Развитие навыка устойчивого равновесия тела является одной из важных задач физического воспитания в детском саду. В практике физической культуры навык равновесия совершенствуется как с помощью специально направленных упражнений так и непосредственно в процессе освоения ходьбы, бега, лазанья, перелезания, метания, прыжков, катания на коньках, лыжах и т.д. Значение навыка равновесия велико. От умения ребенка распределять вес тела над площадью опоры зависит результат решения поставленной двигательной задачи. Кроме того, специальные упражнения ,с помощью которых вырабатывается навык равновесия ,имеют большое оздоровительное и воспитательное значение. Они способствуют формированию правильной осанки, определенных моральных и волевых качеств, решительности ,смелости, настойчивости. Значение упражнений на равновесие возрастает еще в связи с тем, что они содействуют общему физическому развитию и сильно влияют на качественное выполнение других движений. В обычных условиях, когда ребенок овладел тем или иным положением тела или двигательным действием ,координированная работа мышечных групп, удерживающих его в состоянии устойчивого равновесия ,осуществляется рефлекторно, без видимого напряжения и внимания, но если ребенка поставить в новые непривычные для него условия ,связанные со смещением общего центра тяжести над площадью опоры, то устойчивость его тела заметно нарушается. Ребенку стоит больших усилий восстановить потерянную устойчивость. В этот момент его мышцы заметно напряжены, внимание сосредоточено на выравнивание тела над опорной поверхностью. Например : пятилетний ребенок в обычных условиях достаточно уверенно стоит на двух ногах. Частота и амплитуда колебаний его тела практически незаметна. Но если он встанет на носки и поднимет вверх руку, то из-за уменьшения площади опоры и изменения расположения общего центра тяжести ему будет трудно удержать тело в состоянии устойчивого равновесия. В связи с этим заметно увеличивается частота и амплитуда колебательных движений туловища, возрастет уровень мышечных напряжений и внимания. Программа по физическому воспитанию в детском сад у предусматривает целый упражнений ,направленных на развитие равновесия ( ходьба по скамейке, по гимнастическому бревну, перешагивание через предметы, пробегание между ними и др.). Но прежде чем предложить трехлетнему ребенку перешагнуть через предмет( планку) расположенный на некоторой высоте от пола, нужно научить его достаточно уверенно смещать вес тела на опорную ногу и удерживать тело на меньшей площади опоры. Только в данном случае ребенок перешагнет через предмет уверенно, без излишних мышечных напряжений. Это можно отнести также и к другим видам физических упражнений( ходьба по скамейке, бревну и т.д.),где навык устойчивого равновесия должен быть заблаговременно выработать с помощью специальных подготовительных упражнений.
|