Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок

Система дидактических материалов для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста
Доля Виктория Андреевна, студентка 4 курса
специальности "Дошкольное обучение и воспитание",
Костанайского государственного педагогического института.
Богданова Татьяна Владимировна, магистр
педагогики и психологии, старший преподаватель кафедры
дошкольного, начального и специального образования,
Костанайского государственного педагогического института.

Дошкольное детство - большой и ответственный период психического развития ребенка. Это возраст первоначального фактического формирования личности. Как показывают современные исследования, на протяжении дошкольного периода у ребенка не только интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности, например игра, общение со взрослыми и сверстниками, но и закладывается фундамент познавательных способностей. В личностной сфере формируются иерархическая структура мотивов и потребностей, дифференцированная самооценка, элементы волевой регуляции поведения. Активно усваиваются нравственные формы поведения. Нарушение любого из звеньев или механизмов психологической структуры развития дошкольника может решающим образом сказаться на всем ходе развития ребенка. [8, c.11]
Познание начинается с чувственного ознакомления с предметами окружающего мира, с ощущения и восприятия. С помощью ощущений ребенок познает отдельные признаки, свойства предметов, которые непосредственно воздействуют на его органы чувств. Так ребенок узнает о том, что предметы имеют свой вкус, цвет, величину, запах, звук, вес, температуру и др. И.М. Сеченов писал, что корни мысли ребенка лежат в чувствовании. Правомерно предположить, что богатство ощущений и восприятия – предпосылка для полноценного познания окружающего мира, развития мыслительных процессов, так как «внешние чувства доставляют материал для всех рассудочных работ» [2, c. 141]
В дошкольном детстве начинают формироваться познавательные мотивы. За первыми детскими «почему?», «зачем?» еще не лежат истинно познавательные мотивы. Дети часто не ждут и не дослушивают ответов на свои вопросы, перебивают взрослых, переключаются на что-нибудь другое. Только постепенно, под влиянием взрослых, которые обучают ребенка, сообщают ему много нового, у детей начинают складываться познавательные мотивы, которые получают (либо не получают) свое окончательное развитие в школьные годы. В дошкольном же возрасте познавательные мотивы обычно связаны с практической деятельностью детей: сведения, получаемые от взрослых, нужны для использования в игре, рисовании, конструировании и т. д.[1, c. 119]
В дошкольном возрасте интенсивно развиваются познавательные мотивы. У дошкольников наблюдается настойчивость и при решении умственных задач, которая постепенно возрастает. У старших дошкольников познавательные мотивы все больше отделяются от игровых.[9, c. 162]
Основной формой проявления инстинкта в дошкольном возрасте является интерес, т.е. особая нацеленность психического аппарата ребенка на тот или другой предмет. Интересы имеют универсальное значение в детской жизни. Все, что мы делаем, даже самое интересное, говорит Торндайк, мы делаем все из интереса, хотя бы из отрицательного интереса – боязни неприятности. Интерес – как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указания на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями. [10, c. 101]
На протяжении всего дошкольного возраста детей привлекают не способы выполнения деятельности, а ее результат.[10, c. 167]
Развитие интеллектуальных чувств в дошкольном возрасте связано со становлением познавательной деятельности. Радость при узнавании нового, удивление и сомнение, яркие положительные эмоции не только сопровождают маленькие открытия ребенка, но и вызывают их. Окружающий мир, природа особенно манит малыша таинственностью, загадочностью. Она ставит перед ним многочисленные проблемы, которые малыш пытается решить. Удивление рождает вопрос, на который надо найти ответ.[10, c. 181]
В первые семь лет жизни для детей характерна слабость возбуждения и торможения, что проявляется в малой выносливости, быстром утомлении, быстром возникновении охранительного торможения, которое затормаживает действия под влиянием раздражителя. [10, c. 198]
Одна из основных черт умственного развития старших дошкольников заключается в том, что разрозненные представления об отдельных предметах и их свойствах, характерные для детей предшествующей возрастной ступени, начинают объединяться в еще не совершенные, однако целостные знания об окружающей ребенка действительности. Именно в старшем дошкольном возрасте впервые появляется возможность отражения важных зависимостей живой и неживой природы.[ 5, c. 148]
В дошкольный период дошкольник жадно и активно познает окружающий мир – в игре, в общение со сверстниками, в действиях с предметами. Чувство инициативности имеет всеобщий характер и является необходимым аспектом любого действия. Однако излишне активное и агрессивное поведения ребенка неизбежно ведет к ограничению инициативы и появлению чувства вины и тревожности. Так закладываются новые внутренние инстанции поведения – совесть и ответственность за свои поступки. [11, c. 39]
Ребенок в этом периоде жадно готов всему учиться, его жизненная смелость позволяет легко и быстро овладевать целыми областями знания, в которые взрослому, например, мешает вторгаться его же собственная фантомность сознания. Ребенок кажется человеком без устойчивых интересов - ему интересно все, он готов к любому обучению, только для этого нужно мудрое руководство. [12, c. 467]
Дидактический материал, учебный материал – разновидность наглядных учебных пособий (карты, таблицы, реактивы, растения и т.д.), раздаваемые учащимся для самостоятельной работы на уроке или дома или демонстрируемые педагогом; дидактическим материалом называются также сборники задач и упражнений. [13, c. 71]
В дошкольном возрасте происходит становление личности ребенка, закладываются основы знаний, понятий, представлений. Все возрастающий объем информации, которую дети должны усваивать не механически, а осмысленно, требует более совершенных форм, методов и приемов обучения и воспитания. В связи с этим особенно актуальной является задача повышения эффективности и качества труда воспитателей дошкольных учреждений. Самого пристального внимания требуют вопросы организации учебно-воспитательного процесса, его интенсификации, заключающейся в том, чтобы при наименьших затратах времени давать детям необходимое количество информации, добиваться глубокого ее усвоения, формировать необходимые умения и навыки.
В улучшении организации учебно-воспитательной работы с детьми и повышении ее качества большую помощь педагогам могут оказать технические, или, как их еще называют, аудиовизуальные, средства обучения. К техническим средствам относится как сама аппаратура (диапроекторы, графопроекторы, эпипроекторы, кинопроекторы, телеприемники, магнитофоны, электропроигрыватели, электрофоны), так и специально созданные дидактические материалы и пособия: диафильмы, диапозитивные серии, грампластинки, магнитные записи, кинофильмы, радио- и телепередачи, т. е. экранно-звуковые средства.[7, c. 2]
Обычный дидактический подход состоит в том, чтобы при пояснении и показе разделить предлагаемый в сообщении материал на те или иные части и давать их в известной последовательности. Практика ведения обучения, показывает, что самый подход к тому, как разделить материал, предлагаемый детям для усвоения, связан с постановкой перед ними то или иной умственной задачи. Обучающее влияние взрослого может быть построено по-разному и в связи с этим по-разному будет влиять и на развитие ребенка. Все зависит от характера тех требований, которые предъявляются к интеллектуальной деятельности ребенка, и от учета возрастных возможностей и особенностей детей.[12, с. 122]
Деятельность должна ставить ребенка «перед необходимостью направлять свою умственную активность на поиск и избирательное использование имеющихся у него знаний и действий для решения конкретной новой задачи». Чем интереснее такая деятельность, чем большее эмоциональное воздействие оказывает она на ребенка, тем больший эффект она дает. Учитывая особенности возраста, воспитатель широко использует дидактические игры, применяет во время занятий игровые приемы и упражнения, предлагает детям несложные умственные задачи.
Способности проявляются и формируются лишь в деятельности. Значит, только правильно организуя деятельность ребенка, можно выявить, а затем и развить его способности. К.Д.Ушинский писал: «Основной закон детской природы можно выразить так: ребенок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием или односторонностью». Дошкольника важно включить в разнообразные виды деятельности и, избегая ранней специализации, позволить проявиться всем его задаткам и склонностям. Пусть малыш попробует себя во всех сферах деятельности. С этой целью создается предметная среда, малышу предоставляются всевозможные предметы: конструкторы, материалы, карандаши, краски, бумага, ножницы, клей и пр.[9, c. 207]
В процессе изготовления и использования новых средств учения происходит умственное развитие потому, что осуществляется взаимодействия средств с учебной информацией, порождающее творчески способности.[4, c. 274]
И.М. Сеченов говорил о прирожденном и «крайне и драгоценном» свойстве нервно-психической организации ребенка – безотчетном стремлении понимать окружающую жизнь.
[2, c.152]
Знакомя детей с природой, педагог использует разнообразный иллюстративно-наглядный материал: дидактические картины, репродукции с художественных картин, фотографии, диапозитивы, модели, диафильмы, кино- и телефильмы.
Иллюстративно-наглядный материал помогает закреплять и уточнять представления детей, полученные в ходе непосредственного восприятия природных явлений. С его помощью можно формировать знания об объектах и явлениях природы, которые в данный момент или в данной местности наблюдать невозможно (например, показать диких зверей или домашних животных других климатических зон можно только на картине).
Иллюстративно-наглядный материал позволяет дать детям представление о длительно протекающих в природе явлениях (например, рост и развитие растений и животных, сезонные явления природы). С помощью иллюстративно-наглядного материала удается успешно обобщать и систематизировать знания детей. Особую роль здесь следует отвести демонстрации моделей, с помощью которых появляется возможность углубить знания детей, помочь им понять сущность явления, установить связи и отношения.
Наглядные методы — наблюдение, рассматривание иллюстративно-наглядного материала, учебный экран — способствуют формированию у детей четких, полных представлений об окружающем мире, развитию восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления и речи, игровой и трудовой деятельности.
Усвоение «живых» знаний вызывает эмоциональный отклик у детей, что является важным для формирования бережного отношения к природе.
Ценность природного материала — в возможности его разнообразного использования, что помогает открывать детям все новые и новые свойства и качества предметов. Педагог должен помочь воспитанникам в отборе и использовании природного материала.
[6, c. 49;50; 51]
Таким образом, воспитатель организует умственную деятельность детей, чтобы способствовать развитию этих качеств. Для развития сообразительности он проводит игры, где надо быстро дать ответ («Назови следующее число», «Скажи наоборот», «Летает - не летает» и др.), в быстром темпе решать несложные задачи; для развития критичности ума привлекает детей к анализу детских работ, ответов; для развития пытливости организует элементарную исследовательскую деятельность, предлагает задачи-головоломки. Развитие интеллекта ребенка-многогранный и сложноорганизованный процесс. В нем «рука об руку» идут восприятие, внимание, память, мышление, речь, зрительно-моторная координация. И какая из перечисленных составляющих интеллектуального развития является первоочередной и наиболее важной, определить невозможно. Все они идут рядом, опираясь друг на друга в развитии, время от времени уступая первенство друг другу. [14, с. 2]

Литература:
1. D’yachenko O.M. Psihologicheskie osobennosti razvitiya doshkol’nikov 2009. – 176 c.
2. Kozlova S.A., Kulikova T.A. Doshkol’naya pedagogika: Uchheb. posobie dlya stud. sred, ped.ucheb.zavedeniy 2002. – 416 c.
3. Nikolaeva S.N. Metodika ecologicheskogo vospitaniya doshkol’nikov 2001. – 184 c.
4. Pidkasistiy P.I. Padagogika 2009. – 576 c.
5. Podd’yakov N.N. Mishlenie doshkol’nika 1977. – 277 c.
6. Samorukova P.G. Medodika oznakomlenie detey s prirodoy v detskom sadu 1991. – 240 c.
7. Sich V.D. Tehnicheskie sredstva obucheniya v detskom sadu 1989. – 95 c.
8. Strebeleva E.A. Psihologo-pedagogicheskaya diagnostika razvitiya detey rannego I doshkol’nogo vozrasta. 2004. – 164 c. + (pril 268 c.)
9. Uruntaeva G.A. Doshkol’naya psihologiya 2001. – 336 c.
10. Vigotskiy L.S. Pedagogicheskaya psihologiya 1991. 480 c.
11. Smirnova E.O. Detskaya psihologiya 2008. 366 c.
12. Abramova G.S. Vozrastnaya psihologiya 1999. 672 c.
13. Vishnyakova S. M. Professional’noe obrazovanie – Slovar’. Klyuchivie pnyatiya, termini, aktual’naya leksika 1999. 538 c.
14. Yadishko V. I., Sohina F. A. Doshkol’naya Pedagogika 1978 г. 223 с.
Категория: Дошколенок | Добавил: viki717 (2015-04-09) | Автор: Доля Виктория Андреевна E
Просмотров: 539 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-04, 9:26 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [246]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1761]
Краеведение [92]
Начальная школа [3901]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [350]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru