новая парадигма развития образования - «обучение в течение всей жизни». Она предполагает «включение» каждого человека в непрерывный процесс получения знаний, формирования ценностей, отношений и компетенций. Новую парадигму образования невозможно реализовать, не сформировав нового взгляда на миссию педагога. Современный педагог должен обладать в достаточной степени качествами, необходимыми для реализации в педагогической практике новых концепций, современных технологий и образовательных программ, ставящих одной из своих основных задач раннее формирование у дошкольников ценностных отношений в сфере национальных интересов, поликультурного менталитета. В свою очередь, очевидно, что многокультурное общество испытывает потребность в новом мировоззрении, направленном на интеграцию культур и народов с целью их дальнейшего сближения и духовного обогащения. Все это обосновывает значимость поликультурного образования, целью которого выступает формирование человека культуры, творческой личности, способной к активной и продуктивной жизни в поликультурной среде. Исходя из этого, концептуальной идеей КГУ «Комплекс «детский сад-школа «Таңшолпан» выбрано создание наиболее благоприятных условий для поликультурного развития личности ребенка в развивающем воспитательно-образовательном пространстве на основе единства требований, условий и подходов. В связи с этим актуальной стала проблема совершенствования педагогического мастерства для осуществления поликультурного образования. Профессиональный рост - это непрерывный процесс разработки и реализации собственных действий по достижению индивидуально осознанных профессиональных успехов, профессионального совершенствования, самоутверждения и самореализации педагога. Показателями роста квалификации с позиции компетентностного подхода мы выделяем: - отношение к профессиональной деятельности педагога, принятие его окружающими, - авторитет в конкретном виде педагогической деятельности; - способность к научно-методической и методической деятельности, - результативность научно-исследовательской работы. В рамках реализации поликультурного компонента образования дошкольников педагоги комплекса нацелены на: - создание условий для формирования у воспитанников основ межкультурной компетенции как способности успешно жить, общаться и взаимодействовать с людьми в культурно разнородном обществе; - предоставление равноценных возможностей для получения качественного образования, независимо от их этнической принадлежности; - соблюдение принципов толерантности, соблюдение прав ребенка как носителя своей культуры. Важной традицией, на которую мы опираемся в поликультурном образовании дошкольников – использование возможностей воспитательного коллектива. Создается благоприятная среда для развития у детей таких ценных для личности и общества качеств, как взаимопомощь и поддержка, дисциплинированность, социальная активность, согласование личных и общественных интересов. Опора на многонациональный воспитательный коллектив предоставляет большие возможности для создания в группе модели поликультурного общества, в основу которого положены идеи толерантности, доброжелательности, осознанного выбора культурных ценностей. Особенность педагогических целей по развитию компетенций в условиях нашего комплекса состоит в том, что они формируются и совершенствуются в виде практических умений и навыков педагогов по проектированию целесообразного содержания образования, определенных учебных ситуаций и их реализации в специальных образовательных средах. Совершенствование педагогического мастерства в рамках реализации поликультурного образования средствами компетентностного подхода мы видим в поиске и внедрении инновационных активных методов и приемов, методик и технологий воспитания и обучения, проектировании и апробации творческих проектов и программ для создания целесообразной поликультурной образовательной поликультурной среды. Творческим продуктом исследовательской деятельности педагогов комплекса стало программное обеспечение реализации проблемы поликультурного развития - воспитательная система комплекса Малая академия дошкольника, включающая в себя основные направления поликультурного воспитания детей дошкольного возраста. Содержательным компонентом программы являются следующие модули: • Модуль «Мой Казахстан» (гражданственность и правовая культура) нацелен на формирование гуманной личности на основе ценностных ориентиров по гражданской и правовой культуре, пробуждение у детей патриотических чувств, любви к Родине, стремление к миру; воспитание казахстанского патриотизма и гражданственности. Программным обеспечением модуля стали парциальные программы: - «Под крышей дома моего» для детей 3-4 лет, - «Край солнца, мира и единства» для детей 4-5 лет, - «Мы – патриоты» для детей 5-6 лет. • Модуль «Секреты здоровья» (культура здорового образа жизни) ставит своей целью формирование у детей сознательного отношения к собственному здоровью и его укрепление путем внедрения здоровьесберегающих технологий. Программным обеспечением модуля стали парциальные программы: - «Малышок - здоровячок» для детей 3-4 лет, - «Быть здоровым здорово» для детей 4-5 лет, - «Школа доктора ЗОЖ» для детей 5-6 лет. • Модуль «Мир вокруг нас» (интеллектуальная культура) нацелен на формирование личности дошкольника, владеющего навыками познавательной деятельности, умеющего понимать целостную картину мира и использовать информацию для решения жизненно-важных проблем. Программным обеспечением модуля стала вариативная часть образовательной программы комплекса «Мир вокруг нас» для детей 3-6 лет. • Модуль «Знатоки Казахстана» (патриотическое воспитание и интеллектуальная культура) ставит своей целью воспитание культуры познания, формирование способов интеллектуальной деятельности ребенка через приобщение детей к национальным и общечеловеческим ценностям. Программным обеспечением модуля стали парциальные программы: - «С чего начинается Родина» для детей 3-4 лет, - «Казахстан – золотая колыбель» для детей 4-5 лет, - «Умники и умницы» для детей 5-6 лет. • Модуль «Друзья природы» (экологическая культура) нацелен на формирование начал экологического сознания, основанного на природоохранном отношении детей к природе; воспитание социально-адаптивной личности, способной к позитивному отношению к окружающей природе. Программным обеспечением модуля стали парциальные программы: - «Цветик - семицветик» для детей 3-4 лет, - «Уроки мудрой Совы» для детей 4-5 лет, - «Сбережем и сохраним» для детей 5-6 лет. • Модуль «Познай себя» (нравственно-духовная культура) ставит своей целью формирование начал нравственно-духовного сознания, начал самосознания личности, развитие компетентности ребенка в сфере отношений к миру, к людям, к себе. Программным обеспечением модуля стали парциальные программы: - «Кто я? Какой я?» для детей 3-4 лет, - «Истоки доброты» для детей 4-5 лет, - «Ступеньки мудрости» для детей 5-6 лет. • Модуль «Школа вежливости» (нравственно-этическая культура) нацелен на формирование ценностных, нравственных ориентаций дошкольника, способного к позитивному поведению в социуме. Программным обеспечением модуля стали парциальные программы: - «Азы вежливости» для детей 3-4 лет, - «Школа хороших манер» для детей 4-5 лет, - «Воспитанный ребенок» для детей 5-6 лет. • Модуль «Литературная гостиная» (коммуникативная культура) ставит своей целью воспитание полиязычной личности дошкольника, освоившего базовые ценности родного языка, готового к социокультурному взаимодействию. Программным обеспечением модуля стали парциальные программы: - «Книжка - малышка» для детей 3-4 лет, - «Книжная шкатулка» для детей 4-5 лет, - «Книжная радуга» для детей 5-6 лет. • Модуль «Азбука безопасного поведения» (культура безопасного поведения) нацелен на освоение навыков безопасного поведения в социуме: дома, на природе и в общественных местах, формирование здоровьесберегающих компетентностей дошкольников. Программным обеспечением модуля стали парциальные программы: - «Тропинка безопасности» для детей 3-4 лет, - «Чтобы не было беды» для детей 4-5 лет, - «Юные спасатели» для детей 5-6 лет. • Модуль «Звездный серпантин» (культура творчества) ставит своей целью развитие творческих компетентностей детей посредством включения их в различные формы коллективной творческой деятельности со взрослыми и сверстниками, развитие инициативности, творческой активности и самовыражения. Программным обеспечением модуля стала вариативная часть образовательной программы комплекса «Мир вокруг нас» для детей 3-6 лет. Комплексный подход к воспитанию обеспечивает ориентацию образования на высокий современный воспитательный идеал, позволяющей каждому ребенку лучше узнать свою культуру, на основе содружества и сотворчества с носителями разных культур обогатить свой культурный потенциал, осознанно оценить достоинства и признать приоритет общенациональных и общечеловеческих ценностей. Все программы прошли успешную апробацию и рекомендованы для внедрения в практику работы с детьми дошкольного возраста. Участие в проектно-исследовательской работе требует высокий уровень сложности деятельности педагога и достаточную его методическую подготовку, сформированность поликультурного мировоззрения воспитателя, системы его личностных приоритетов и ценностей, готовность к профессиональной деятельности, ориентированной на конкретный результат. Важнейшей составляющей успеха является правильное понимание методологической основы формирования поликультурной образовательной среды, понимания сущности поликультурного образования. Совершенно очевидно, что последовательное и эффективное совершенствование педагогического мастерства для осуществления поликультурного образования дошкольников на основе преемственности отечественных и зарубежных образовательных инноваций и творческая практическая их реализация в условиях компетентностного подхода позволит нам реализовать базовые национальные ценности в образовании. Ведь этим мы, в конечном счете, закладываем фундамент поликультурного казахстанского общества. | |
Просмотров: 644 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|