Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы.Тема: «Насекомые» май 2008 г.
Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы.

КГУ «Полудинский детский дом»
Учитель-логопед С.Р. Шалгинбаева
Тема: «Насекомые»
Коррекционные задачи:
- закрепление внешнего вида насекомых, их повадок;
- употребление в речи предлогов: на, над, под, между, около;
- согласование числительных с существительными;
- доставить детям положительные эмоции: радость, веселье.
Образовательные задачи:
- познакомить детей с изменениями природы, с наступлением весны на примере сказки К.Д. Ушинского «Пчелки на разведке»;
- дать информацию о строении, поведении, жизни пчел;
- познакомить с профессией: пчеловод.
Воспитательная задача:
- прививать бережное отношение к окружающему миру.
Оборудование:
игрушки-насекомые: напольные цветы большого размера, вырезанные плотного цветного картона; пенек; корзинка; шапочки с изображением насекомых; сказка К.Д.Ушинского «Пчелки на разведке» с иллюстрациями; видеомагнитофон с видеокассетой (запись о насекомых); магнитофон с аудиозаписью музыки; детское пианино с заготовкой записи короткой музыки; доска с указкой и мелом; соты, мед; костюм пчеловода.

Ход занятия
I Организационный этап.
Логопед: - Сәлеметсізбе, балалар! Мы сегодня отправляемся гулять на луг. Постройтесь, пожалуйста, в одну колонну, возьмитесь крепко за пояс друг друга, и пошли за мной:
Ряд за рядом, бок о бок
Мы плывем, как ручеек.
Берег весь покрыт цветами,
Мы идем - плывем лугами.
Ряд за рядом, бок о бок
Мы плывем, как ручеек.
Ручеек бежит, играет,
Каждый кустик отражает.
Ряд за рядом, бок о бок
Мы плывем, как ручеек.
II Употребление предлогов.
Логопед: - Вот мы и пришли. Здесь обитают самые маленькие жители Земли. Давайте их поищем: «Осторожно ходите, и мне их найдите». А теперь ответьте мне, пожалуйста, полным предложением, кого вы нашли и где нашли? например, я нашел кузнечика на цветке; между цветами; под цветком; над цветком; в чашечке цветка).
Логопед: - Кого вы нашли одним словом на лугу? (насекомых)
А где можно еще встретить насекомых? (в лесу, на полянке, на пруду, в доме и др. т.е. везде). Молодцы!
А сейчас я загадаю загадки, а вы должны будете их отгадать и объяснить, сак вы догадались.

«Спинка в веснушках,
Ах, как неловко!»
И покраснела...
(канкызы - божья коровка)
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
(көбелек - бабочка)
На ромашку у ворот
Отпустился вертолет.

Как горошины глаза
-Кто же это?
(инелік - стрекоза)
С ветки - на травинку
С травинки - на былинку
Прыгает пружинка
Зеленая спинка
(көк шегіртке - кузнечик)
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужком
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком
(ара - пчела)
Шесть ног, без копыт С рогами, но не бык
(коңыз - жук)



На вид конечно мелковаты,
Но все, что можно тащат в дом. Неугомонные ребята
-Вся жизнь их связана с трудом.
(құмырсқа-муравьи)
Зу-зу-зу! - Пол внизу.
Я ползу по потолку
В гости к черному крючку.
(шыбын - муха)
Где сладко, там она кружит,
Как пчела.
Она и жалит и жужжит,
Как пчела.
Вот только меду не дает,
Как пчела.
Кто это? (жауыз ара - оса)
Восемь ног, как восемь рук, Вышивают шелком круг. Мастер в шелке знает толк, Покупайте, мухи шелк!
(өрмекші - паук)
Логопед: А кто из названных не насекомое? Почему паук не насекомое? (нет крылышек, 4 пары ног). Жарайсыңдар!
Логопед: Ребята, насекомых множество, про всех не загадаешь. Но некоторых можно увидеть по телевизору. Хотите? Тогда я соберу игрушки-насекомых в корзинку, а вы садитесь поудобнее на лугу - будем смотреть (3 минуты просмотр видеофильма, в это время игрушки-насекомых убираю из корзины и кладу в нее шапочки насекомых).
Логопед: Вот какое большое многообразие насекомых живет на нашей планете!
III Чтение сказки К.Д.Ушинского «Пчелки на разведке».
Сюрпризный момент. (Прилетает ребенок в роли пчелы).
- Сәлеметсізбе, балалар!
У пчелок мохнатых так много работы
Надо, чтоб медом наполнились соты
Дружной семьей над садами летаем
Сладкий нектар мы с цветов собираем.
Мы от работы не устаем.
Нектар собираем и песни поем: «ж-ж-ж» (кружится)
Логопед: Сәлеметсізбе, ара! Что тебя привело к нам?
Пчелка: Я очень хочу, есть, но нигде не могу найти нектар.
Логопед: Да, ребята, насекомые уже проснулись после зимы, а в этом году весна запоздала своим приходом. Но на нашем лугу ты не останешься голодной, садись на любой цветок и побудь с нами.
Логопед: Ребята, я знаю одну сказку, про пчел, которые также как наша гостья повсюду весной искали нектар ... Хотите послушать? Сказка называется «Пчелки на разведке». Написал ее К.Д.Ушинский. А доска -березовая кора, послужит нам для показа картинок сказки, (чтение с опорой на с.к. 2 шт).
Подвижная игра «Трудолюбивые пчелки».
Логопед: Что-то мы засиделись на лугу. Давайте поиграем в игру «Трудолюбивые пчелки». Вы будете летать, и жужжать, как пчелки, пока звучит музыка. Когда музыка прекратится, вы должны будете сесть на цветы. Кому не достанется цветок, тот выбывает из игры. А он обязательно не достанется, потому что его всегда будет на 1 меньше, чем вас (например: вас 9, а цветов 8). И кто победит тот самая трудолюбивая пчелка (в конце игры похвалить победителя).
Игра: «Веселый счет»
Логопед: А сейчас мы поиграем в игру «веселый счет». Я буду читать задачки, а вы внимательно их слушать и решать.
На ромашке - две букашки,
А на лютике - жучок,
В колокольчике - кузнечик,
На гвоздике - паучок,
А на маке - никого.
сколько было их всего?
(бес жәндіктер - пять насекомых)
У этого цветка 4 лепестка
А сколько лепестков у двух таких цветков?
(сегіз гүлжапырақшалар - восемь лепестков)
Наварила муха щей, пригласила: - «Мушенята есть скорей...» Три напротив, шесть вокруг. Сколько мух уселось в круг?
(алты шыбындар - шесть мух)
Логопед: Покажи письменно на доске, как ты решал (a). Бәpi келді! Сюрпризный момент. На лугу появляется пчеловод.
Пчеловод: Сәлеметсізбе, балалар! Я - пчеловод. Меня пригласили на занятие. Ребята, кто знает, что значит - пчеловод? (человек, который разводит пчел).
Логопед: А зачем вы разводите пчел?
Пчеловод: Пчелы дают мед. Они очень трудолюбивы, все органы пчелы приспособлены для сбора нектара на цветущих растениях: и специальные щеточки, и корзиночки на задних лапках, при помощи которых она собирает и приносит пыльцу и длинный хоботок и медовый зобик, где нектар превращается в мед. Пчелки умеют «танцевать», (говорить» между собой, сообщая, таким образом, остальным, где обнаружены цветы и много ли их. Пчелки трудятся все лето. Их труд строго разграничен: одни добывают пыльцу и приносят ее в улей, другие откладывают ее в соты, (логопед показывает натуральные соты) - это пятиугольные ячейки из воска, третьи чистят соты, четвертые крылышками проветривают улей - специальный домик, который мы пчеловоды строим для пчел, (логопед показывает улья на картинке), пятые дежурят у входа в улей и не пропускают врагов. Пчелы - наши друзья, их нужно охранять, заботиться о них, потому что они дают мед, который очень полезен для здоровья. Вот он, попробуйте его (логопед показывает баночку с медом и дает попробовать его каждому ребенку). Какой он? (мед сладкий, густой, вкусный).
Логопед: Ребята, а можно сказать, что пчелы - домашние животные? 1очему так можно сказать? Спасибо, пчеловод. А мы тут как раз читали сказку «Пчелки на разведке». Хотите послушать?
Вопросы к детям:
1. Расскажите пчеловоду, как описывается весна в рассказе?
2. К кому, и с какими словами обращались пчелки за помощью?
3. Что отвечали яблонька и вишенка?
4. Кто помог голодным пчелкам?
Пчеловод: Очень интересная сказка! А мне уже пора. Я вижу среди вас пчелку. Пчелка, пойдем ко мне жить. Ты познакомишься с другими, они станут тебе сестрицами.
(Пчелка соглашается, прощается, они вместе уходят)
IV Имитация насекомых.
Музыкальная игра«Веселый бал»
Логопед: Дети представьте себе, что ...
Если я б была рекой
И текла среди лугов.
Я поила бы траву,
И поила бы коров.
Если б я была рекой,
Я купала бы ребят
Я растила б карасей
И зубастеньких щурят.
Если б я была рекой -
Каждый миг была другой.
От меня вы в сотый раз
Оторвать не смели глаз.
Логопед: А если бы стали насекомыми, что вы делали? (Имя), если бы ты был (а) бабочкой (стрекозой, муравьем, комаром и т.д., чтобы ты делал (а)?
Логопед: А если бы насекомые исчезли, чтобы стало? (исчезли бы птицы, цветы, потому что в природе все взаимосвязанно). Вывод: беречь окружающий мир, каким бы маленьким он не был, т.е. насекомых.
Логопед: Ребята, наши игрушки-насекомые каким-то чудесным образом превратились в шапочки-насекомых. А теперь вы, ребята, покружитесь и в насекомых превратитесь. Устроим на лугу весенний бал.
Веселый бал (Г.Галина)
На лугу веселый бал
Был открыт весною.
На трубе Комар играл,
Шмель мохнатый танцевал
С Мушкой голубою.
И кружился ветерок
Листьями играя,
И качался в такт цветок,
Свой зеленый стебелек
Стройно наклоняя.
Стрекоза легко неслась
С Бабочкой нарядной,
И Улитка приплелась
И тихонько разлеглась
Под листком прохладным.
Прилетел и Майский жук
С Толстою Жучихой,
И толкая всех вокруг
Он вошел в веселый круг.
Подбоченясь лихо.
Муравьи толпой пришли,
Шевеля усами.
И плясать они пошли!
Лишь Паук сидел вдали,
Прячась за ветвями
И сердился и ворчал:
«- Что за новоселье?»
«- Что еще такой за бал?»
Злой Паук не понимал
Счастья и веселья.
Логопед: Хорошо на лугу весной, Но пора нам всем домой.
1,2,3,4,5.
Станьте детками опять! (собрать шапочки)
Логопед: Построились в «ручеек» и возвращаемся (слова, те же, что в начале занятия: «Ряд за рядом, бок о бок ...»)
V Итог занятия.
Логопед: Ребята, вам понравилось занятие? Чем оно вам понравилось? А мне понравилось, как вы сегодня работали. Бәpi келді А напоследок я хочу вам сказать:

К нам в окна влетает
Весенний ветерок
И каждый о счастье мечтает -
Быть может тот день, недалек.
Мечтателей и Фантазеров
Всегда школа с радостью ждет.
Мы верим, что каждый из вас
К мечте своей скоро
Тропинками знаний придет!
Наше занятие окончено. Қош болыңыздар!
Категория: Дошколенок | Добавил: saule6578 (2015-03-23)
Просмотров: 573 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2016-12-08, 9:06 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [217]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [770]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1139]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [578]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3905]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [353]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1491]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru