Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок

Психолого-педагогические основы проблемы формирования коммуникативной компетентности дошкольника
Психолого-педагогические основы проблемы формирования коммуникативной компетентности дошкольника.

В настоящее время, как никогда, широко осознаётся ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. В обеспечении нового качества и воспитания, и образования детей значимое место принадлежит разнообразным формам и методам обучения. Мы следуем принципу гуманизации учебно-воспитательного процесса. В последнее время воспитание в гуманистической педагогике все больше приобретает значение жизнетворчества. По мнению ведущих исследователей Е.В. Бондаревской, С. В. Кульневич жизнетворчество предполагает открытость детской жизни для сострадания, взаимопомощи, добрых дел коллективного труда и т.п. Это означает реализацию в образовательно-воспитательном процессе следующих идей:
- воспитание безопасной личности (то есть личности, которая не может причинить вред другим людям);
- воспитание языковой личности, владеющей родным языком и языками мира, способной к диалогу, обмену смыслами и т.д.
Мы полагаем, что в условиях творческой организации учебно-воспитательного процесса посредством активизации познавательно-речевой деятельности, возможно обеспечение реализации этих идей.
Существование человечества немыслимо вне коммуникативной деятельности. Независимо от пола, возраста, образования, социального положения, территориальной и национальной принадлежности и многих других данных, характеризующих человеческую личность, мы постоянно запрашиваем, передаем и храним информацию, то есть активно занимаемся коммуникативной деятельностью. (Кухаренко В.А.)
Обращаясь к теоретическому аспекту вопроса, мы видим в исследованиях Б.Г. Ананьева, A.A. Бодалева, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, В.Н. Мясищева, что способность к установлению взаимоотношений рассматривается как специфическая форма активности субъекта. В общении люди раскрывают свои личностные качества. Авторы подчеркивают, что в процессе общения важным является не только проявление личностных качеств субъекта, но и их развитие, и формирование в процессе общения. Это объясняется тем, что во время коммуникации человек усваивает общечеловеческий опыт, ценности, знания и способы деятельности. Таким образом, отмечают авторы, человек формируется как личность и субъект деятельности. В этом смысле общение становиться важнейшим фактором развития личности.
Прежде чем говорить о проблемах формирования коммуникативной компетентности, мы считаем актуальным, проанализировать определения, данные коммуникации в психолого-педагогической литературе, и выявить ее сущность.
B.C. Мерлин, В. Сатир и др. обозначают значимость невербальных средств в качестве коммуникативных действий, для привлечения внимания партнера, поддержания контакта и т.п. В отличие от предметно-практической деятельности, действие в коммуникации направлено на установление отношений между субъектами, а не на создание овеществленного результата. А. Б. Добрович выделяет четыре основные фазы в процессе осуществления коммуникации:
1) побуждение к действию;
2) уточнение ситуации действие;
3) само действие; свертывание действия.
Основной единицей коммуникации является речевой акт. Для того, чтобы понять природу коммуникации необходимо рассмотреть природу речи. Эта проблема была разработана в исследованиях отечественных педагогов и психологов Л.С. Выготского, Л.Р. Лурия, А. А. Леонтьева, Л.А. Чистович и др. Наиболее активную работу в области речевой деятельности проводит A.A. Леонтьев. Он выделяет внутреннюю и внешнюю речь и определяет различие структур внешней и внутренней речи. Структура внутренней речи характеризуется эллиптичностью, предикативностью, технике речи свойственна свернутость, может быть эмоционально насыщена. Основными признаками внешней речи, проявляющейся при говорении, является ее озвученность, адекватность ситуации общения, эмоциональная окраска. Особенно важно подчеркнуть тот факт, что любое коммуникативное действие имеет своей отправной точкой внутреннее намерение (интенцию) или внешнее побуждение. Человек начинает говорить, когда ему нужно удовлетворить жизненную потребность, если ему нужно достичь какой-то цели или отреагировать на поставленный вопрос. По мнению A.A. Леонтьева, осуществляя общение, учащийся должен говорить не ради самой речи, а ради того, чтобы оказала нужное воздействие.
В структуре коммуникативной компетенции выделяем следующие компоненты: когнитивный, ценностно-смысловой, личностный, эмоциональный и поведенческий.
Они не являются частями целого, однако предполагают взаимовлияние, взаимопроникновение и существование каждого в остальных, что означает следующее:
• содержание отдельного компонента "раскрывается" через другие, взаимодействует с ними, проявляется в них;
• все компоненты (направления) должны быть включены в работу;
• более эффективным считается занятие, обеспечивающее развитие ребенка по всем или многим обозначенным направлениям.
Раскроем смысл каждого компонента, обозначим его значение в коммуникативной компетентности и желаемый уровень для детей старшего дошкольного возраста.
Когнитивный компонент образует знания о ценностно-смысловой стороне общения, о личностных качествах, способствующих и препятствующих общению, об эмоциях и чувствах, всегда сопровождающих его, об операциональной (поведенческой) стороне общения. Каково значение этих знаний? Человек обучается общению, наблюдая поведение близких людей, подражая их примеру, что происходит недостаточно осознанно. Ребенок, и даже взрослый, не задумывается о самой форме этого процесса и может познавать его на протяжении всей жизни. Это позволяет лучше понять особенности собственного стиля общения, усовершенствовать его, разнообразить коммуникативные возможности.
Ценностно-смысловой компонент – ценности, которые активизируются в общении. Личностные ценности, проявляясь в базовых отношениях к себе и другим людям, регулируют общение, придавая ему определенный смысл. Данный уровень регуляции весьма значим для человека.
Личностный компонент образуют особенности личности вступающего в общение, которые естественным образом влияют на содержание, процесс и сущность коммуникации. Аутистичность, застенчивость, беззастенчивость, отчужденность, эгоистичность, заносчивость, тревожность, ригидность, агрессивность, конфликтность, авторитарность негативным образом сказываются на общении.
Эмоциональный компонент коммуникативной компетентности связан прежде всего с созданием и поддержанием позитивного эмоционального контакта с собеседником, саморегуляцией, умением не только реагировать на изменение состояния партнера, но и предвосхищать его. Именно эмоциональный фон создает ощущение психологически благоприятного или неблагоприятного, комфортного или дискомфортного общения. Обозначенные составляющие эмоционального компонента в доступной форме могут вырабатываться у дошкольника.
Поведенческий компонент образуют коммуникативные умения, способы деятельности и опыт, который является образованием, интегрирующим в себя на уровне поведения и деятельности все проявления коммуникативной компетентности. Коммуникативные умения как элементы создают коммуникативное поведение. Их особенности, степень сформированности могут быть изучены и измерены, а также стать конкретной задачей развития или коррекции у ребенка.
Общепринятого подхода к классификации коммуникативных умений не существует. В основе нашей позиции – ориентация на опыт детей.

Инновационные подходы к формированию речевой активности дошкольников
Речь- процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми.
Речь, по мнению психологов, возникает как необходимая и достаточная средство для решения тех задач, которые встают перед ребенком на определенном этапе развития его коммуникативной деятельности.
Понятие “Речевая активность” не означает “беспрерывная речь в слух ”. В значительной степени она должна выражаться в активном восприятии ребенком речи педагога и сверстников, в понимании ее.
Существует ряд методических правил, соблюдение которых помогает обеспечить максимальную речевую активность детей:
1. Учет типологических особенностей детей при размещении их за столами, при подборе индивидов направленных приемов.
2. Разумное исполнение наглядных средств, раздаточного материала.
3. Разнообразие деятельности, смена ее видов, игровые приемы
4. Правильная методика диалога:
- повтор при необходимости
- учет индивидуальных особенностей
- например, дать указание говорить громко
- все должны контролировать отвечающего
5. Оценочные вопросы
6. Творческие задания
7. Обращение к личному опыту ребенка
Что же можно предпринять для развития уверенности в себе. И социальных навыков поведения?
Этому способствует такая организация коммуникативной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого необходимо выполнять ряд условий, использовать разнообразие приемов.
- внимательно выслушивать ответы и предложения.
- перед выступлением у доски проигрывать выступления в парах.
- робкие и застенчивые дети должны быть в центре внимания.
- предоставлять свободу выбора (диалог, монолог на свободную тему)
- воспитатель и ребенок в позиции “на равных” и пр.
На сегодняшний день этим требованиям отвечает личностно-ориентированное воспитание. Что это?
Личностно-ориентированное воспитание – это развитие и саморазвитие личности на основе общечеловеческих ценностей.

Игры и приемы, активизирующие речевую деятельность:
I. Прием коммуникативной мотивированности действий и высказываний детей.
1. не пересказывать сказку, а играть в нее.
2. не рассказывать о каком-либо явлении, а пересказать так, будто является участником событий.
3. Составление описательных рассказов предметов:
Например, при составлении рассказа о любимой игрушке можно предложить детям составить рассказ, в котором Мишка хвастается какой он.
II. Объяснение взаимодействий и взаимосвязи между объектами.
1. Д/и. “ Кто-то теряет, кто-то находит. Что из этого происходит”.
Щенок и дерево (оба на земле, щенок прячется под деревом и т.д.)
2. «Сравни» : сравнение разнородных объектов
«Шляпа» и « кастрюля»
III. Прием фантазии
- «О чем рассказывали мне очки?»
- гипотезы: Назови самые правдоподобные причины событий.
- люди сердятся
- щенок грустно посмотрел хозяйке вслед
- некоторые хищники охотятся ночью
У ребенка есть шанс высказать свою точку зрения, не боясь, что она неверная.
- Эмпатическое рассказывание.
(от лица какого-либо предмета, войти в его роль, передать, прочувствовать его состояние).
IV. Разнообразные формы и приемы организации детской деятельности.
 Диспуты, заседания клуба
 Совместная творческая деятельность
 Позиция “на равных”
 Индивидуальные домашние задания
V. Отношение к личности
 Сравниванием ребенка “вчерашнего” и “сегодняшнего”
 Работа в дифференцированных группах
 Различные виды рефлексии (лесенка успеха, по 5 пальцам и пр )
 Разноуровневые задания
 Дети на занятие в различных речевых ролях (слушатель, актер, экскурсовод)

Методы проблемного обучения:

По характеру познавательной деятельности учащихся выделяют следующие методы обучения (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер):
проблемное обучение;
проблемное изложение знаний педагогом;
частично-поисковый метод;
исследовательский метод.

Задачи проблемного обучения:
развитие мышления и способностей детей, их творческих умений;
усвоение детьми знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем;
воспитание активной творческой личности.
Проблемная ситуация может возникнуть как следствие
противоречия между исходными значениями и новыми, парадоксальными фактами, разрушающими известную теорию,
между теоретически возможным способом решения и его практической нецелесообразностью,
между практически доступным результатом и отсутствием теоретического обоснования.
Основные условия успешного проблемного обучения:
необходимо вызвать у детей интерес к содержанию проблемы;
обеспечение посильности работы для детей с возникающими проблемами;
информация, которую получает ребенок при решении проблемы, должна быть значимой, важной в учебном плане;
возможность свободы выражения своих мыслей и взглядов.

Интерактивные методы
В нынешних условиях развития рынка образовательных услуг в Казахстане и требований эпохи информационных технологий, преподавание должно сочетать в себе выработанные практикой директивную и, современную, носящую инновационный характер, интерактивную модель обучения.
Интерактивные методы, приемлемые для детей дошкольного возраста, включают в себя:

 метод проблемного изложения,
 дискуссии,
 кейс-стадии,
 работу в группах,
 метод мозгового штурма,
 метод критического мышления,
 викторины, мини-исследования,
 деловые игры,
 ролевые игры,

Одним из эффективных методов активации процесса обучения считается метод проблемного изложения. При таком подходе занятие становится похожим на диалог, преподавание имитирует исследовательский процесс (выдвигаются первоначально несколько ключевых постулатов по теме, изложение выстраивается по принципу самостоятельного анализа и обобщения детьми учебного материала). Эта методика позволяет заинтересовать ребенка, вовлечь его в процесс обучения. Перед началом изучения определенной темы ставится проблемный вопрос или дается проблемное задание. Стимулируя разрешение проблемы, воспитатель снимает противоречия между имеющимся ее пониманием и требуемыми от ребенка знаниями. Эффективность метода в том, что отдельные проблемы могут подниматься самими детьми, тем самым воспитатель добивается от группы "самостоятельного решения" поставленной проблемы. Организация проблемного обучения представляется достаточно сложной, требует значительной подготовки педагога.
Другим эффективным методом можно назвать метод кейс-стади или метод учебных конкретных ситуаций . Центральным понятием метода УКС является понятие ситуация, т.е. набор переменных, когда выбор какого-либо из них решающим образом влияет на конечный результат. Принципиально отрицается наличие единственно правильного решения. При данном методе обучения дошкольник самостоятельно вынужден принимать решения и обосновать его. В целом метод УКС позволяет: а) принимать верные решения в условиях неопределенности, б) разрабатывать алгоритм принятия решения, в) овладеть навыками исследования ситуации, г) разрабатывать план действий, д) применять полученные теоретические знания на практике, е) учитывать точки зрения товарищей. Главное, этот метод способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, прививает навыки решения практических задач.
Приемы деловых или ролевых игр - ориентированные на поэтапное, функциональное участие каждого из детей в процессе занятия. Они дают возможность активного и видимого участия в процессе обучения наиболее большего количества детей и ориентированы на применение в ходе практических занятий.
Категория: Дошколенок | Добавил: кнопочка (2015-02-23) | Автор: Достаева Рани Рахметовна E
Просмотров: 1101 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-11, 10:59 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1476]
Школьный психолог [501]
История [697]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1142]
Химия [375]
Классному руководителю [627]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1764]
Краеведение [92]
Начальная школа [3913]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1494]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [518]
Немецкий язык [51]
Технология [282]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru