Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДОШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДОШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ

С.А.Майорова г.Павлодар ГККП «Ясли-сад №51»

Конечная цель всякого воспитания - воспитание самостоятельности посредством самодеятельности.
Дистервег

Познание – воспроизведение в сознании (индивидуальном и коллективном) характеристик объективной реальности. Познание носит социально и культурно опосредованный исторический характер и в большинстве случаев предполагает более или менее ярко выраженное осознание используемых средств и способов познавательной деятельности.
Современная теория обучения и воспитания при анализе педагогических явлений все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые формируются у него под влиянием деятельности и общения.
Формирование познавательных интересов, естественно связывают с процессом учения, когда главное содержание жизни ребенка состоит в постепенном переходе с одной ступени знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому. В самой структуре учебного процесса имеется множество объективных оснований для формирования познавательных интересов.
Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольников особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для старшего дошкольного
возраста. В то же время, очевидно, что познавательная активность не является прямым следствием возраста, и далеко не все современные дошкольники обладают этим ценным качеством. Педагоги и родители, как правило, озабочены развитием знаний и умений ребенка, а не формирование у него интереса к познанию окружающей действительности.
Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что дошкольный возраст важный период в жизни человека. В этом возрасте закладываются основы будущей личности формируются предпосылки психического,физического, умственного, нравственного развития ребёнка.
Крупнейший учёный А.В. Запорожец в своих работах пишет что «целью дошкольного обучения должна быть амплификация - то есть обогащение максимальное развёртывание тех ценных качеств по отношению, к которым этот возраст наиболее восприимчив».
Методист – словесник В.И. Водовозов, активизатором мышления ребенка считает интерес, способствующий осмысленному восприятию учебного материала и практическому применению теоретических знаний, переживание детьми их сопричастности с обучением. Его педагогические воззрения совпадают с ранее высказанными предположениями К.Д. Ушинского о сложной структуре возникновения познавательного интереса.
П.Ф. Каптерев и В.П. Вахтеров в своих педагогических взглядах также обоснуют важность определенного периода жизни ребенка для развития у него устойчивого познавательного интереса к приобретению знаний. При правильной организации обучения и воспитания она способна
не только к достижению главной цели образования – самообразованию, но и к возникновению собственного независимого взгляда на процессы, происходящие вокруг и способствующие в конечном итоге формированию собственной стратегии подчиненной устойчивой познавательной потребности .
Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью, каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию делая познавательный процесс интересным и мотивационным?Как запустить механизм стремления получать эстетическую и познавательную информацию, полезную и интересную как для ребенка, так и для его родителей? Мини-музей как структурный компонент музейной педагогики стал новой, инновационной педагогической технологией работы с детьми и родителями.
Построение музейной экспозиции требует соблюдения некоторых принципов:
1. Принцип научности. Любая экспозиция должна строиться на основе научной концепции, соответствующей общественному развитию.
2. Принцип предметности. Основу экспозиции составляют подлинные предметы, которые ярко характеризуют эпоху, образ жизни, деятельной людей.
3. Коммуникативно-информационный принцип. Дизайн экспозиции должен быть таким, чтобы заключенная в ней информация легко воспринималась посетителями различного возраста и любых социальных групп.
4. Деятельностный принцип, который позволяет отойти от традиционных наглядно--демонстрационных методов к системе
деятельности и самодеятельности не педагога, а ребенка.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому они носят название «мини-музеи». Часть слова «мини-» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. «Главным героем» мини-музея может сталь любой предмет ( часы, чашка, пуговица, чай и др.), ведь любая вещь несёт в себе разнообразную информацию.
Работа в мини музее носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. В противном случае, знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными, оторванными от современной жизни. Мини музей даёт возможность обогащать предметно-развивающую среду при содействии детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Вместе с родителями собирают пословицы, сказки, стихи, поговорки, частушки. Рисуют семейные газеты, участвуют в разных мини-выставках. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка.
Ребенок с радостью познает и исследует то, что для него представляет интерес и может длительно проявлять активность, если ему интересно, он удивлен. Мини -музей развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности. В основе лежит жажда дошкольников к познанию, стремление к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Мини- музей направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, воспитание патриотических чувств (традиции и обычаи народа), нравственных ценностей (добрых, дружественных отношений и т.д.).
В нашей группе был создан Мини-музей «Чашка чая».
Цель: созданного музея – сделать процесс образования более привлекательным для ребенка, наладить более тесное взаимодействие с семьей, вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу.
Тематика мини-музея во-первых, реализует приоритетное направление всего дошкольного учреждения по патриотическому воспитанию детей. Во-вторых, чашка и сам чай как экспонаты представляют собой идеальные объекты для системного исследования. Был разработан структурный подход к изучению этих объектов (приложение№1,№2) , куда вошли надсистема, подсистема, сосистема, система будущего, система прошлого, антисистема. Такой подход позволяет исследовать данные объекты с разных сторон. Дети узнают о самом растении чае, о его свойствах, о людях, выращивающих его, о приготовлении и хранении, о чайных церемониях в разных странах, знакомятся со старинными легендами и рецептами, узнают о вредителях. У детей расширяется кругозор об истории возникновения посуды, о материалах, из которых они изготовлены, способах хранения; развиваются и соверешенствуются
творческие способности через разработку и изготовление дизайна чашек будущего; формируются валелогические и эстетические навыки и др.
Главной задачей при организации музея мы выделили - построение диалогического взаимодействия взрослого и ребёнка в музейной среде, способствующей развитию у детей исследовательской, созидательной и позновтельной деятельности.
Разработали условия:
-Приориетность регионального культурного наследия
-Интегрированность занятий
-Удовлетворение в потребности познания
-Диалогичность
-Развитие ребёнка в деятельности
-Опора на эмоционально-чувственную сферу ребёнка
При организации деятельности (учебной, совместной педагога с детьми, самостоятельной ) в рамках мини-музея реализуются следующие подходы:
– в процессе сотрудничества, взаимодействия происходит развитие коммуникативных навыков, развиваются диалогическая и монологическая речь;
– совместная продуктивная творческая деятельность создает атмосферу доброжелательности, взаимопомощи, благоприятного эмоционального и психологического климата;
–участники образовательного процесса “родители – дети – воспитатели” создают триаду содружества;
– у детей развивается собственное, личностное отношение к увиденному, услышанному, чувство
радости от соприкосновения с предметами.
База мини-музея включает:
1.Дидактические материалы «Легенды о чае», «Пословицы и поговорки», «Загадки», «Традиции», «Этикет», «Вкусные истории», «Рецепты Пилюлькина», «Стихи», детская художественная литература.
2.Демонстрационный материал: деревянные, керамические, стеклянные, пластмассовые и металлические представители «семейства чашек», разные виды и упаковки чая, образцы народных промыслов, куклы разных стран, где выращивают чай и, конечно, главный экспонат любого чаепития – самовар. Все экспонаты представляют собой подлинные предметы, ярко характеризующие эпоху, образ жизни, деятельность людей. Журналы, альбомы, книги для рассматривания.
3.Раздаточно-игровой материал: дидактические игры - «Собери целое», «Что лишнее?», «Укрась пиалу», «Коробочка ощущений», «Узнай по запаху», «Узнай на ощупь» и др. (приложение № 3,№4)Сюжетно-ролевые игры - «Напои куклу чаем», «Чайная лавка», «Чайхана» и др.
4.Медиатека: аудиокасеты с рассказами детей; видеофильмы «Пиала», «Чай», «Мировые музеи чая», «Чашка» и др. Сборник аннмационных фильмов с эпизодами чаепития.
Оснащение мини-музея постоянно развивается и обновляется в соотвествие возрастных особенностей развития детей группы.
На базе мини-музея организуются кратковременные (часто однодневные) выставки, которые мы называем «экспресс-выставками». Провели выставки по темам: «На чашку чая», «Щедрый дастархан», «Наурыз встречаем – гостей приглашаем!».(приложение №5,№6) Посетителями становятся ребята из соседних групп, а также
родители. Дети превращаются в настоящих гидов, используются слайды, видео- сюжеты, где каждый ребенок рассказывает о каком-либо экспонате.
Для активизации выражения впечатления от посещения мини-музея, увиденных предметов, детям предлагается сочинить рассказ-письмо бабушке, сказочные истории, заполнить «Книгу отзывов музея», нарисовать понравившиеся экспонаты. При этом не следует стремиться к сходству с оригиналом, важно чтобы дети выражали испытанные эмоции, чувства.
Одно из важных направлений деятельности мини-музея -это учебная деятельность и основной вид- это занятия.
Организация и содержание занятий интегрируется вокруг основных принципов:
-научности (ложных знаний не может быть, могут быть только неполные знания);
-природосообразности (обучение организуется в соответствии с психолого-физиологическими особенностями детей);
-последовательности и систематичности (линейная логика процесса, от частного к общему);
-доступности (от известного к неизвестному, от легкого к трудному, усвоение готовых знаний, умений, навыков);
-сознательности и активности;
-наглядности (привлечение различных органов чувств детей к восприятию);
-индивидуального подхода в условиях коллективной работы в детском объединении;
-заинтересованности и мобильности (образовательный процесс организуется в соответствии с меняющимися интересами детей);
-обеспечение отбираемой информации
Основной замысел занятия с использованием мини-музея состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта ребенка, согласовать его с задаваемым и тем самым добиться личностного усвоения этого нового содержания.
На занятиях ребенок имеет возможность максимально использовать свой собственный, уже имеющийся опыт, личностно-значимый для него, а не просто безоговорочно принимать («усваивать») все, что сообщает ему педагог. В этом смысле педагог и ребенок выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но одинаково необходимого опыта.
Занятия проводятся интегрировано и способствуют формированию целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной.
Использование мини-музея позволяет детям легко и быстро усваивать необходимые знания, позволяет увлечь ребёнка замыслом игры, не замечая скрытой учебной задачи. Педагог может использовать различные методики и обучающие технологии, поскольку не разрушается психологическая цепочка деятельности: «мотивация – восприятие – осмысление», – и, как правило, образовательной цели удается достичь в подавляющем большинстве случаев.
Мини-музей можно применять на разных видах занятий как основной формой занятия, где дети знакомятся и исследуют определённую тему или же использовать, частично освещая небольшую информацию.
Что же нового дает использование мини-музея в учебно-воспитательном процессе группы?
Во-первых, это возможность «погружения» детей в информативную, новую для них предметную среду.
Второе, возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, другими детьми и взрослыми.
Третье, возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в детской и совместной с родителями, воспитателями творческой деятельности (изобразительной, интеллектуальной, речевой – накоплен достаточно богатый словарный запас, развивается связная речь, ручная умелость, мышление и т.д.).
Четвёртое, находить и развивать новые формы сотрудничества с родителями, способствовать формированию устойчивых детско-родительских интересов. Развивать интерес к музеям, выставкам, экскурсиям.
Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве, более чем у их сверстников развито образное воображение, связная речь, они активнее и эмоциональнее, больше тянутся к театрализованным играм, чувствуют себя в необычной среде спокойно и раскрепощено.
На сегодня можно с уверенностью сказать, что благодаря системе работы мини-музея к нам и нашим детям возвращается национальная память, мы по-новому начинаем относиться к праздникам, традициям, обрядам, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил все ценное, что было в прошлом. Он является средством формирования у детей патриотических чувств и развития духовности, он приобщает их к миру общечеловеческих ценностей, к истории, формирует художественный вкус, происходит накопление эстетического, чувственного опыта и активной деятельности, именно продуктивной. Для детей важен процесс созидания, творчества. Поэтому в свете новых педагогических задач наш мини-музей, может и будет развиваться и дальше.

Использованная литература:
Дусавицкий А.К. Воспитывая интерес. М.: Знание, 2004.
Дусавицкий А.К. Формула интереса. М.: Педагогика, 2009.
Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М., 2005.с. 300.
Воронович В.М. Управление учебно-воспитательным процессом средствами музейной педагогики/ В.М. Воронович. N 12. – 2007. – С.
Музейная педагогика. Из опыта методической работы. Под ред. А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой. М.: ТЦ “Сфера”, 2006.
Рыжова Н.А. Как стать коллекционером. Игра и дети N 24, 2004.
Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова. Мини-музей в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2008.
Рыжова Н.А., Ларионова Г.Б., Данюкова А.И. Мини-музеи в детском саду. Дошкольное образование N 22, 2002.
Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М.: Линка-Пресс, 2004.
Интернет.
Категория: Дошколенок | Добавил: maiorovasv (2015-05-05) | Автор: Майорова Светлана E
Просмотров: 648 | Комментарии: 1 | Теги: чашка, музей, чай | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 7:58 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1476]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1142]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3913]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [282]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru