Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок

ТРИЗ – теория решения изобретательск . Развивающая методика Монтессори
Занятие по ТРИЗ в детском саду
Подсистемы человека
Цели:
• систематизировать знания о строении человека:
• развивать внимание, умение сравнивать, обобщать;
• развивать воображение.
Оборудование:
• бумажные части тела робота.



1.«Сборка робота»
Мишка приходит на занятие с различными частями тела, вырезанными из бумаги: голова, руки, туловище, ноги, шея. Выкладывает на ковре в произвольном порядке все части.
Дети советуют, как правильно составить робота, помогают.
В: Вы правильно выложили робота. На кого он похож? (на человека) А чем отличается человек от робота? А можно ли его превратить в «человека»?
Детские ответы по возможности «воплощаются в жизнь»: части тела соединяются между собой, дорисовываются черты лица, волосы, рисуется одежда и т.д.
2.Игра «Руки, ноги, голова»
Правила игры: В. называет различные части тела, дети должны до них дотронуться. Кто ошибся – выбывает из игры.

3.Обсуждение «Что – для чего?»
В. Называет различные части тела – дети отвечают.
-Что, какие части тела не нужны человеку, являются лишними?
Провести анализ последствия фантастических допущений: что произошло, если бы глаза были на затылке, уши на коленях, пальцы вместо рта и т.п.
Вывод: всё, что есть у человека, ему необходимо и находится на своём месте.

4.Подведение итогов занятия.

Детский сад «Алёнушка»
ТОО «Цементный завод Семей»


ТРИЗ – теория решения изобретательских задач



Составила: заведующая д/с Курманова Ж.Ж.
Семей, 2014
Основные понятия и подходы
Личность – человек, способный самостоятельно ставить и достигать цели, изменяя себя и окружающий мир.
Творческая личность- личность, способная ставить и достигать новые цели, получая прогрессивные социально значимые творческие результаты.
Деловая идея- замысел, определяющий последующую продуктивную деятельность личности.
Внешние и внутренние обстоятельства- то, что мешает творческой личности в достижении своей цели.
Проблема- это творческая задача, требующая нового решения.
ТРИЗ – Теория Решения Изобретательских Задач – теория, которая, основываясь на относительной независимости процессов создания новых систем от желания человека, разрабатывает пути целенаправленного решения изобретательских задач.
АРИЗ – комплексная программа изобретательских задач – инструмент для решения нестандартных задач, причём он не заменяет мышление, а систематизирует его, помогает ему.
Три основных принципа ТРИЗ:
• Принцип объективных законов. Все системы развиваются по определённым законам. Их можно познать и использовать для преобразования окружающего мира.
• Принцип противоречия. Все системы развиваются через преодоление противоречий.
• Принцип конкретности. Конкретное решение проблемы зависит от конкретных ресурсов, которые имеются в наличии.
Дидактические возможности ТРИЗ:
• решение творческих задач любой сложности и направленности;
• решение научных и исследовательских задач;
• систематизация знаний в любых областях деятельности;
• развитие творческого воображения и мышления;
• развитие качеств творческой личности и формирование ключевых компетенций детей;
• развитие творческих коллективов.

ТРИЗ – качественная система эвристик для решения проблемных ситуаций, суть которых составляет столкновение объективной реальности и желаний ребёнка. Задача строится на выявлении времени, места и сути конфликта и формулировании его в виде, пригодном к обработке соответствующим инструментарием. В качестве инструментария ТРИЗ выступают комплексы эвристических правил. Эвристические правила приближают к результату, но не гарантируют конкретного решения.
Инструментарий ТРИЗ включает в себя также:
• набор абстрактных описаний прецендентов;
• набор логических операторов;
• набор психологических операторов;
• критерии оценки решения.
Игры для занятий ТРИЗ
Игра «Теремок»
Цель: тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путём сравнения.
Реквизит: рисунки разных объектов (гитара, чайник, дом, сумка, яблоко, дерево, карандаш и т.п.)
Ввод в игру: напоминание сказки «Теремок» и предложение сыграть сказку в изменённом виде.
Условие: в теремок может войти тот, кто сможет правильно назвать общие признаки разных предметов. Например: у гитары и у яблока есть палочка.
Игра «Маша- растеряша»
Условие игры: Назвать ресурс (предмет) для выполнения функции. Например: Я потеряла нож. Чем я теперь буду резать...
Играющие называют: пилой, топором, леской, линейкой и т.п.
Методика Монтессори
– одна из самых популярных методик развития способностей ребёнка. Её основательница - Мария Монтессори (1870-1952 гг.) – (итальянка по происхождению) на основе своих исследований сделала вывод: самое ценное для развития ребёнка – это создание развивающей среды. Весь смысл для родителей и педагогов, развивающих детей по этой методике, - не вмешиваться в познавательный процесс, не навязывать ребёнку своего участия и мнения. Ребёнок сам знает, что ему нужно, и если понадобится – обратится за помощью. Монтессори побуждает развивать всё хорошее в ребёнке, прислушиваясь к нему. Помощь в естественном развитии даёт отличные результаты.

Суть методики
Развитие ребёнка существенно ускоряется, если для этого создана соответствующая атмосфера. Как правило занятия проходят в игровой форме, при этом ребёнок самостоятельно выполняет упражнения и даже сам не замечает и исправляет свои ошибки. Что касается роли педагога, то его задачей становится пробудить интерес и предоставить ребёнку свободу действий, наблюдая за процессом, а при необходимости помогать.
Акцент также делается на коллективные упражнения, которые собственно и помогают приобрести навыки общения и адаптироваться в быту.
В наиболее активные периоды развития в жизни ребёнка (сенситивные фазы) – он наиболее восприимчив, учебный процесс протекает как бы сам собой и основывается на взаимообмене с окружающей действительностью. К примеру, в первой фазе (от 0 до 4-х лет) пик приходится на 2-2,5 года. В это время ребёнок буквально «Впитывает» особенности окружающей обстановки. Таким образом, внешний порядок вещей проецируется на внутренний уклад. Вот поэтому ребёнок временами капризничает: потому что нечто изменившееся во внешнем привычном мире, расстраивает его, или иными словами – возникает несоответствие внешнего и внутреннего. Именно поэтому многие дети капризничают, например, при сборах на прогулку.
В такие периоды важно следить как за психологической атмосферой в доме, так и за банальным порядком! Привычка видеть аккуратно убранные комнаты впоследствии поддержит желание наводить порядок постоянно.
Схема обучения
Система обучения предполагает разделение Монтессори – группы на несколько зон. В одной из них ребёнок проходит школу жизни, т.е. приобретает необходимые навыки самостоятельности: учится одеваться, пользоваться инструментами, предназначенными для разных видов деятельности, например, кистью - для рисования, ножницами - для вырезания и т.д.
В другой зоне дети познают особенности окружающего мира: учатся определять различия между предметами по форме, цвету, внешней оболочке.
Далее идёт зона активной деятельности, которая отвечает за развитие двигательных навыков, для чего есть специальный комплекс упражнений, к примеру, на развитие координации.
И ещё одно направление – это зона развития интеллекта, в ней идёт изучение предметных направлений: ФЭМП, познания и т.д.
Развивающие игры родители могут продолжить и в домашних условиях.

Как построены занятия в группах Монтессори
В группах занятий по Монтессори сами занятия построены на свободном выборе детей. Они сами выбирают материалы, во время занятий разрешено играть. У родителей может возникнуть вопрос: а в чём собственно заключается занятие, если ребёнок увлечён собственными играми? Ключевой момент – это привлекательность дидактического материала: интерес к нему может пересилить желание продолжать начатую игру, ребёнок просто отложит свои игрушки и погрузится, например, в процесс составления мозаики.
Ещё у педагогов, работающих по системе Монтессори, есть такое понятие, как «круг». Это что-то вроде разговора по душам на заданную тему. Хоть и длится такое общение в среднем четверть часа, но педагог успевает обсудить с детьми происходящие в их жизни события (в том числе и дома), предметом разговора могут быть и природные явления, а в канун праздника- разучивание песенок и стишков. И всё это в привычном для ребёнка ритме жизни.
Одним словом, система Монтессори даёт ребёнку возможность развиваться естественно, в гармонии с жизненными процессами.

Развивающие игры
1.Для развития детской речи
Для развития речи, выработки чёткого произношения звуков существует достаточно способов, которые родители могут выполнять и в домашних условиях. Здесь ценное качество для родителей – уметь разговаривать с ребёнком даже во время домашней уборки, приготовления еды и т.д. Очень хороши тренировки звуков и скороговорки, описание картинки и др.

2. Для развития детской памяти
Память – сложный процесс, который состоит из восприятия, хранения и вспоминания информации. Существуют зрительная, слуховая и двигательные памяти. У кого какой орган лучше развит, тот вид памяти и преобладает. У детей до 5 лет преобладает механическая память: т.е. запоминание идёт без осмысления информации, чисто механически (именно поэтому многие развивающие методики эффективны именно после 5-6-летнего возраста).

3. Для развития детского воображения
Воображение –очень важная сторона в жизни ребёнка. С помощью его рождаются образы и идеи. Оно помогает проявить творчество.
Предлагаемые игры:
«Придумай фигуру», «Придумай сказку», «Раскрась шаблон», «Заверши картинку», «Что там спрятано» и др.

4.Для развития детского внимания
Внимание- процесс непроизвольный. Дети легко отвлекаются на любые звуки, красочные предметы и т.п. Чем старше становится ребёнок, тем дольше он может удерживать внимание на одном объекте.
Предлагаемые игры:
«Найди правильную дорогу», «Верно-неверно», «Повтори движение», «обведи картинку» и др.

4.Для сенсорного развития
Сенсорное развитие –это чувственное восприятие мира посредством органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния. Сенсорное развитие происходит путём узнавания формы, величины, цвета, запаха предмета.
Предлагаемые игры:
«Разложи кубики по цветам», «Дразнилки», «Вспомни ощущение», «Угадай овощ», «Угадай, чья рука».

Детский сад «Алёнушка ТОО «Цементный завод Семей»



Развивающая методика Монтессори



Составила: заведующая д/с Курманова Ж.Ж.

Семей, 2014

Развивающая методика Зайцева
В своём подходе Зайцев использовал особенность развития речи детей. Детский лепет не похож на язык взрослых: он непонятен, звуки не имеют чёткого произношения. Поэтому освоение чтения в традиционной подаче противоречит естественному развитию речевой активности ребёнка.
Зайцев определяет единицу произношения – это «Склад». Иными словами слияние согласных и гласных звуков в разных вариациях. Именно эти «склады» и обозначены на знаменитых «кубиках Зайцева». Система обучения с применением кубиков Зайцева предполагает постепенный процесс. Для начала дети просто знакомятся с элементом обучения, пробуют играть. Затем учатся выкладывать из кубиков слова. Все склады дети запоминают легко, потому что кубики отличаются друг от друга по оформлению, размеру, весу.
Далее процесс усложняется: из слов выкладываются простые фразы.
Занятия проходят в форме игры.

Методика Никитиных Б.П. и Л.А.
Основной принцип методики Никитиных – не вмешательство в развитие, а лишь помощь и поддержка. Взрослые должны наблюдать за природными способностями и склонностями ребёнка, и исходя из них –создавать условия для развития. Есть специальные центры, которые работают по этой системе (даже в Японии).
Никитины делают акцент на такие элементарные, но в то же время значимые вещи, как например, закаливание. Кроме этого, родители должны помогать детям развивать данные природой наклонности. Задача родителей не контролировать каждый шаг ребёнка, а принимать участие в его жизни. Уникальные игры Никитиных как раз созданы для совместных занятий родителей и детей. Это игры- головоломки, которые развивают образное мышление, логику. При этом основной принцип освоения этих игр- самостоятельность в принятии решения. Отдельное слово надо сказать про «кубики Никитина» - это находка для взрослых, работающих с детьми. Ориентируясь на оформление, ребёнок может выкладывать из этих кубиков узоры, фигуры и всё, на что хватит фантазии. Эта работа улучшает моторику и мышление ребёнка.

Методика Г. Домана
Глен Доман (американец, военный врач) долгое время практиковал развивающие методики для больных детей. Своими трудами он доказал, что человеческий потенциал очень силён. Особенно если детей развивать с раннего детства. В первую очередь он рекомендует активное физическое развитие. Дело в том, что двигательная активность влияет на умственное развитие. Наблюдения показали, что имеет значение степень свободы для движения уже с пелёнок.
Дети, которым не ограничивали движения рук и ног пелёнками, гораздо быстрее развивались. Далее развитие ускоряется занятиями с карточками, на которых размещена информация: либо слова крупным шрифтом, либо цифры, либо картинки определённой тематики. Длительность подачи материала – меньше минуты. А результаты отличные!

Развивающая методика
Сесиль Лупан
С.Лупан (1955, Бельгия) создала свою систему развития для детей раннего возраста, направленную на развитие индивидуальности. Она подчёркивает, что именно родители могут дать ребёнку всестороннее развитие, потому что только они знают своего ребёнка лучше, чем кто-либо другой. А учитывая склонности и способности ребёнка, можно более тонко развивать в нём интерес к познанию.
По методике С.Лупан преподнесение нового для ребёнка материала должно быть непринуждённым. Ни в коем случае нельзя ускорять процесс, если ребёнок не готов к восприятию информации. Иначе это может дать обратный результат – потерю интереса к занятиям. Занятия сами по себе не должны напоминать заранее сформулированную заготовку, это должна быть импровизация. Как только заметили интерес ребёнка к какому-либо предмету или явлению, поддержите этот порыв, дайте ему больше информации: именно в этот момент возникает благодатная почва для усвоения знаний. Например, если на улице ребёнок обратил внимание на птичку, то ему можно рассказать, что это за птичка, чем отличается от других, чем питается и т.п.
Именно через практические навыки ребёнок получает максимум полезной

информации, и кроме того, тяга к познанию в такой форме – естественна.
Должное внимание С.Лупан уделяет двигательной активности ребёнка.
Чем больше двигается ребёнок, тем скорее он развивается как в физическом, так и в интеллектуальном плане.
Основная мысль, которую С.Лупан пытается донести до родителей- это внимание к своему ребёнку, к его потребностям и склонностям. Все дети индивидуальны, поэтому то, что подходит одному, может не подойти к другому и даже быть помехой. Не должно быть излишней нагрузки, поэтому взрослые должны быть максимально бдительны. Важно, чтобы процесс получения знаний вызвал удовольствие.
С.Лупан рекомендует почаще быть в контакте с ребёнком. Он быстро привыкает к знакомому голосу, а физический контакт (прикосновения, поглаживания) благотворно влияют на общее развитие: ребёнок чувствует себя защищённым, любимым и, соответственно становится более открытым ко всему новому.
Категория: Дошколенок | Добавил: Мака (2015-02-28) E
Просмотров: 326 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2016-12-07, 3:23 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [770]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1138]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [578]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3905]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [353]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1485]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [516]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru