Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок |
Статья на тему: «Вопросы, как инструменты развития» Мартыненко Н.М. педагог-психолог д/с № 16 «Алтынай» г. Караганда Дети очень любят задавать вопросы и, нормально, когда они задают их много. Вопросы, которые задают дети, очень важные, поэтому воспитатели могут пользоваться ими как эффективным приемом при проведении занятий, для обучения и развития детей. Это отличная возможность использования детской любознательности и интереса. Вопросы собирают и направляют внимание детей, раскрывают смысл чего-либо. Если ребенок задает вопрос, значит, он заинтересовался чем-то и хотел бы узнать об этом побольше. На детские вопросы можно просто ответить в меру своих возможностей, но вряд ли это принесет детям пользу. Лучше, если воспитатель сможет поддержать интерес и любопытство ребенка, постарается создать отношение, основанное на принципе «Давай посмотрим, что мы можем сделать, чтобы узнать об этом побольше…». Используя вопросы на занятиях, воспитатель должен помнить, что неправильно поставленный вопрос, наоборот отвлекает внимание детей в сторону, не учит сосредоточению. И, напротив, правильно поставленный вопрос, как уже отмечалось, обязательно будит детскую мысль, стимулирует ее работу. Умело заданные вопросы воспитателя могут также служить и средством повышения у детей умения слушать и активизировать детскую речь. Но, чтобы вопросы являлись действенным приемом обучения детей, развивали мышление и речь, направляли внимание и стимулировали мысль, приучали к точности слушания и активизировали речь, т.е. чтобы вопросы выполняли свое назначение, они должны соответствовать определенным требованиям. По типам вопросы можно разделить на: - Вопросы, фокусирующие внимание. Это наиболее простой тип исследовательских вопросов, предназначенный для привлечения внимания детей к изучаемому предмету, объекту и т.д. - Вопросы на сравнение. Такие вопросы помогают тренировать детей наблюдать и оценивать то, что они увидели, полагаться при этом на свои собственные наблюдения, как важные аспекты экспериментального подхода к развитию. При проведении экспериментов отсортировываются ненадежные элементы из тех, которые исследуются. Сравнение и сортировка при этом помогают создавать логический выход из хаоса. - Вопросы на измерение и счет. Счет и измерение – это хороший способ получения информации, которую легко сравнить с наблюдениями. Кроме того такие вопросы помогают сконцентрировать внимание на определенных деталях. - Вопросы типа: Что произойдет, если…? Вопросы, начинающиеся с таких слов, часто ведут к простым экспериментам. Все перечисленные типы вопросов можно отнести к вопросам, создающим знакомство. Кроме этого существуют так называемые исследовательские вопросы. Чтобы быть в состоянии ответить на исследовательский вопрос, необходимо провести исследование, что требует знакомство с предметом изучения. Поэтому исследовательским вопросам должны предшествовать более простые формы вопросов. Применение в работе с детьми исследовательских вопросов предполагает понимание и практическое использование общих принципов, используемых в подготовке исследования. Принципы легко выработать, так как они используют логический процесс. Это может быть: определение проблемы. Определение переменных, подлежащих изменению. Что должно быть измерено или что необходимо сравнить? Как следует толковать результаты? Это примерный экспериментальный подход или способ развития способности детей к решению проблем. Такой подход можно разделить на пять отличительных уровней: 1. Постановка проблемы. Это должно стимулировать любопытство ребенка. Причем проблема должна быть четко сформулирована, чтобы детям было понятно, как им самим найти ответ. 2.Формулирование гипотезы. Это поможет детям визуализировать прогнозы для сравнения с полученными результатами. 3. Исследование. Как должна проводиться работа? Какой необходим материал? 4. Результат. Как могут истолкованы результаты? Необходимо ли провести новые исследования? 5. Заключение. Была ли гипотеза верной? Если исследовательский вопрос хорошо сформулирован, дети не обратят внимание на то, что они еще не знакомы с предметом изучения. Хороший исследовательский вопрос принесет свои плоды только в том случае, если он задан в правильный момент. Таким образом, основные требования к вопросу, как к приему обучения, сводятся к следующему: внимание к смысловому значению вопроса, к точности, краткости и правильности формулировки; вопрос должен быть доступным пониманию детей, целенаправленным; небходимо соблюдать последовательность в постановке вопросов. Методика использования вопросов разнообразна, так как вопросами пользуются при проведении различных видов занятий и во время беседы, и на занятиях по картине, и при пересказе, и при прочтении книги, и в дидактической игре. Необходимо, чтобы использование вопросов при обучении было методически правильным. Представленная информация об использовании различных вопросов в работе с детьми особенно необходима современным педагогам еще и потому, что сейчас в детских садах все больше внимания уделяется проектной деятельности. А проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и, тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, можно организовать воспитательно -образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно. И немаловажную роль в этом также могут сыграть правильно использованные в работе с дошкольниками вопросы. | |
Просмотров: 361 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|