Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок

"Рисуя, познаём мир"
Наталья Золотарева
Рисуя, познаем мир.
Сегодня мы с уверенностью говорим, что каждый ребёнок рождается с врождёнными творческими способностями. Однако, творческими личностями вырастают только те дети, условия воспитания которых позволили развить эти способности вовремя.
Рисование – едва ли не самый любимый и интересный вид деятельности детей. И неудивительно, что ИЗОдеятельность позволяет ребёнку отражать в работах своё отношение к окружающему миру, свои впечатления о нём. В процессе работы ребёнок уточняет и углубляет свои знания и представления, свои творческие возможности.
Творческая деятельность художника начинается с живого созерцания — восприятия, в процессе которого он глубоко познает окружающий мир, обследует воспринимаемые объекты. Таким образом, объективной основой для художественной деятельности служит окружающая действительность.
Окружающая действительность – основной источник развития детского изобразительного творчества. Взрослые должны научить ребёнка замечать красоту природы, богатство красок, звуков, выражатьсвоё эмоциональное отношение к окружающему.
Вероятно, нет человека, который не знал бы чудесной книги Чуковского К.И. «От двух до пяти». Писатель, исследователь, он подметил характерную особенность детей этого возраста – наблюдательность, стремление к словотворчеству. Именно в этот период дети открывают для себя мир, эмоционально реагируют на окружающее, удивляются, радуются своим открытиям, находя необычное в обыденном!
Таким образом, воспитывая детей через изодеятельность, наблюдая за окружающим миром, можно достигнуть высоких результатов, как в мыслительной деятельности, так и в речевом развитии. Доказательством этого послужили результаты первичного и промежуточного мониторингов, проведённых с воспитанниками по ознакомлению с окружающим миром и изобразительной деятельности, где наблюдается у детей рост в усвоении программы.
Эстетическое развитие дошкольника, формирование базиса его личностной культуры не может быть ограничено занятиями по изобразительной деятельности, а должно осуществляться в процессе восприятия окружающего мира, природы, искусства и собственной художественной деятельности.
Работа по формированию у детей эстетического отношения к окружающему миру только тогда принесёт пользу, если идеи, заложенные в ней, будут осуществляться постоянно. Уже с раннего возраста у ребёнка должно развиваться чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Это способствует формированию духовно богатой, гармонически развитой личности. В дошкольном возрасте создаются предпосылки для её формирования, характера будущего гражданина, развития личности и коммуникативной компетентности. Педагоги дошкольных образовательных учреждений закладывают у своих воспитанников основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности.
Одним из направлений воспитания и обучения является ознакомление детей с окружающей средой. У детей формируются способности сосредотачивать внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи, самостоятельно, активно и целенаправленно воспринимать прекрасное в окружающем.
Сближение ребёнка и окружающего мира происходит тогда, когда он начинает видеть его красоту, накапливать впечатления от встреч с великолепием природы. Это не позволит ему стать бездумным, безответным потребителем природной среды, а наоборот, воспитает желание защищать и оберегать её, радоваться её красоте. Говорят, что красота – это отражение гармонии природы в человеческом сознании. С этим можно согласиться, если в понятие «природа» включить весь окружающий нас мир и созданное человеком.
Исследования в области эстетического восприятия свидетельствуют: через способность видеть прекрасное в природе происходит становление эстетического отношения дошкольника к миру вообще. А одним из важнейших средств эстетического воспитания и восприятия окружающего мира является изобразительная деятельность. Она позволяет детям выразить в рисунках, лепке, аппликациях своё представление об окружающем мире, понимание его и отношение к нему. У детей закрепится представление о том, что каждый человек может создавать прекрасное и этим доставлять большую радость людям. Через ознакомление с изобразительным искусством дети подводятся к пониманию того, что изобразительное творчество – это не просто изображение какого–нибудь предмета, человека, явления, а передача отношения к нему, оценка его положительного или отрицательного характера.
Изобразительная деятельность едва ли не самый интересный вид деятельности детей дошкольного возраста. И неудивительно, ведь рисунок – это зеркало душевного состояния ребёнка, он позволяет ему отразить в изображаемом образе свои впечатления от окружающего мира. Помогает выразить своё отношение к нему.
Детское творчество нередко поражает взрослых своей непосредственностью, оригинальностью, буйством фантазии.
Раннее развитие творческих способностей у детей – это залог будущих успехов, воспитание самостоятельной, всесторонне развитой личности. Детский возраст – это период бурного развития воображения, это одно из самых важных качеств творческой личности. Именно при помощи воображения у ребёнка формируется образ никогда не существующих объектов. В старшем дошкольном возрасте воображение из репродуктивного
Каждый ребёнок создавая изображение того или иного предмета вносит в изображение свои чувства, своё понимание мира. Ребёнок отражает в своих работах впечатления от окружающего, поэтому необходимо разнообразить знания детей, постоянно их пополнять.
Задача педагога заключается в том, чтобы целенаправленно формировать эти знания и представления у детей путём специальных наблюдений. Постепенно и последовательно развивать восприятие. Например: на прогулке рассматриваем берёзу: « Какой ствол?» (прямой, стройный). «Как растут ветки?». Тут же предложить нарисовать на песке, на асфальте. Сравнить берёзу и клён. Берёза стройная, а клён развесистый, корявый. Веточки у берёзы тонкие, гибкие, а у клёна толстые, прямые и т. д. Необходимо обращать внимание детей, что красота нас окружает повсюду: дома, на улице, в детском саду. Она доставляет людям радость, и относиться к ней надо бережно.
Интерес и положительное отношение к изодеятельности во многом определяется тем, как идёт овладение приёмами рисования, лепки, аппликации. Поэтому необходимо так руководить этой деятельностью, чтобы она радовала детей, вызывала положительные эмоции, желание рисовать, лепить, создавать аппликации. Изодеятельность ребёнка, которой он только начинает овладевать нуждается в квалифицированном руководстве. Но чтобы развивать в каждом ребёнке способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в искусстве, в детском творчестве. Руководить детским творчеством надо тонко, тактично, не навязывая своего понятия и представления, поддерживать инициативу, самостоятельность, способствовать овладению изодеятельностью и развитию творчества.
Некоторые исследователи доказывают, что обучать детей технике рисования не надо, т.к. творчество у детей совершенно и не следует учиться у взрослых. А другие полагают, что необходимо формировать у детей навыки рисования. Ведь, научив владению техникой, мы должны развивать их зрительную память и учить мыслить определёнными образами. Техника рисования понимается как техника линий тушевки. Способов использования различных материалов. Как непосредственный результат со специальными инструментами и материалами. Правильные технические навыки и умения у детей формируются постепенно от занятия к занятию. Очень легко обучить детей рисованию предметов - используя различные схемы. Например:



Необходимо постепенно учить детей правильным способам действия. В результате продуманного процесса обучения рисованию дети овладевают правильными способами рисования не в ходе сухих упражнений, а решая интересные задачи.
Цели работы по ИЗО с детьми дошкольного возраста можно сформулировать так:
• Приобщать детей к наблюдению за действительностью
• Развивать умение видеть мир глазами творца
• Формировать наблюдательность и внимательность
• Предоставить свободу в отражении доступным для ребёнка художественными средствами своего видения мира
Занятия с использованием элементов ТРИЗ – это игра, творческая работа, а значит интересное ощущение радости жизни. Радость вызывает у ребёнка прилив сил, даёт возможность полнее раскрыться творческим способностям ребёнка. Рисование оригинальными техниками и необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. На занятиях с использованием элементов ТРИЗ ломается стереотипность мышления, что рисовать можно только кисточкой и карандашами. Такие игры, как «представь, что исчезли все карандаши и кисточки» заставляют детей искать иные способы и средства изображения.
В работе можно использовать различные способы изодеятельности, следуя принципу: «Рисовать можно чем угодно и как угодно! Лёжа, сидя, стоя, на ходу».
Разнообразные материалы и способы рисования ставят новые задачи и творческого поиска в совершенствовании творческих возможностей ребёнка. Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребёнок начинает лучше понимать окружающий мир, чувства окружающих, учится преодолевать страх и робость, воспитывает в себе чувство уверенности, самостоятельности, радости.
Категория: Дошколенок | Добавил: Nataly8225 (2015-02-06) | Автор: Наталья Золотарева
Просмотров: 329 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2016-12-07, 0:47 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [770]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1138]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [578]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3905]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [353]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1485]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [516]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru