Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок

Экология души (Планета Земля)
Частное учреждение ясли - сад «Балапан»

Авторский экологический проект
«Экология души планеты»
(Старшая группа, 2013-2014 год)

Воспитатель: Данилова О.И.

Караганда 2013 год

«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев
И песню кузнечика, журчание весеннего ручья…».
В. А. Сухомлинский.
Тема проекта: «Экология души планеты»
Цель проекта:
• Воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)
• Формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)
• Развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее)
• Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Актуальность проблемы:
Установка на гуманизацию современного экологического образования диктует иные подходы работы с детьми в этой области. Единственный и надёжный помощник – культура, духовность.
Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пения птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними. Установление гармонических отношений с живой и неживой природой, развивает органы чувств, которые являются посредниками между окружающей средой и мозгом, трансформаторами и ретрансляторами энергий природы в тело ребенка.
Ожидаемые результаты:
 продолжается развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, образного мышления, творческих способностей.
 формируется осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
 развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
 у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
 приходит понимание необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА:

 Формы работы с детьми по проекту (помесячно)
 Распределение материала прогулок по временам года
 Цикл занятий по проекту
 Дидактические игры:
 Дидактические игры для развития эстетического восприятия природы
 Дидактические игры для формирования нравственно – оценочного опыта
 Упражнения развивающие воображение
 Релаксационные паузы
 Подвижные игры:
 Подвижные игры экологического характера
 Пальчиковые игры
 Сказки В.А.Сухомлинского
 Экологические сказки Т.А.Шаригиной

Формы работы
с детьми по проекту
«Экология души планеты»

Месяц Содержание работы
Сентябрь
Обращайте внимание детей на красоту овощей, фруктов, осенних цветов, кустарников, деревьев.
Познакомьте детей с изображением растительного узора (цветов, ягод и др.) в работах народных мастеров и произведениях декоративно-прикладного искусства.
Конспект занятия «Осень-припасиха, зима-забериха»
Цель: Уточнить и расширить знания детей о содержании и характере труда овощеводов и садоводов.
Продолжать учить детей составлению описательных рассказов об овощах и фруктах, используя мнемотаблицу.
Развивать внимание, логическое мышление, воображение.
Воспитывать уважение к труду земледельцев.
Учить узнавать овощи и фрукты, используя различные анализаторы.

Экскурсия вокруг детского сада
Цель:
1. Показать детям многоцветность окружающего мира.
2. Конкретизировать представление об осенних изменениях в природе.
3. Закреплять умение подбирать слова - признаки: дерево (большое, красивое, яркое, разноцветное, осеннее).
4. Воспитывать в ребенке умение видеть красоту осени, любоваться ее великолепным нарядом.
5. Вызвать эмоциональное отношение к наблюдаемым природным явлениям, объектам, соотносить их с художественным образом.
6. Воспитывать эстетическое чувство.

Наблюдения и опыты.
• Наблюдения за изменениями в природе. На прогулках предлагать детям самостоятельно находить признаки осени в окружающей природе.
• Наблюдение за осадками. Характер осадков в сентябре - дождь и туман. Дети находят различия между затяжными и кратковременными дождями.
• Наблюдение за ветром. Дети самостоятельно дают характеристику ветру: сильный, порывистый, слабый, кратковременный, ураганный. На прогулку вынести флюгер и наблюдать за его движением. Откуда и куда дует ветер? Остаётся ли положение флюгера постоянным или оно меняется? Подвести детей к выводу, что ветер может дуть с разных сторон.
• Наблюдение за продолжительностью дня. Наблюдения проводятся с одного и того же места на участке детского сода. Дети постепенно подводятся к пониманию того, что долгота дня связана с движением солнца, с высотой его стояния.
• Наблюдения за растениями. Длительные наблюдения за созреванием плодов и семян деревьев и кустарников. Подвести детей к выводу, что созревание плодов и семян – это признак осени. В результате наблюдений сделать вывод, что у растений нет молодых побегов и свежей зелени, так как осенью прекращается рост растений.

• Наблюдение за распространением семян и плодов. Рассмотреть вместе с детьми разнообразные плоды деревьев и
определить, с помощью чего семена разносятся по земле (крылышки, пух, колючки). В ветреные дни понаблюдать,
как семена разносятся по участку. Предложить детям отыскать на участке растения, для которых ветер - желанный
гость.
• Наблюдения за птицами. Обсудить с детьми, почему птицы улетают. Понаблюдать за скворцами, которые собираются в стаи.
• Наблюдение за насекомыми. Обратить внимание на то, что насекомых стало меньше, объяснить, куда они исчезли, предложить поискать насекомых на участке.

Игры – тренинги «На прогулке».
Цель: развитие эмоциональной сферы, умения выражать раз¬личные эмоциональные состояния, снятие психоэмоционального напряжения.

Пальчиковые игры «Паучок»
Цель: развивать мелкую моторику рук для развития речи детей дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.

Подвижная игра «Заяц и лиса»
Цель: укреплять здоровье играющих, способствовать их правильному физическому развитию, содействовать овладению жизненно необходимыми двигательными навыками, умениями и совершенствованию в них.

Релаксационная пауза «Облака»
Цель: снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение.

Чтение экологических сказок «Дождевой червяк» (из книги Т.А.Шарыгиной), В.А.Сухомлинского «Мальчик и колокольчики ландыша»
Цель: воспитывать культуру поведения и бережное отношение к живому, развивать познавательный интерес к природе.

Д/и «Беседа с деревьями»
Цель: учить детей видеть и эмоционально откликаться на прекрасное в природе; воспитывать гуманное отношение к ней.

Упражнение: «Природный оркестр»
Цель. Расширять чувственный опыт детей. Стимулировать стремление детей передавать разнообразные звуки, услышанные в природе, с помощью предметов, материалов, музыкальных инструментов. Развивать воображение.

Октябрь
Обратите внимание детей на неповторимую красоту, разнообразие цветов и оттенков в осеннем убранстве деревьев. Покажите им изящество формы и разнообразие цветов и оттенков в осенних плодах деревьев и кустарников (боярышника, черемухи, шиповника, березы, клена и др.).

Занятие: «В гости к осеннему лесу».
Цель:
Углубить и конкретизировать представление об условиях жизни растений и животных осенью (заметно меняются условия жизни для зверей и птиц; насекомые прячутся и замирают, перелётные птицы улетают на юг; животные готовятся к зиме; дни становятся короче и холоднее, постоянно идёт дождь).
Расширить знания детей о состоянии растений осенью (прекращение роста, деревья и кустарники сбрасывают пожелтевшие листья, наличие плодов и семян).
Учить различать деревья и кустарники по окраске листьев, семенам и плодам).

Наблюдения и опыты
• Продолжать развивать у детей умение самостоятельно выделять признаки золотой осени. Предложить определить на каких деревьях листья только краснеют, а на каких - желтеют; понаблюдать с каких деревьев листья опадают раньше – с молодых или со старых.
• Какие из деревьев быстрее сбрасывают листву? (берёза, тополь); что способствует быстрому опаданию листьев? (ветер, заморозки). Обсудить с детьми, почему опадают листья. Рассмотреть почки на деревьях.
• Сравнить деревья и кустарники по цвету коры, по плодам, семенам, форме кроны. Рассмотреть травянистые растения, их приспособленность к зиме: отмирают стебли и корни, но сохраняются семена.
• Понаблюдать за отлётом птиц. Рассказать детям, что с приходом холодного времени года – осени- пищи для птиц мало, температура воды понижается, поэтому они улетают туда, где тепло и много еды. Обсудить, почему водоплавающие птицы улетают позднее остальных.

Игры – тренинги «Солнышко», «Туча»
Цель: развитие эмоциональной сферы, умения выражать раз¬личные эмоциональные состояния, снятие психоэмоционального напряжения.

Пальчиковые игры «Пчелки»
Цель: развивать мелкую моторику рук для развития речи детей дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.

Подвижная игра «Журавушка - журавушка»
Цель: укреплять здоровье играющих, способствовать их правильному физическому развитию, содействовать овладению жизненно необходимыми двигательными навыками, умениями и совершенствованию в них.

Релаксационная пауза «Холодно -жарко»
Цель: снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение.
Чтение экологических сказок «Родник» (из книги Т.А.Шарыгиной), В.А.Сухомлинского «Лепесток и цветы»
Цель: воспитывать культуру поведения и бережное отношение к живому, развивать познавательный интерес к природе.

Д/и «Радости и огорчения»
Цель: формировать собственное отношение к природе.

Упражнение «Забавные танцы»
Цель: Идентификация с животными и растениями. Стимулирование желания передавать их образы в танце.

Ноябрь Обратите внимание детей на изменения, которое произошли в природе с известными цветами, деревьями и кустарниками.
Рассмотрите кору разных пород деревьев, покажите детям многообразие ее цветов и оттенков, фактуры (гладкая, шершавая). Полюбуйтесь многообразием их формы, приятным золотистым цветом.
Рассмотрите с детьми произведения народного, декоративно-прикладного искусства. Объясните им, что для того, чтобы изделия были красивы, художники узорно-орнаментально украшают свои работы.

«Давайте оживим землю» Конспект занятия по экологии.
Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, расширять знания о почве, познакомить детей с составом земли, познакомить детей с тем, как образуется почва, с некоторыми свойствами почвы, камней, глины, формировать у дошкольников представления о значении почвы в природе и в жизни человека.

Волшебные дары осени (Экскурсия в природу)
Цель: воспитание бережного отношения к природе и потребности в охране окружающей среды, привитие навыков анализа, наблюдения за изменениями в природе, развитие наблюдательности, внимания, мышления.

Наблюдения и опыты
• Наблюдения за осадками. Понаблюдать за изморозью и первым снегом. Вспомнить, чем различаются изморозь, иней, снег. Отметить переход дождя в мокрый снег, связать это с изменением температуры воздуха.
• Понаблюдать, какое из деревьев сбросило листву последним. Сделать вывод о том, что после того как температура воздуха стала ниже нуля градусов, все деревья сбросили листву. Обратить внимание детей на то, что молодые ветки на деревьях не растут, почки на ветках крепко закрыты.
• Установить кормушки. Обсудить, какой корм нужен птицам.

Игры – тренинги «Дождик», «Ветер»
Цель: развитие эмоциональной сферы, умения выражать раз¬личные эмоциональные состояния, снятие психоэмоционального напряжения.

Пальчиковые игры «Червячки»
Цель: развивать мелкую моторику рук для развития речи детей дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.

Подвижная игра «Лиса и куры»
Цель: укреплять здоровье играющих, способствовать их правильному физическому развитию, содействовать овладению жизненно необходимыми двигательными навыками, умениями и совершенствованию в них.

Релаксационная пауза «Пчелка»
Цель: снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение.

Д/и «Что такое хорошо и что такое плохо»
Цель: уточнить представления детей об экологически правильном поведении.

Чтение экологических сказок «Маленькая путешественница» (из книги Т.А.Шарыгиной), В.А.Сухомлинского «Девочка и ромашки»
Цель: воспитывать культуру поведения и бережное отношение к живому, развивать познавательный интерес к природе.

Упражнение «На участке – дождь»
Цель: развитие чувства эмоциональной отзывчивости, воображения.

Декабрь Обратите внимание детей на изящество строения кроны разных пород деревьев; покажите, как они не похожи друг на друга. Помогите почувствовать разнообразие таящихся в них образов (одно дерево похоже на воина, другое …).
Покажите детям красоту и декоративность хвойных пород деревьев и кустарников (ель, сосна).
Продолжайте работу по восприятию узоров и орнаментов на примере произведений народного декоративно-прикладного искусства. Обратите внимание детей на то, что ритмический порядок в узоре в работах народных мастеров позволяет достигнуть целостности и выразительности.

Занятие по экологии
«Беседа о мусоре и о том, что можно сделать, что бы мусора стало меньше…»
Дать детям представление о проблеме мусора в городах.
Рассказать о вреде свалок для природы и человека. Приучать детей к ответственному отношению к природе.
Донести до ребят важность этой проблемы и показать некоторые выходы из данной ситуации.
Предложить подумать над разрешением проблемы мусора силами ребят в детском саду и дома

Наблюдения и опыты
• Выяснить зависимость характера состояния снега от погоды: в морозный день при отсутствии ветра снег падает отдельными снежинками, в сравнительно тёплую погоду – снежными хлопьями, в мороз при ясном небе – снегопад «иголками». Обсудить с детьми, что происходит, когда снег скрипит под ногами (с хрустом ломаются лучики снежинок). В разную погоду рассмотреть снежинки через лупу. Зарисовать в дневнике наблюдений за снежинками.
• Наблюдение за следами на снегу: зверей, людей, птиц, лыж, санок, машин (учиться определять свежий след или он оставлен давно). Сравнить следы птиц на рыхлом снегу и утоптанном. Обратить внимание на появление инея и морозных рисунков на окнах.
• Выявить механизм образования инея. Термос с горячей водой вынести на прогулку. Подержать над горячим паром тарелку и дать ей остыть. На тарелке образуется иней. Сделать вывод, почему в природе образуется иней. Обсудить, почему в морозный день волосы о воротники покрываются инеем.

Игра – тренинг «Снежинки»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, ослабление негативных эмоций.

Пальчиковые игры «Пять утят»
Цель: развивать мелкую моторику рук для развития речи детей дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.

Подвижная игра «Змейка»
Цель: укреплять здоровье играющих, способствовать их правильному физическому развитию, содействовать овладению жизненно необходимыми двигательными навыками, умениями и совершенствованию в них.

Релаксационная пауза «Холодно - жарко»
Цель: снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение.

Игра – тренинг «Изобрази животное»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Чтение экологических сказок «Кролик и крольчиха» (из книги Т.А.Шарыгиной), В.А.Сухомлинского «Пчела и тыквенный цветок»
Цель: воспитывать культуру поведения и бережное отношение к живому, развивать познавательный интерес к природе.

Д/и «Беседа с деревьями»
Цель: учить детей видеть и эмоционально откликаться на прекрасное в природе; воспитывать гуманное отношение к ней.
Январь Продолжайте наблюдения за красотой зимней природы, подкармливайте зимующих птиц.
Продолжайте работу по развитию восприятия красивых узоров и орнаментов в произведениях народного и декоративно-прикладного искусства.
В доступной форме познакомьте детей с важнейшим средством выразительности в орнаменте — симметрией.

Конспект занятия «Обитатели воздуха»
Цель:
Познакомить детей с животными, приспособленными к обитанию в воздушной среде.

Наблюдения и опыты
• Наблюдение за состоянием снега. Уточнить зависимость температуры воздуха и состоянием снега (липкий, рыхлый).
• Наблюдение за сугробами. Выявить связь между силой ветра и формой, местонахождения сугробов. Измерить условной меркой глубину сугробов до и после снегопада. Сделать вывод, почему в одних местах снег глубокий, а в других его почти нет.
• Наблюдение за поведением птиц на кормушке. Ориентироваться по следам на снегу; кто из птиц прилетал к кормушке. Выяснить какой корм какой птице нужен. Отметить особенности поведения воробьёв: задорно чирикают – чувствуют прибавку света. Если воробей нахохлился – к морозу, пёрышки приглажены – к теплу. В январе уже можно услышать песенку синицы. Сделать вывод о том, что птицы первыми реагируют на прибавление света.
• Наблюдение за деревьями. После сильных морозов рассмотреть кору деревьев, есть ли морозобойные трещины на стволе, рассказать детям, как образуются трещины. Рассмотреть почки на деревьях, напомнить, что дерево – живое, и весной из почек распустятся листья.

Пальчиковые игры «Ветер»
Цель: развивать мелкую моторику рук для развития речи детей дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.

Подвижная игра «Ходит капелька по кругу»
Цель: укреплять здоровье играющих, способствовать их правильному физическому развитию, содействовать овладению жизненно необходимыми двигательными навыками, умениями и совершенствованию в них.

Игра – тренинг «Человечки настроения»
Цель: развивать умение сопоставлять эмоции и причины их появления, развитие чувства эмпатии, положительного отноше¬ния к окружающему миру.

Релаксационная пауза «Облака»
Цель: снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение.

Игра – тренинг «Ветер дует на …»
Цель: стимулирование активности, развитие сплоченности, развитие внимания, снятие мышечного напряжения.

Д/и «Экологический светофор»
Цель: Продолжать уточнять представления детей об экологически правильном поведении.

Февраль Продолжайте любоваться вместе с детьми красотой зимней природы: искрящимся на солнце снегом, травинками, кустам, деревьями, покрытыми инеем или припорошенные снегом
Рассмотрите иллюстрации, в которых художник передал не реальный, а вымышленный мир сказочных персонажей, например иллюстрацию Ю. Васнецова к сказке В. Бианки «Лис и мышонок», на которой изображен дом (спальня) мышонка, или любые другие.
Предложите детям рассмотреть две-три иллюстрации с изображением сказочных домиков и выбрать тот, который больше всего понравился, и «войти» в него. Попросите детей рассказать о том, что каждый из них там увидел, как его «принимали».

Пальчиковые игры «Рыбки»
Цель: развивать мелкую моторику рук для развития речи детей дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.

Подвижная игра «Снежки»
Цель: укреплять здоровье играющих, способствовать их правильному физическому развитию, содействовать овладению жизненно необходимыми двигательными навыками, умениями и совершенствованию в них.

«Дом под крышей голубой». Занятие по экологии.
Цель: Обобщить и закрепить полученные знания о живой и неживой природе. Развитие произвольного внимания, воображения, умения работать в коллективе. Воспитание чувства взаимопомощи товарищам.

Экскурсия в зимний парк «В гостях у зимушки-зимы».
Цель: показать детям чудо белого цвета, увидеть деревья зимой, разнообразие коры деревьев.

Наблюдения и опыты
• Наблюдение за осадками. Во время метели, вьюги, выявить характерные признаки этих явлений. Сравнить вьюгу, позёмку, метель – в чём сходство и различие (в направлении, силе и равномерности ветра).
• Наблюдение за снежным покровом. Обсудить защитные свойства снега. В тёплый солнечный день наблюдать за появлением воронок в снегу вокруг стволов деревьев. Обсудить, почему появились воронки. Для подведения детей к самостоятельному выводу предложить потрогать тёмную и светлую одежду и убедиться, что тёмная одежда быстрее нагрелась на солнце. Сравнить появление воронок у берёзы и у клёна. Закрепить в представлении детей понятие «наст», когда он появляется и почему.
• Наблюдение за деревьями. По особенностям ствола, расположения веток, особенностям почек дети различают деревья: дуб (крепкий ствол, с шероховатой корой, ветки отходят под прямым углом), берёза (белый ствол и тонкие свисающие веточки, отходящие от крепких сучьев), клён (каждая ветка раздваивается вилкой, а крупные почки сидят друг против друга), липа (нижние ветки прогибаются как на качелях).
• Наблюдение за птицами. В конце месяца дети фиксируют оживление в поведении птиц.

Игра – тренинг «Тренируем эмоции»
Цель: развитие умения выражать различные эмоции, снятие мышечного и психоэмоционального напряжения.
Релаксационная пауза «Бабочки»
Цель: снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение.

Д/и «Необычное путешествие»
Цель: Продолжать учить дошкольников экологически правильно оценивать действия людей в природе.

Упражнение «Точка зрения»
Цель: учить детей оценивать ситуацию. Задаём ситуацию, на основе которой придуман этюд, а потом меняем в этой ситуации характер героя.
Март Обратите внимание детей на первые признаки приближения весны. Внесите в группу ветки тополя. Предложите детям полюбоваться ими, вдохнуть аромат их почек.
Расскажите детям о творчестве художников-иллюстраторов. Более подробно остановитесь на творчестве одного из них. Организуйте выставку книг с его иллюстрациями.
Предложите детям рассмотреть две-три иллюстрации, в которых с помощью различных средств выразительности передано определенное настроение.
Поинтересуйтесь, почувствовали ли они это настроение или нет. («Как вы считаете, эта картина веселая или грустная?») Выскажите собственную точку зрения.
Спросите у детей, как им удалось узнать о настроении, чувствах героев той или иной иллюстрации. Попытайтесь подвести детей к пониманию того, что разные эмоциональные состояния художники передают не только благодаря выражению лица. Цветом, колоритом художественного произведения можно показать страх и радость, вызвать чувство тревоги и ощущение счастья и т. д. Особое внимание уделите контрасту. Например, изображая девочку Машу в лесу, художник Ю. Васнецов нарисовал ее очень маленькой среди огромных, могучих деревьев. И этот контраст вызывает у нас чувство тревоги.

«Мир вокруг нас». Конспект занятия по экологии.
Цель: Уточнить представления детей о том, что вода очень ценный продукт. Уточнить о разном значении леса в жизни человека, о воздухе и чистоте воздуха. Воспитывать бережное отношение к природе, к окружающему миру.

Релаксационная пауза «Качели»
Цель: снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение.

Подвижная игра «Стадо»
Цель: укреплять здоровье играющих, способствовать их правильному физическому развитию, содействовать овладению жизненно необходимыми двигательными навыками, умениями и совершенствованию в них.

Пальчиковые игры «Котята»
Цель: развивать мелкую моторику рук для развития речи детей дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.

Наблюдения и опыты
• Дети выявляют взаимосвязи в природе: солнце пригревает всё теплее, следовательно, снег таит, превращается в воду, вода пропитывает почву, следовательно, появляются условия для роста растений: набухают почки на деревьях, а на проталинах, там, где прогревает солнце, появляется первая травка.
• Наблюдение за изменениями в жизни животных: отмечаем прилёт грачей, обсуждаем с детьми, почему эти птицы прилетают первыми (грачи – всеядные, могут добыть корм где угодно). Вспомнить с детьми пословицы: «Грач на горе – весна на дворе», «Увидал грача – весну встречай». Наблюдая за поведением птиц на участке, побуждать детей к самостоятельным выводам – в чём проявляется весеннее оживление в жизни птиц: звонкая песенка синиц, воробьи подбирают себе пары, вороны сидят на яйцах. Объяснять детям, что песню заводят самцы, привлекая к себе птичку – самку для создания семьи. Наблюдая за кошками и собаками, выявить, в чём проявляется их активность, почему коты устраивают «кошачьи концерты».
• Наблюдения за солнцем на небе. Предложить детям измерять длину тени от дерева в одно и тоже время в течение недели. Убедиться, что тень с каждым днём становится короче. Отметить это в дневнике наблюдений. Сделать вывод о том, что солнце с каждым днём поднимается всё выше.

Игра – тренинг «Весна, лето, осень, зима»
Цель: развитие умения определять и выражать различные эмо¬циональные состояния.

Игра – тренинг «Прогулка по ручью»
Цель: стимулирование активности, развитие сплоченности, снятие мышечного напряжения.

Подвижная игра «Змейка»
Цель: укреплять здоровье играющих, способствовать их правильному физическому развитию, содействовать овладению жизненно необходимыми двигательными навыками, умениями и совершенствованию в них.

Релаксационная пауза «Пчелка»
Цель: снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение.

Д/и «Путешествие»
Цель: воспитывать бережное отношение к природе.

Апрель Продолжайте вместе с детьми наблюдать приход весны. Любуйтесь набухшими почками, соцветиями ольхи, первой травой, цветами.
Предложите детям рассмотреть иллюстрации, в которых с помощью различных средств выразительности передано определенное настроение (радость, грусть, страх и т. д.).
Рассмотрите с детьми иллюстрации, на которых изображены сцены, позволяющие думать о какой-то тайне и по-разному толковать изображенные там события (рисунки В.Лебедева к сказке С. Маршака «Тихая сказка», Ю. Васнецова к сказке «Гуси-лебеди» и мн. др.). Дети могут рассматривать такого рода иллюстрации независимо от того, знакомы им эти художественные произведения или нет. Главное, чтобы предложенная иллюстрация или репродукция вызывала у них эмоциональный отклик на происходящие события и создавала вокруг них атмосферу таинственности.

"День земли". (Познавательно- экологическое занятие)
Цель: Закрепить знания детей о природе. Уточнить знания детей о жизни на Земле, воспитывать гордость за свою планету, пробуждать желание сделать приятное для неё. Через эмоциональное отношение формировать устойчивый интерес к природе, заложить основы экологического воспитания. Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему и прекрасному, что нас окружает.

Наблюдения в природе
• Объяснить детям понятие «ледоход», рассказать, что после ледохода начинается бурное пробуждение природы. Предложить детям посмотреть, какое место участка просыхает быстрее (с глинистой почвой или с песчаной). Объяснить, что глинистая почва сильнее удерживает воду и поэтому долго не сохнет, а песчаная – пропускает воду и поэтому быстро просыхает. Обратить внимание на то, что на глинистой почве растений мало, а на песчаной почве растения появляются раньше, но потом быстро засыхают.
• Наблюдение за деревьями. Объяснить детям, что у деревьев весной начинается сокодвижение. На участке найти дерево, у которого из трещины на коре выделяется сок, и обратить внимание на то, что возле трещины собираются насекомые – любители «сладкого». Объяснить детям, что стало тепло, и вода с растворенными веществами из почвы поднимается по стволу к почкам, они оживут и распустятся листья.
• Наблюдение за птицами – прилет грачей; оживляются зимующие птицы, постройка гнезд. Учить различать голоса птиц.
• Наблюдение за насекомыми. Предложить детям найти насекомых. Установить связь между прилетом птиц и появлением насекомых. Подвести детей к выводу, что апрель – это месяц, когда все просыпается в живой и неживой природе.

Игра – тренинг «Цветок»
Цель: снятие мышечного, психоэмоционального напряжения, формирование способности выражать чувства и эмоции.

Пальчиковые игры «Поросята»
Цель: развивать мелкую моторику рук для развития речи детей дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.

Подвижная игра «Стадо»
Цель: укреплять здоровье играющих, способствовать их правильному физическому развитию, содействовать овладению жизненно необходимыми двигательными навыками, умениями и совершенствованию в них.

Д/и «Встреча с растениями»
Цель: формировать эмоциональное отношение к природе.

Чтение экологических сказок «Как скворец себе дом выбирал» (из книги Т.А.Шарыгиной), В.А.Сухомлинского «Птенец выпал из гнезда»
Цель: воспитывать культуру поведения и бережное отношение к живому, развивать познавательный интерес к природе.

Д/и «Природа благодарит и сердится»
Цель: учить детей правильно оценивать действия людей по отношению к природе.

Релаксационная пауза «Облака»
Цель: снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение.

Упражнение «Танец бабочек»
Цель: развитие чувства эмоциональной отзывчивости, экологической эмпатии, воображения.
Май Продолжайте рассматривать с детьми иллюстрации и репродукции произведений живописи, на которых изображены сцены, позволяющие думать о какой-то тайне и по-разному толковать изображенные события.
Рассмотрите с детьми изображение растительного узора (цветов, ягод и др.) в работах народных мастеров и произведениях декоративно-прикладного искусства. Упражняйте детей в выделении и назывании главных элементов узора.
Расскажите детям об особенностях народного и декоративно-прикладного искусства и с помощью родителей организуйте выставку одного вида народного и декоративно-прикладного искусства.

«Насекомые». Конспект занятия по экологии.
Цель: Расширять представление дошкольников об особенностях внешнего вида и жизненных проявлений насекомых.
Учить анализировать, устанавливать простейшие причино-следственные связи, делать обобщения, отвечать на вопросы, активизировать память.

Наблюдения и опыты
• Наблюдения за солнцем. Уточнить, когда солнце греет сильнее: утром, днем или вечером. С этой целью вынести металлические предметы на утреннюю и вечернюю прогулки, понаблюдать, какие предметы сильнее нагреваются - темные или светлые. Подвести детей к выводу, что почва темного цвета, она удерживает тепло.
• Наблюдения за грозой. Обратить внимания детей на изменение в природе перед грозой. Понаблюдать, что происходит раньше – гремит гром или сверкает молния и почему. Обсудить с детьми, что общего и чем отличается грозовой ливень от других видов дождей (кратковременный, затяжной, моросящий, грибной). Вспомнить правила поведения во время грозы.
• Наблюдения за растениями. Понаблюдать за цветением березы: обратить внимания, что сережки разные по цвету, одни – зеленые, а другие – буроватые. Взять сережки в руки – на руках останется пыльца. Обсудить с детьми, для чего березе нужна пыльца. Сравнить цветение клена и березы что общего и чем отличается. Наблюдения за цветением черемухи, сравнить с цветением тополя и березы. Познакомить детей с народной приметой, что черемуха цветет в период похолодания. Обратить внимание на похолодание большого количества мух, комаров и других летающих насекомых.
• Понаблюдать за гнездованием птиц.

Игра – тренинг «Дождик»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, снижение агрессии, ослабление негативных эмоций.

Пальчиковые игры «Весна»
Цель: развивать мелкую моторику рук для развития речи детей дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.

Подвижная игра «Лягушки»
Цель: укреплять здоровье играющих, способствовать их правильному физическому развитию, содействовать овладению жизненно необходимыми двигательными навыками, умениями и совершенствованию в них.

Релаксационная пауза «Бабочка»
Цель: снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение.

Чтение экологических сказок «Катя и божья коровка» (из книги Т.А.Шарыгиной), В.А.Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой»
Цель: воспитывать культуру поведения и бережное отношение к живому, развивать познавательный интерес к природе.

Упражнения – эмпатия «Я – кузнечик», «Я – цветок»
Цель: развивать воображение: уметь представлять себя образом в ситуации, когда у этого образа есть проблемы.

Полный проект смотрите по ссылке

Источник: http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2015/02/18/ekologicheskiy-proekt-dlya-doshkolnikov-5-6-let
Категория: Дошколенок | Добавил: dan96ol (2015-02-18) | Автор: Экологический проект
Просмотров: 218 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2016-12-08, 3:00 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [217]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [770]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1139]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [578]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3905]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [353]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1491]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru