Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок |
Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы. КГУ «Полудинский детский дом» Учитель-логопед С.Р. Шалгинбаева Тема: «Насекомые» Коррекционные задачи: - закрепление внешнего вида насекомых, их повадок; - употребление в речи предлогов: на, над, под, между, около; - согласование числительных с существительными; - доставить детям положительные эмоции: радость, веселье. Образовательные задачи: - познакомить детей с изменениями природы, с наступлением весны на примере сказки К.Д. Ушинского «Пчелки на разведке»; - дать информацию о строении, поведении, жизни пчел; - познакомить с профессией: пчеловод. Воспитательная задача: - прививать бережное отношение к окружающему миру. Оборудование: игрушки-насекомые: напольные цветы большого размера, вырезанные плотного цветного картона; пенек; корзинка; шапочки с изображением насекомых; сказка К.Д.Ушинского «Пчелки на разведке» с иллюстрациями; видеомагнитофон с видеокассетой (запись о насекомых); магнитофон с аудиозаписью музыки; детское пианино с заготовкой записи короткой музыки; доска с указкой и мелом; соты, мед; костюм пчеловода. Ход занятия I Организационный этап. Логопед: - Сәлеметсізбе, балалар! Мы сегодня отправляемся гулять на луг. Постройтесь, пожалуйста, в одну колонну, возьмитесь крепко за пояс друг друга, и пошли за мной: Ряд за рядом, бок о бок Мы плывем, как ручеек. Берег весь покрыт цветами, Мы идем - плывем лугами. Ряд за рядом, бок о бок Мы плывем, как ручеек. Ручеек бежит, играет, Каждый кустик отражает. Ряд за рядом, бок о бок Мы плывем, как ручеек. II Употребление предлогов. Логопед: - Вот мы и пришли. Здесь обитают самые маленькие жители Земли. Давайте их поищем: «Осторожно ходите, и мне их найдите». А теперь ответьте мне, пожалуйста, полным предложением, кого вы нашли и где нашли? например, я нашел кузнечика на цветке; между цветами; под цветком; над цветком; в чашечке цветка). Логопед: - Кого вы нашли одним словом на лугу? (насекомых) А где можно еще встретить насекомых? (в лесу, на полянке, на пруду, в доме и др. т.е. везде). Молодцы! А сейчас я загадаю загадки, а вы должны будете их отгадать и объяснить, сак вы догадались. «Спинка в веснушках, Ах, как неловко!» И покраснела... (канкызы - божья коровка) Шевелились у цветка Все четыре лепестка. Я сорвать его хотел, Он вспорхнул и улетел. (көбелек - бабочка) На ромашку у ворот Отпустился вертолет. Как горошины глаза -Кто же это? (инелік - стрекоза) С ветки - на травинку С травинки - на былинку Прыгает пружинка Зеленая спинка (көк шегіртке - кузнечик) Домовитая хозяйка Пролетает над лужком Похлопочет над цветком - Он поделится медком (ара - пчела) Шесть ног, без копыт С рогами, но не бык (коңыз - жук) На вид конечно мелковаты, Но все, что можно тащат в дом. Неугомонные ребята -Вся жизнь их связана с трудом. (құмырсқа-муравьи) Зу-зу-зу! - Пол внизу. Я ползу по потолку В гости к черному крючку. (шыбын - муха) Где сладко, там она кружит, Как пчела. Она и жалит и жужжит, Как пчела. Вот только меду не дает, Как пчела. Кто это? (жауыз ара - оса) Восемь ног, как восемь рук, Вышивают шелком круг. Мастер в шелке знает толк, Покупайте, мухи шелк! (өрмекші - паук) Логопед: А кто из названных не насекомое? Почему паук не насекомое? (нет крылышек, 4 пары ног). Жарайсыңдар! Логопед: Ребята, насекомых множество, про всех не загадаешь. Но некоторых можно увидеть по телевизору. Хотите? Тогда я соберу игрушки-насекомых в корзинку, а вы садитесь поудобнее на лугу - будем смотреть (3 минуты просмотр видеофильма, в это время игрушки-насекомых убираю из корзины и кладу в нее шапочки насекомых). Логопед: Вот какое большое многообразие насекомых живет на нашей планете! III Чтение сказки К.Д.Ушинского «Пчелки на разведке». Сюрпризный момент. (Прилетает ребенок в роли пчелы). - Сәлеметсізбе, балалар! У пчелок мохнатых так много работы Надо, чтоб медом наполнились соты Дружной семьей над садами летаем Сладкий нектар мы с цветов собираем. Мы от работы не устаем. Нектар собираем и песни поем: «ж-ж-ж» (кружится) Логопед: Сәлеметсізбе, ара! Что тебя привело к нам? Пчелка: Я очень хочу, есть, но нигде не могу найти нектар. Логопед: Да, ребята, насекомые уже проснулись после зимы, а в этом году весна запоздала своим приходом. Но на нашем лугу ты не останешься голодной, садись на любой цветок и побудь с нами. Логопед: Ребята, я знаю одну сказку, про пчел, которые также как наша гостья повсюду весной искали нектар ... Хотите послушать? Сказка называется «Пчелки на разведке». Написал ее К.Д.Ушинский. А доска -березовая кора, послужит нам для показа картинок сказки, (чтение с опорой на с.к. 2 шт). Подвижная игра «Трудолюбивые пчелки». Логопед: Что-то мы засиделись на лугу. Давайте поиграем в игру «Трудолюбивые пчелки». Вы будете летать, и жужжать, как пчелки, пока звучит музыка. Когда музыка прекратится, вы должны будете сесть на цветы. Кому не достанется цветок, тот выбывает из игры. А он обязательно не достанется, потому что его всегда будет на 1 меньше, чем вас (например: вас 9, а цветов 8). И кто победит тот самая трудолюбивая пчелка (в конце игры похвалить победителя). Игра: «Веселый счет» Логопед: А сейчас мы поиграем в игру «веселый счет». Я буду читать задачки, а вы внимательно их слушать и решать. На ромашке - две букашки, А на лютике - жучок, В колокольчике - кузнечик, На гвоздике - паучок, А на маке - никого. сколько было их всего? (бес жәндіктер - пять насекомых) У этого цветка 4 лепестка А сколько лепестков у двух таких цветков? (сегіз гүлжапырақшалар - восемь лепестков) Наварила муха щей, пригласила: - «Мушенята есть скорей...» Три напротив, шесть вокруг. Сколько мух уселось в круг? (алты шыбындар - шесть мух) Логопед: Покажи письменно на доске, как ты решал (a). Бәpi келді! Сюрпризный момент. На лугу появляется пчеловод. Пчеловод: Сәлеметсізбе, балалар! Я - пчеловод. Меня пригласили на занятие. Ребята, кто знает, что значит - пчеловод? (человек, который разводит пчел). Логопед: А зачем вы разводите пчел? Пчеловод: Пчелы дают мед. Они очень трудолюбивы, все органы пчелы приспособлены для сбора нектара на цветущих растениях: и специальные щеточки, и корзиночки на задних лапках, при помощи которых она собирает и приносит пыльцу и длинный хоботок и медовый зобик, где нектар превращается в мед. Пчелки умеют «танцевать», (говорить» между собой, сообщая, таким образом, остальным, где обнаружены цветы и много ли их. Пчелки трудятся все лето. Их труд строго разграничен: одни добывают пыльцу и приносят ее в улей, другие откладывают ее в соты, (логопед показывает натуральные соты) - это пятиугольные ячейки из воска, третьи чистят соты, четвертые крылышками проветривают улей - специальный домик, который мы пчеловоды строим для пчел, (логопед показывает улья на картинке), пятые дежурят у входа в улей и не пропускают врагов. Пчелы - наши друзья, их нужно охранять, заботиться о них, потому что они дают мед, который очень полезен для здоровья. Вот он, попробуйте его (логопед показывает баночку с медом и дает попробовать его каждому ребенку). Какой он? (мед сладкий, густой, вкусный). Логопед: Ребята, а можно сказать, что пчелы - домашние животные? 1очему так можно сказать? Спасибо, пчеловод. А мы тут как раз читали сказку «Пчелки на разведке». Хотите послушать? Вопросы к детям: 1. Расскажите пчеловоду, как описывается весна в рассказе? 2. К кому, и с какими словами обращались пчелки за помощью? 3. Что отвечали яблонька и вишенка? 4. Кто помог голодным пчелкам? Пчеловод: Очень интересная сказка! А мне уже пора. Я вижу среди вас пчелку. Пчелка, пойдем ко мне жить. Ты познакомишься с другими, они станут тебе сестрицами. (Пчелка соглашается, прощается, они вместе уходят) IV Имитация насекомых. Музыкальная игра«Веселый бал» Логопед: Дети представьте себе, что ... Если я б была рекой И текла среди лугов. Я поила бы траву, И поила бы коров. Если б я была рекой, Я купала бы ребят Я растила б карасей И зубастеньких щурят. Если б я была рекой - Каждый миг была другой. От меня вы в сотый раз Оторвать не смели глаз. Логопед: А если бы стали насекомыми, что вы делали? (Имя), если бы ты был (а) бабочкой (стрекозой, муравьем, комаром и т.д., чтобы ты делал (а)? Логопед: А если бы насекомые исчезли, чтобы стало? (исчезли бы птицы, цветы, потому что в природе все взаимосвязанно). Вывод: беречь окружающий мир, каким бы маленьким он не был, т.е. насекомых. Логопед: Ребята, наши игрушки-насекомые каким-то чудесным образом превратились в шапочки-насекомых. А теперь вы, ребята, покружитесь и в насекомых превратитесь. Устроим на лугу весенний бал. Веселый бал (Г.Галина) На лугу веселый бал Был открыт весною. На трубе Комар играл, Шмель мохнатый танцевал С Мушкой голубою. И кружился ветерок Листьями играя, И качался в такт цветок, Свой зеленый стебелек Стройно наклоняя. Стрекоза легко неслась С Бабочкой нарядной, И Улитка приплелась И тихонько разлеглась Под листком прохладным. Прилетел и Майский жук С Толстою Жучихой, И толкая всех вокруг Он вошел в веселый круг. Подбоченясь лихо. Муравьи толпой пришли, Шевеля усами. И плясать они пошли! Лишь Паук сидел вдали, Прячась за ветвями И сердился и ворчал: «- Что за новоселье?» «- Что еще такой за бал?» Злой Паук не понимал Счастья и веселья. Логопед: Хорошо на лугу весной, Но пора нам всем домой. 1,2,3,4,5. Станьте детками опять! (собрать шапочки) Логопед: Построились в «ручеек» и возвращаемся (слова, те же, что в начале занятия: «Ряд за рядом, бок о бок ...») V Итог занятия. Логопед: Ребята, вам понравилось занятие? Чем оно вам понравилось? А мне понравилось, как вы сегодня работали. Бәpi келді А напоследок я хочу вам сказать: К нам в окна влетает Весенний ветерок И каждый о счастье мечтает - Быть может тот день, недалек. Мечтателей и Фантазеров Всегда школа с радостью ждет. Мы верим, что каждый из вас К мечте своей скоро Тропинками знаний придет! Наше занятие окончено. Қош болыңыздар! | |
Просмотров: 1684 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|