Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок

Доклад на тему"Развитие языковой компетентности детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы"
Процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей. У выпускника детского сада должны быть сформированы речевые умения и навыки для самостоятельного выражения мыслей, намерений, переживаний.
Наиболее конструктивным решением проблемы, на наш взгляд явилось внедрение компетентностного подхода в процесс обучения, при котором все языковые знания, умения и навыки детей включаются в процесс употребления.
В связи с этим возникла идея формирования языковой компетентности у дошкольников средствами художественной литературы, которая представляет особую ценность тем, что сконцентрировала в себе всю совокупность выразительных языковых средств. Дети учатся умению использовать их при решении конкретных задач. Ребёнок не просто любит произведения художественной литературы, для него сказки и рассказы - это мир, в котором он живёт.
Проявление детьми языковой компетентности можно определить по степени их инициативы, самостоятельности и осознанности. Поэтому для того, чтобы она смогла проявиться в различных жизненных речевых ситуациях, мы мотивируем в детях стремление к самостоятельности, активности, творческому самовыражению, оценке собственных достижений. Особое внимание уделяем обогащению их словарного запаса, развитию связной речи.
Учитывая тот факт, что деятельность педагога при компетентностном подходе должна обеспечивать создание условий для стимулирования активности ребенка, мы разработали систему этапов реализации поставленной проблемы, предполагающую осуществление процесса развития языковой компетентности детей средствами художественной литературы последовательно в доступной и интересной детям форме.
Система включила 4 этапа:
• Организационно-подготовительный.
• Мотивационно-диагностический.
• Деятельностный.
• Рефлексивный.
В процессе организационно-подготовительного этапа был организован центр активности «Читайка», в котором поместили подбор детских книг разных жанров с яркими иллюстрациями. Здесь дети чувствуют себя в мире сказочных образов и захватывающих сюжетов.
Первый этап - знакомство с книгой поддерживает активный интерес к литературным произведениям, помогает детям научиться осознавать поступки героев, давать характеристику персонажам, называть жанры произведений,
проявлять внимание к литературному языку, понимать средства речевой выразительности.
Сначала мы стараемся преподнести текст так, чтобы его содержание нашло отражение в детских чувствах и эмоциях, воспитываем умение слушать и понимать монологическую речь. Потом вместе рассматриваем иллюстрации, проводим беседу, помогающую ребятам лучше понять содержание, правильно оценить некоторые эпизоды услышанной истории. Подбираем вопросы, помогающие формированию лексико–грамматических представлений детей, а также побуждающие их анализировать, рассуждать, делать выводы. Одни вопросы помогают выяснить, насколько дети поняли сюжет, другие помогают точнее охарактеризовать героев произведения, третьи - обратить внимание на отдельные слова, поступки, эпизоды, почувствовать главную идею и мораль произведения.
Во время беседы с детьми по содержанию произведения обращаем внимание на постоянство характеров персонажей, описание героев и их поступков, образность и напевность языка, повторы, картины природы, юмористические моменты, драматические повороты сюжета и т.д.
В ходе работы используем разнообразные методы, приемы, а также игровые задания, активизирующие желание детей участвовать в диалоге, к ним относятся:
• прием словесного рисования характеров героев, обстановки, «интерьера» сюжета произведения. Дети воображают себя художниками-иллюстраторами, рассказывают, какие картинки они хотели бы нарисовать. Совместно с родителями мастерят «книжки - малышки» и рисуют к ним свои иллюстрации. Организация выставки помогает детям оценить работы сверстников и показать свои достижения;
• игровое задание «Скажи наоборот» развивает умение сравнивать и понимать сравнение, употреблять в речи антонимы, пословицы с противоположным значением, помогающие выбрать правильный вариант поведения: «Глупый киснет, а умный – мыслит»; «Глупые ссорятся, а умные договариваются»; «Сам пропадай, а товарища выручай»; «Знай больше, а говори меньше»; «Чужого не надо, а своего не отдам»; «Нет друга – ищи, а нашел – береги» и др.
• игровое задание «Найди ошибку» развивает восприятие и внимание, умение правильно оформлять в речи свою точку зрения.
Следующий этап обучения - воспитание устойчивой потребности в общении с произведениями художественной литературы; постижение ребенком выразительности, красоты и точности родной речи, насыщение ее речевыми оборотами и образными выражениями; введение в связную речь языковых средств для самостоятельного речевого творчества детей.
Для того, чтобы работа по формированию языковой компетентности средствами художественной литературы велась систематически, мы продумали смену жанров произведений. При определении жанра произведения дети успешно пользуются схемами - алгоритмами. Так, например, сказку (на схеме – это золотой ключик) характеризуют волшебные сюжеты, традиционные зачины: «жили-были…», «в некотором царстве, в некотором государстве…»; концовки: «и стали они жить-поживать, добра наживать», «тут и сказке конец, а кто слушал – молодец»; и связующие повествование элементы: «долго ли, коротко ли», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «ни в сказке сказать, ни пером описать», «туда – не знаю куда».
В соответствии с мотивацией, т.е. целью речевого развития, дети пересказывают, воспроизводя полный текст произведения или по эпизодам, от лица автора и от лица героя, индивидуально и коллективно (по частям), по книжным иллюстрациям, картинкам и репродукциям; выполняют разнообразные игровые задания:
• «Найти повторы слов и действий»;
• «Сравни лису (зайца, медведя, волка и пр.) в разных сказках»;
• «Скажи ласково» (зайка – заинька – зайчишка);
• «Придумай созвучные слова к слову» (трава-мурава, трава — дрова);
• «От каждого по словечку»;
• «Придумай новое название».
Дети успешно используют приемы подбора синонимов к характеристикам героев сказок: нежная, заботливая, добрая; или неуклюжий, большой, добрый, мохнатый, косолапый и пр. Наличие в языке синонимов и их употребление развивает у детей способность чувствовать выразительность речи.
Развитию у детей самостоятельности в словесно-творческих проявлениях помогают продумывание собственного замысла сказки, выбор темы, сюжета, героев; обучение детей связно, последовательно, выразительно строить предложения.
Началом работы в рамках следующего этапа обучения дошкольников стало ознакомление со схемой развития сюжета произведения. Ее наполняли любым содержанием. Изменение сюжета дает возможность показать вариативность результатов творческого рассказывания. Дети сочиняли по литературному образцу в трех вариантах: с заменой героев, но сохранением сюжета; с заменой сюжета, но сохранением героев произведения; с сохранением героев и сюжета, но с заменой времени и результата действия. Попутно использовались игровые приемы: «Трик, трак – это не так» и задания «Распутай клубок из сказок», «Придумай сказку-путаницу». Подобные изменения в сказке вызывают необходимость в подробном анализе поступков героев, творческом фантазировании. Дети с интересом разбираются в цепочке причинно-следственных связей.
Целью четвертого – рефлексивного - этапа обучения являлась активизация собственной исполнительской деятельности; проявление творчества в реализации замыслов при создании образа; передача художественного образа с помощью движений, мимики, интонации; повышение уровня самоконтроля за собственной речью и стремление ее улучшить; преодоление застенчивости, робости, неуверенности при выступлении перед аудиторией.
Здесь особое внимание уделялось умению детей рассказывать и одновременно показывать сказку на импровизированной сцене, т.е. искусству драматизировать. Драматизация сказок позволяет детям овладевать навыками использования разнообразных выразительных средств в их сочетании, способствует повышению речевой активности. Для этого мы использовали знакомые и любимые детьми сказки, которые богаты диалогами, динамикой реплик и предоставляют ребенку возможность непосредственно ознакомиться с богатой языковой культурой.
Это — очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолеть трудности в общении, воспитывает умение взаимодействовать со сверстниками.
Для развития интонационной выразительности дети выполняли следующие упражнения:
• «Узнай по голосу»,
• «Скажи голосом лисы, медведя и пр»,
• «Покажи с другом эпизод сказки».
Большой интерес у наших воспитанников и их родителей неизменно вызывают театральные постановки по мотивам знакомых сказок, цель которых: раскрытие творческого речевого потенциала детей; формирование умения детей вживаться в образы героев; улучшение и активизация невербальных средств общения: пластики, мимики; развитие интонационной выразительности речи.
Таким образом, использование произведений художественной литературы для развития языковой компетентности обогащает и актуализирует словарный запас детей, развивает навыки грамматического структурирования и связного оформления собственного высказывания, нормализует произносительную сторону речи и конечно, является эффективной формой воздействия на эмоциональную сферу дошкольников.
Результаты диагностики последних лет показывают устойчивую динамику речевого развития наших воспитанников. Это нас радует, т.к. свидетельствует о правильности выбора методов и приемов развития языковой компетентности детей средствами художественной литературы.
Категория: Дошколенок | Добавил: NadjaKupchinowa60 (2015-01-30) | Автор: Купчинова Надежда Владимировна E
Просмотров: 304 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2016-12-06, 6:59 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [769]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1137]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3903]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [352]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1484]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru