Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок |
Восприятие произведений искусства – очень сложная, развивающаяся во времени внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение, восприятие, внимание, мышление, память, эмоции, воля. Каждый из этих процессов выполняет свою важную функцию в общей деятельности – в знакомстве с явлениями окружающей действительности через искусство. Н.К.Крупская писала: «Надо помочь ребенку через искусство…яснее мыслить и глубже чувствовать». В области искусства деятельность человека, как взрослого, так и ребенка, может проявляться очень различно – в форме самостоятельного творчества, исполнительской деятельности, и наконец, в виде восприятия произведений искусства. Все эти формы художественной деятельности хотя и тесно связаны друг с другом, но все же обладают своеобразными чертами, так что допустимо их реальное изучение. Воображение, т.е. способность представить изображаемые ситуации, раздвинуть рамки собственных представлений с помощью фантазии. Психолог Л.С.Выготский писал, что «психология детского возраста отметила важный для деятельности воображения момент, который назван законом реального чувства в деятельности фантазии. Сущность его проста, в основе лежит практическое наблюдение. С деятельностью воображения тесно связано движение наших чувств». Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и «в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки просто сообщаемые и усваиваемые». Т.А.Репина отмечала, что произведения искусства не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности; главное – они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий. Вместе с тем восприятие прекрасного в жизни и в искусстве оказывает влияние на общее психическое развитие ребенка, на формирование его ума, чувства и воли. Л.Н.Павлова заметила, что простейшие эстетические переживания могут возникать уже в раннем детстве, однако та своеобразная система эмоциональных и познавательных процессов, которая составляет эстетическое отношение к действительности, начинает складываться у дошкольника. Формирование эстетического отношения к окружающему зависит от изменения содержания деятельности ребенка, от расширения сферы осознаваемых им связей и отношений действительности, от усложнения мотивов его активности. При правильной организации педагогического процесса у ребенка формируются определенные реалистические тенденции, которые обнаруживаются и в его собственном творчестве, и в его отношении произведениям искусства. Реалистический подход вырабатывается у ребенка только на определенной ступени развития и лишь в результате воспитания. Наблюдения показывают, что малыши, не обладая соответствующим опытом, часто готовы согласиться с любым вымыслом. Только в среднем дошкольном возрасте ребенок начинает уверенно судить о достоинствах сказки, исходя из правдоподобности изображенных в ней событий. Особенности организации восприятия произведений искусства означает, что выдвигается задача организовать различные формы активности, в которых дети должны проявить специфические черты осмысления ими конкретного материала. Наряду с этим необходимо обращаться к некоторым общим характеристикам детского мировоззрения, которые стали бы основой создания ими творческих образов произведений искусства. Восприятие ребенком произведений искусства на протяжении дошкольного возраста развивается и совершенствуется. Итак, восприятие произведений искусства зависит от возраста детей, их опыта, индивидуальности. Таким образом, восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств. В дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Восприятие произведений искусства на разных ступенях развития детей носит различный характер и имеет свои особенности. Характерной чертой восприятия произведений искусства, детьми является единство «чувствующего» и «мыслящего». Из выше сказанного сделаны следующие выводы: 1. Дети дошкольного возраста обладают благоприятными психологическими предпосылками к развитию эстетического и художественного восприятия, наиболее значимые из них: повышенная эмоциональная отзывчивость на чувственные впечатления; взаимопроникающее развитие формально-логического и эмоционально-образного мышления; способность к «одушевлению», «очеловечиванию» любых объектов окружающей действительности (феномен анимистического отношения к миру); «предэсте-тический» опыт ролевой игры. 2. Своеобразие эстетического восприятия определено, прежде всего тем, что оно представляет специфическую деятельность, в процессе освоения которой у детей дошкольного возраста формируется способность к познанию объектов окружающего мира с позиций их эстетического начала. Психологической основой эстетического восприятия является эмоционально- эстетическое переживание. 3. Художественное восприятие предполагает в дошкольном возрасте познание мира средствами разных видов искусства. Художественное восприятие раскрывает ребенку уникальные возможности открытия и сотворения себя, своих отношений с окружающим миром в "воображаемом поле" художественных образов искусства. Психологической основой художественного восприятия являются способности ребенка к эмоциональной идентификации, эмпатии; достаточно высокий уровень развития воображения; способность к художественно- эстетическому переживанию (не присутствующему в жизненном опыте). Оптимальными средствами становления эстетического отношения в дошкольном возрасте является эстетическое восприятие окружающей действительности и художественное восприятие произведений искусства. Список литературы: 1. Абрамян Л.А. О роли взаимодействия эмоций и воображения в становлении игровых действий у ребенка // Отчет о научно- исследовательской работе лаборатории эмоций НИИ дошкольного воспитания. М., 1990. 14. 2. Абрамова М.А. Пути и условия интеллектуального развития младших школьников в процессе ознакомления с изобразительным искусством. Ав-тореф.дис....к.пед.наук. Якутск, 1997. 4, 11. 3. Афасижев М.Н. Типология эмоций в искусстве // Эмоции, творчество, искусство. Пермь, 1997. З - 4. 4. Бабанский Ю.К. Педагогика. М., 1988. 164-178. 5. Блонский П.П. Избранные психологические произведения. М., 1964. 6. Блудова В. Природа и структура художественного восприятия // Эстетические очерки. М., 1977, № 4. 38, 62. 7. Гурович, Л. Ребенок и книга/Л. Гурович. - М., 2007. 8. Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения/ А. Запорожец//Избр. психологические труды. - М., 1996. - Т.1. - с.66. 9. Мухина, В. Детская психология/ В. Мухина.// 2-ое издание. - М.. 2000. 10. Романенко, Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей /Л. Романенко // Дошкольное воспитание.-2006.-№7.-С.15-18. | |
Просмотров: 1524 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|