Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок

Меры по подготовке ребенка к поступлению в школу и проблемы связанные с периодом адаптации
Детское учреждение является хорошим подготовительным этапом к постоянному пребыванию ребёнка в коллективе в дальнейшем, когда подойдёт срок определить его в школу. Здесь пополняются его знания, вырабатываются полезные привычки, формируются вкусы. Однако основными воспитателями ребёнка по-прежнему остаются родители вне зависимости от того, посещает он дошкольное учреждение или нет.
Когда ребёнку предстоит пойти в школу, вступить в новый коллектив, ему необходимо будет научиться подчиняться дисциплине, приспособиться к новому режиму, привыкнуть к серьёзным умственным нагрузкам. Это в значительной мере зависит от семьи, от того, как она помогла подготовиться к этому ответственному периоду, от условий, созданных для первоклассника дома.
• Школа предъявляет высокие требования к здоровью ребёнка. Учебные программы насыщены и требуют напряжённой умственной работы ученика. Поэтому ребёнку, пропустившему из-за болезни несколько недель, а тем более месяцев, трудно потом справиться с учёбой.
• В связи с этим готовить детей к поступлению в школу, укреплять их здоровье и выносливость также необходимо заранее.
• Эту подготовку нужно начинать с 5 лет, так как именно с этого возраста детские поликлиники осуществляют диспансеризацию детей перед школой, включающую осмотр врачом-педиатром, лабораторное обследование, консультации врачей узких специальностей.
• Основная цель осмотров и консультаций — определение нервно-психического и физического развития ребёнка и выявление отклонений в состоянии его здоровья. Начальные признаки отклонений осанки, развивающегося плоскостопия выявит при осмотре врач-ортопед.
• Он же определит меры по их устранению. Предложенные в детской поликлинике комплексы корригирующей гимнастики необходимо выполнять и дома. Поэтому их рекомендуется изучить и родителям.
Осанка школьника при ношении книг:в портфеле (туловище искривляется в сторону портфеля); под мышкой (туловище искривляется в противоположную сторону); в ранце (нормальная осанка). Справа схематически показано положение головы, позвоночника и конечностей при каждом из этих способов ношения груза.
• При подготовке ребёнка к школе нужно изучить с ним правила уличного движения. Обязательна также тренировка непосредственно на улице, на перекрёстках, разветвлениях, чтобы ребёнок знал, как ему идти в школу, где и когда переходить улицу.
• За несколько месяцев до 1 сентября целесообразно составить новый режим дня, который бы предусматривал занятия в школе и подготовку домашних заданий. Необходимо приучить ребёнка жить по этому режиму.
• После возвращения из школы ребёнка нельзя сразу усаживать за выполнение домашних заданий. Пусть он погуляет на улице, побегает, попрыгает, снимет с себя нагрузку от длительного сидения на уроках.
• Детям с признаками сутулости, слабым развитием мускулатуры корпуса рекомендуется периодически прерывать сидение за рабочим столом и выполнять 4—6 раз выпрямление туловища с потягиванием и выгибанием спины сидя или отдыхать несколько минут, лёжа на животе.

• Успехи ребёнка в школе, его адаптация к новым условиям в значительной степени зависят от его психологической готовности.
• личностные
• социально-психологические
• волевые критерии готовности
• интеллектуальные

Поступление ребенка в школу означает смену его социальной позиции и влечет за собой ломку старых стереотипов поведения и взаимоотношений с окружающими, необходимость освоения новых норм и требований, предъявляемых к нему учителем и родителями. 
Все дети проходят период адаптации к школе, даже те, которые имеют хорошую предварительную подготовку. Этот период продолжается от 2-3 недель до 6 месяцев и сопровождается ростом внутренней напряженности ребенка, повышением уровня тревожности и снижением самооценки.
При нормальном протекании школьной адаптации эмоциональное самочувствие и самооценка стабилизируются, если же процесс адаптации ребенка в I классе затруднен, может наблюдаться деформация его личностного развития.
Свидетельством адаптации служит, с одной стороны, продуктивность в соответствующей деятельности, с другой - внутреннее состояние индивида, его эмоциональное самочувствие, наличие или отсутствие внутренней напряженности.
Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированости элементарных понятий. 
Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль.
Индикатором трудности процесса  адаптации к школе являются  негативные изменения в поведении ребенка: : 
это может быть чрезмерное возбуждение, даже агрессивность или, наоборот, заторможенность,  депрессивность. Может возникнуть чувство страха, нежелание идти в школу и т.д.
Может возникнуть чувство страха, нежелание идти в школу и т.д.
При неблагоприятном течении адаптации
замедляется рост, падает масса тела.
Острая заболеваемость первоклассников в этот период  может в 2 раза превышать величину этого показателя у более старших  школьников.
Процесс физиологической адаптации ребенка к школе можно разделить на три основных периода:
*
ориентировочный, когда в ответ на комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, практически все системы организма отвечают бурной реакцией и значительным напряжением. Эта "физиологическая буря" длится 2–3 недели;
*
неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит оптимальные или близкие к оптимальным варианты реакций на эти воздействия;
*
период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. При этом не важно, какая это нагрузка: умственная, статическая (которую испытывает организм при вынужденной сидячей позе) или психологическая (общение в большом и разнородном коллективе).
Основные причины нарушения (срыва) адаптации:
неадекватность требований педагога, родителей;
стресс ограничения времени;
перегрузки (эмоциональные, интеллектуальные и физические);
несоответствие программ, методик, технологий возрастным и индивидуальным возможностям;
нарушение режима и организации учебных и внеучебных занятий;
нарушения психического и физического здоровья;
психологическая и функциональная неготовность к условиям и требованиям процесса обучения.
Категория: Дошколенок | Добавил: viki717 (2016-01-17) | Автор: Конева Лидия Анатольевна E
Просмотров: 182 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-04, 1:09 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [246]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1761]
Краеведение [92]
Начальная школа [3901]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [350]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru