Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок

Совершенствование педагогического мастерства воспитателя для осуществления поликультурного образования на основе компетентностного подхода
Совершенствование педагогического мастерства воспитателя для осуществления поликультурного образования на основе компетентностного подхода
Спицына Т.И. методист высшей категории КГУ КДСШ «Таңшолпан» , г. Абай
Как реакция на возрастание роли личности в развитии казахстанского общества сформировалась новая парадигма развития образования - «обучение в течение всей жизни». Она предполагает «включение» каждого человека в непрерывный процесс получения знаний, формирования ценностей, отношений и компетенций.
Новую парадигму образования невозможно реализовать, не сформировав нового взгляда на миссию педагога. Современный педагог должен обладать в достаточной степени качествами, необходимыми для реализации в педагогической практике новых концепций, современных технологий и образовательных программ, ставящих одной из своих основных задач раннее формирование у дошкольников ценностных отношений в сфере национальных интересов, поликультурного менталитета.
В свою очередь, очевидно, что многокультурное общество испытывает потребность в новом мировоззрении, направленном на интеграцию культур и народов с целью их дальнейшего сближения и духовного обогащения. Все это обосновывает значимость поликультурного образования, целью которого выступает формирование человека культуры, творческой личности, способной к активной и продуктивной жизни в поликультурной среде.
Исходя из этого, концептуальной идеей КГУ «Комплекс «детский сад-школа «Таңшолпан» выбрано создание наиболее благоприятных условий для поликультурного развития личности ребенка в развивающем воспитательно-образовательном пространстве на основе единства требований, условий и подходов. В связи с этим актуальной стала проблема совершенствования педагогического мастерства для осуществления поликультурного образования.
Профессиональный рост - это непрерывный процесс разработки и реализации собственных действий по достижению индивидуально осознанных профессиональных успехов, профессионального совершенствования, самоутверждения и самореализации педагога.
Показателями роста квалификации с позиции компетентностного подхода мы выделяем:
- отношение к профессиональной деятельности педагога, принятие его окружающими, - авторитет в конкретном виде педагогической деятельности; - способность к научно-методической и методической деятельности, - результативность научно-исследовательской работы.
В рамках реализации поликультурного компонента образования дошкольников педагоги комплекса нацелены на:
- создание условий для формирования у воспитанников основ межкультурной компетенции как способности успешно жить, общаться и взаимодействовать с людьми в культурно разнородном обществе;
- предоставление равноценных возможностей для получения качественного образования, независимо от их этнической принадлежности;
- соблюдение принципов толерантности, соблюдение прав ребенка как носителя своей культуры.
Важной традицией, на которую мы опираемся в поликультурном образовании дошкольников – использование возможностей воспитательного коллектива. Создается благоприятная среда для развития у детей таких ценных для личности и общества качеств, как взаимопомощь и поддержка, дисциплинированность, социальная активность, согласование личных и общественных интересов. Опора на многонациональный воспитательный коллектив предоставляет большие возможности для создания в группе модели поликультурного общества, в основу которого положены идеи толерантности, доброжелательности, осознанного выбора культурных ценностей.
Особенность педагогических целей по развитию компетенций в условиях нашего комплекса состоит в том, что они формируются и совершенствуются в виде практических умений и навыков педагогов по проектированию целесообразного содержания образования, определенных учебных ситуаций и их реализации в специальных образовательных средах.
Совершенствование педагогического мастерства в рамках реализации поликультурного образования средствами компетентностного подхода мы видим в поиске и внедрении инновационных активных методов и приемов, методик и технологий воспитания и обучения, проектировании и апробации творческих проектов и программ для создания целесообразной поликультурной образовательной поликультурной среды.
Творческим продуктом исследовательской деятельности педагогов комплекса стало программное обеспечение реализации проблемы поликультурного развития - воспитательная система комплекса Малая академия дошкольника, включающая в себя основные направления поликультурного воспитания детей дошкольного возраста. Содержательным компонентом программы являются следующие модули:
• Модуль «Мой Казахстан» (гражданственность и правовая культура) нацелен на формирование гуманной личности на основе ценностных ориентиров по гражданской и правовой культуре, пробуждение у детей патриотических чувств, любви к Родине, стремление к миру; воспитание казахстанского патриотизма и гражданственности.
Программным обеспечением модуля стали парциальные программы:
- «Под крышей дома моего» для детей 3-4 лет,
- «Край солнца, мира и единства» для детей 4-5 лет,
- «Мы – патриоты» для детей 5-6 лет.
• Модуль «Секреты здоровья» (культура здорового образа жизни) ставит своей целью формирование у детей сознательного отношения к собственному здоровью и его укрепление путем внедрения здоровьесберегающих технологий.
Программным обеспечением модуля стали парциальные программы:
- «Малышок - здоровячок» для детей 3-4 лет,
- «Быть здоровым здорово» для детей 4-5 лет,
- «Школа доктора ЗОЖ» для детей 5-6 лет.

• Модуль «Мир вокруг нас» (интеллектуальная культура) нацелен на формирование личности дошкольника, владеющего навыками познавательной деятельности, умеющего понимать целостную картину мира и использовать информацию для решения жизненно-важных проблем.
Программным обеспечением модуля стала вариативная часть образовательной программы комплекса «Мир вокруг нас» для детей 3-6 лет.
• Модуль «Знатоки Казахстана» (патриотическое воспитание и интеллектуальная культура) ставит своей целью воспитание культуры познания, формирование способов интеллектуальной деятельности ребенка через приобщение детей к национальным и общечеловеческим ценностям.
Программным обеспечением модуля стали парциальные программы:
- «С чего начинается Родина» для детей 3-4 лет,
- «Казахстан – золотая колыбель» для детей 4-5 лет,
- «Умники и умницы» для детей 5-6 лет.

• Модуль «Друзья природы» (экологическая культура) нацелен на формирование начал экологического сознания, основанного на природоохранном отношении детей к природе; воспитание социально-адаптивной личности, способной к позитивному отношению к окружающей природе.
Программным обеспечением модуля стали парциальные программы:
- «Цветик - семицветик» для детей 3-4 лет,
- «Уроки мудрой Совы» для детей 4-5 лет,
- «Сбережем и сохраним» для детей 5-6 лет.

• Модуль «Познай себя» (нравственно-духовная культура) ставит своей целью формирование начал нравственно-духовного сознания, начал самосознания личности, развитие компетентности ребенка в сфере отношений к миру, к людям, к себе.
Программным обеспечением модуля стали парциальные программы:
- «Кто я? Какой я?» для детей 3-4 лет,
- «Истоки доброты» для детей 4-5 лет,
- «Ступеньки мудрости» для детей 5-6 лет.

• Модуль «Школа вежливости» (нравственно-этическая культура) нацелен на формирование ценностных, нравственных ориентаций дошкольника, способного к позитивному поведению в социуме.
Программным обеспечением модуля стали парциальные программы:
- «Азы вежливости» для детей 3-4 лет,
- «Школа хороших манер» для детей 4-5 лет,
- «Воспитанный ребенок» для детей 5-6 лет.

• Модуль «Литературная гостиная» (коммуникативная культура) ставит своей целью воспитание полиязычной личности дошкольника, освоившего базовые ценности родного языка, готового к социокультурному взаимодействию.
Программным обеспечением модуля стали парциальные программы:

- «Книжка - малышка» для детей 3-4 лет,
- «Книжная шкатулка» для детей 4-5 лет,
- «Книжная радуга» для детей 5-6 лет.

• Модуль «Азбука безопасного поведения» (культура безопасного поведения) нацелен на освоение навыков безопасного поведения в социуме: дома, на природе и в общественных местах, формирование здоровьесберегающих компетентностей дошкольников.
Программным обеспечением модуля стали парциальные программы:
- «Тропинка безопасности» для детей 3-4 лет,
- «Чтобы не было беды» для детей 4-5 лет,
- «Юные спасатели» для детей 5-6 лет.

• Модуль «Звездный серпантин» (культура творчества) ставит своей целью развитие творческих компетентностей детей посредством включения их в различные формы коллективной творческой деятельности со взрослыми и сверстниками, развитие инициативности, творческой активности и самовыражения.
Программным обеспечением модуля стала вариативная часть образовательной программы комплекса «Мир вокруг нас» для детей 3-6 лет.
Комплексный подход к воспитанию обеспечивает ориентацию образования на высокий современный воспитательный идеал, позволяющей каждому ребенку лучше узнать свою культуру, на основе содружества и сотворчества с носителями разных культур обогатить свой культурный потенциал, осознанно оценить достоинства и признать приоритет общенациональных и общечеловеческих ценностей.
Все программы прошли успешную апробацию и рекомендованы для внедрения в практику работы с детьми дошкольного возраста.
Участие в проектно-исследовательской работе требует высокий уровень сложности деятельности педагога и достаточную его методическую подготовку, сформированность поликультурного мировоззрения воспитателя, системы его личностных приоритетов и ценностей, готовность к профессиональной деятельности, ориентированной на конкретный результат.
Важнейшей составляющей успеха является правильное понимание методологической основы формирования поликультурной образовательной среды, понимания сущности поликультурного образования.
Совершенно очевидно, что последовательное и эффективное совершенствование педагогического мастерства для осуществления поликультурного образования дошкольников на основе преемственности отечественных и зарубежных образовательных инноваций и творческая практическая их реализация в условиях компетентностного подхода позволит нам реализовать базовые национальные ценности в образовании. Ведь этим мы, в конечном счете, закладываем фундамент поликультурного казахстанского общества.
Категория: Дошколенок | Добавил: СпицынаТИ (2015-01-30) | Автор: Спицына Татьяна Ивановна E
Просмотров: 270 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2016-12-07, 5:21 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [770]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1138]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [578]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3905]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [353]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1485]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [516]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru