Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок |
Детское учреждение является хорошим подготовительным этапом к постоянному пребыванию ребёнка в коллективе в дальнейшем, когда подойдёт срок определить его в школу. Здесь пополняются его знания, вырабатываются полезные привычки, формируются вкусы. Однако основными воспитателями ребёнка по-прежнему остаются родители вне зависимости от того, посещает он дошкольное учреждение или нет. Когда ребёнку предстоит пойти в школу, вступить в новый коллектив, ему необходимо будет научиться подчиняться дисциплине, приспособиться к новому режиму, привыкнуть к серьёзным умственным нагрузкам. Это в значительной мере зависит от семьи, от того, как она помогла подготовиться к этому ответственному периоду, от условий, созданных для первоклассника дома. • Школа предъявляет высокие требования к здоровью ребёнка. Учебные программы насыщены и требуют напряжённой умственной работы ученика. Поэтому ребёнку, пропустившему из-за болезни несколько недель, а тем более месяцев, трудно потом справиться с учёбой. • В связи с этим готовить детей к поступлению в школу, укреплять их здоровье и выносливость также необходимо заранее. • Эту подготовку нужно начинать с 5 лет, так как именно с этого возраста детские поликлиники осуществляют диспансеризацию детей перед школой, включающую осмотр врачом-педиатром, лабораторное обследование, консультации врачей узких специальностей. • Основная цель осмотров и консультаций — определение нервно-психического и физического развития ребёнка и выявление отклонений в состоянии его здоровья. Начальные признаки отклонений осанки, развивающегося плоскостопия выявит при осмотре врач-ортопед. • Он же определит меры по их устранению. Предложенные в детской поликлинике комплексы корригирующей гимнастики необходимо выполнять и дома. Поэтому их рекомендуется изучить и родителям. Осанка школьника при ношении книг:в портфеле (туловище искривляется в сторону портфеля); под мышкой (туловище искривляется в противоположную сторону); в ранце (нормальная осанка). Справа схематически показано положение головы, позвоночника и конечностей при каждом из этих способов ношения груза. • При подготовке ребёнка к школе нужно изучить с ним правила уличного движения. Обязательна также тренировка непосредственно на улице, на перекрёстках, разветвлениях, чтобы ребёнок знал, как ему идти в школу, где и когда переходить улицу. • За несколько месяцев до 1 сентября целесообразно составить новый режим дня, который бы предусматривал занятия в школе и подготовку домашних заданий. Необходимо приучить ребёнка жить по этому режиму. • После возвращения из школы ребёнка нельзя сразу усаживать за выполнение домашних заданий. Пусть он погуляет на улице, побегает, попрыгает, снимет с себя нагрузку от длительного сидения на уроках. • Детям с признаками сутулости, слабым развитием мускулатуры корпуса рекомендуется периодически прерывать сидение за рабочим столом и выполнять 4—6 раз выпрямление туловища с потягиванием и выгибанием спины сидя или отдыхать несколько минут, лёжа на животе. • Успехи ребёнка в школе, его адаптация к новым условиям в значительной степени зависят от его психологической готовности. • личностные • социально-психологические • волевые критерии готовности • интеллектуальные Поступление ребенка в школу означает смену его социальной позиции и влечет за собой ломку старых стереотипов поведения и взаимоотношений с окружающими, необходимость освоения новых норм и требований, предъявляемых к нему учителем и родителями. Все дети проходят период адаптации к школе, даже те, которые имеют хорошую предварительную подготовку. Этот период продолжается от 2-3 недель до 6 месяцев и сопровождается ростом внутренней напряженности ребенка, повышением уровня тревожности и снижением самооценки. При нормальном протекании школьной адаптации эмоциональное самочувствие и самооценка стабилизируются, если же процесс адаптации ребенка в I классе затруднен, может наблюдаться деформация его личностного развития. Свидетельством адаптации служит, с одной стороны, продуктивность в соответствующей деятельности, с другой - внутреннее состояние индивида, его эмоциональное самочувствие, наличие или отсутствие внутренней напряженности. Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированости элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Индикатором трудности процесса адаптации к школе являются негативные изменения в поведении ребенка: : это может быть чрезмерное возбуждение, даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессивность. Может возникнуть чувство страха, нежелание идти в школу и т.д. Может возникнуть чувство страха, нежелание идти в школу и т.д. При неблагоприятном течении адаптации замедляется рост, падает масса тела. Острая заболеваемость первоклассников в этот период может в 2 раза превышать величину этого показателя у более старших школьников. Процесс физиологической адаптации ребенка к школе можно разделить на три основных периода: * ориентировочный, когда в ответ на комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, практически все системы организма отвечают бурной реакцией и значительным напряжением. Эта "физиологическая буря" длится 2–3 недели; * неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит оптимальные или близкие к оптимальным варианты реакций на эти воздействия; * период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. При этом не важно, какая это нагрузка: умственная, статическая (которую испытывает организм при вынужденной сидячей позе) или психологическая (общение в большом и разнородном коллективе). Основные причины нарушения (срыва) адаптации: неадекватность требований педагога, родителей; стресс ограничения времени; перегрузки (эмоциональные, интеллектуальные и физические); несоответствие программ, методик, технологий возрастным и индивидуальным возможностям; нарушение режима и организации учебных и внеучебных занятий; нарушения психического и физического здоровья; психологическая и функциональная неготовность к условиям и требованиям процесса обучения. | |
Просмотров: 2224 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|