Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок

Использование игровых форм речевого взаимодействия для формирования и развития коммуникативной компетен
Использование игровых форм речевого взаимодействия для формирования и развития коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения.

Щепалина Ирина Ивановна, воспитатель высшей категории КГУ «Специальный детский сад «Бөбек» для детей с ограниченными возможностями в развитии», г. Абай
В настоящее время, когда требования общества к условию развития личности особенно высоки, проблема развития коммуникативных компетентностей становится особенно актуальной. Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования его личности. Развивая коммуникативные навыки, мы учим детей не только отвечать на вопросы, но и задавать их, поддерживать разговор, умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние.
Речь является самым универсальным средством общения, поскольку при передаче информации посредством речи участники общения особым способом воздействуют друг на друга, ориентируют друг друга, убеждают друг друга, т. е. стремятся достичь определенного изменения в поведении. Без речевого общения невозможно полноценное развитие ребенка. Усваивая родной язык, дети овладевают практическими речевыми навыками, коммуникативными формами и функциями языковой действительности, а также навыками вербального взаимодействия с другими людьми.
Контакты детей не ограничиваются только их взаимоотношениями со взрослыми. Наступает момент, когда ребёнок устремляется к другим детям, а это очень важно, чтобы в период детства дети приобрели опыт общения со сверстниками. С помощью речи ребенок учится рассказывать о значимых для него событиях, делиться своими впечатлениями, строить с людьми адекватные отношения. Нарушения речевой функции не могут не сказаться отрицательно на развитии процесса общения. На протяжении ряда лет мы работаем над проблемой формирования речевой коммуникации у старших дошкольников. Поставили перед собой цель – научить дошкольников, имеющих речевые нарушения, общаться друг с другом и взрослыми.
В рамках решения данной проблемы определили круг задач:
• помочь детям в установлении контактов друг с другом;
• создать атмосферу доброжелательности, взаимопомощи и любви;
• дать элементарные сведения о культуре общения и через коммуникативно-речевые ситуации игры, упражнения стимулировать развитие диалогической и монологической речи;
• развивать умение выражать свои мысли, мнение и суждения.
Для проведения диагностики уровня развития коммуникативных навыков и умений у детей выделили следующие показатели коммуникации:
• развитие речевой коммуникации (на начало года она составила низкий уровень - 32%, средний – 63%, высокий -5%);
• развитие речевого кругозора;
• развитие коммуникативной функции речи;
• сформированность эмоционально-речевого общения.
Работа проводилась в 3 этапа.
На первом этапе у детей формировали так называемое коммуникативное ядро, которое составляет языковые знания и первичные умения общения. Приоритетность на этом этапе была отдана умениям воспринимать на слух речевые конструкции, понимать их и адекватно вербально реагировать. В то же самое время проводили работу, направленную на формирование простых вопросно-ответных комплексов.
На втором этапе особое внимание уделялось обогащению коммуникативного ядра за счет упрочившегося благодаря упражнениям способа действия, овладению новыми средствами общения (фонетическими, лексическими. грамматическими), применению полученных знаний в учебных условиях общения. В результате многократного повторения конкретного умения стали формироваться речевые навыки. Детей стимулировали к высказываниям не только об увиденном или услышанном, но и о прочитанном. Речевое взаимодействие на этом этапе было нацелено на создание и закрепление несложных видов диалога.
На третьем этапе перешли к систематизации приобретенных знаний, умений и навыков и их дальнейшему совершенствованию, т.е. формированию умений совершать комплексные действия, основанные уже не на знаниях, а на навыках: предлагали ребенку самостоятельно решать вербально - коммуникативные задачи в различных ситуациях общения.
Данная работа проводилась в организованных видах учебной деятельности, а закреплялись навыки в течение дня в игровой форме:
• речевых игр,
• игр парами,
• игр-инсценировок,
• игр-драматизаций,
• сюжетно-ролевых игр.
Опираясь на результаты диагностики, сделали подборку игр для детей с нарушениями речевого развития. Так, например, в известной народной игре «Садовник» дети последовательно обращались друг к другу: «Все цветы мне надоели, кроме…», имея возможность признаться в своей симпатии, выбрать себе желаемого партнёра, установить контакт с предпочитаемым сверстником. С удовольствием дети играют в игры «Огородник», «Кто позвал?», определяют по голосу, даже измененному, имя игрока. Широко используем игры, в которых взаимодействие носит характер речевого диалога: «Гуси-лебеди», «Караси», «Фанты» и др. Все эти игры формируют коллектив играющих детей, и это побуждает к возникновению в развитию диалогического, речевого общения.
В играх парами используем сюжеты прятанья и отыскивания предмета по звуку, вкусу, на ощупь, распутывание небылиц и др. Они построены так, чтобы «замкнуть» детей друг на друге. Дети учатся ориентироваться на партнёра-сверстника, его действия, учиться доброжелательно, обращаться к нему, обосновывать свои высказывания, отвечать на вопросы и реплики товарища, действовать совместно, следить за высказываниями и действиями партнёра, дополнять или корректировать их.
Особое место в ряду организованных игр мы отводим играм - инсценировкам, играм – драматизациям, сюжетно-ролевым играм, которые объединяют нескольких детей хорошо знакомых с текстом, представляющих себе сюжет, последовательность игровых действий. Принимая роль на себя, ребёнок встаёт в позицию сказочного персонажа, участвует в диалогическом общении. Игры помогают детям установить контакты друг с другом и с взрослыми, создать атмосферу доброжелательности, взаимопомощи и любви.
Сюжетно-ролевая игра приближает ребёнка к миру взрослых, способствует развитию личности ребёнка, оказывает большое влияние на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми. В совместной игре со сверстниками ребёнок приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими детьми. Здесь дети вступают в разнообразные контакты между собой по собственной инициативе и строят свои взаимоотношения самостоятельно, они учатся считаться с партнёрами в совместной деятельности.
Целесообразность, системность и последовательность проводимой работы позволила нам в конце учебного года получить следующие результаты:
• у детей расширился кругозор,
• обогатился активный словарь,
• дети стали оказывать помощь друг другу в процессе совместной деятельности,
• сформировались навыки и умения вступать в разговор, поддерживать беседу на заданную тему,
• дети с удовольствием делятся своими мыслями и переживаниями,
• у них сформированы основные навыки общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Использование игровых методов и приемов речевого развития позволили сформировать у детей умения слушать и понимать партнёра, рассуждать, аргументировать свои высказывания, длительно поддерживать разговор. Дети стали общительнее, разговорчивее, легко вступают в беседу и со взрослыми и со сверстниками.
Литература:
1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей.- М.; Мозаика-синтез,1999.
2. Арушанова А. Г. Коммуникативное развитие проблема и перспективы (старший дошкольный возраст). Дошкольное воспитание: 1998-3 6,7,8.
3. Лепская Н. И. Детская речь в теории коммуникации. Вопросы языкознания. – М. ;1994.
4. Комарова С. В. Формирование коммуникативных умений детей с нарушением речи. Логопед -2014-№ 2.
5. Ушакова О. С. Речь и мышление ребёнка – СПб.; 1997.
6. Шипишина Л. М. Азбука общения – СПб.; Детство-пресс. 2013.
Категория: Дошколенок | Добавил: Ивановна6922 (2015-02-13) | Автор: Щепалина Ирина Ивановна E
Просмотров: 362 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2016-12-07, 9:16 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [770]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1138]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [578]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3905]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [353]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1485]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [516]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru