Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок

Установление позитивных отношений с родителями и детьми. Из опыта работы.
Установление позитивных отношений с родителями и детьми.
Кравченко Ольга Валентиновна – воспитатель
ГККП «Детский сад № 3»
г. Акколь

Наиболее существенным фактором, влияющим на воспитание личности ребёнка, является семья.
Семья – это среда, в которой удовлетворяются фундаментальная потребность маленького ребёнка быть принятым всерьёз и быть уважаемым в каждый текущий момент времени. В семье дети с первых дней жизни получают ценный опыт прощения, уступчивости, обожания, поддержки от близких, чувствуют внимание, восхищение и преданность со стороны значимых людей, ощущают себя любимыми и желанными. Семья является для малыша институтом эмоциональных отношений, который неосознанно воспринимается им как своеобразный «эмоциональный тыл».
Мы живём в эпоху полную противоречий. И у родителей и у детей стало больше возможностей для приятного время препровождения, и в тоже время мы всё меньше встречаемся с сочувствием и готовностью помочь окружающим. Изменилась и атмосфера в семьях. Родители и дети живут сейчас более интенсивной жизнью, в которой всё меньше времени остаётся для общения друг с другом, для совместных занятий и семейных ритуалов. Если раньше семьи в основном сталкивались с внешними проблемами (нехватка денег, материальные затруднения), то сейчас более выражены проблемы внутренние: напряжённые отношения, острая и резкая реакция на ошибки и поступки отдельных членов семьи. В то время как внешние проблемы нередко сплачивали, укрепляли семью, внутренние напряжённые отношения ослабляют её. Если в семье людям трудно найти общий язык друг с другом, то и распадается она легче, чем прежде. И в первую очередь страдают дети.
Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать.Но для воспитания полноценной личности необходимо и детское сообщество в дошкольном учреждении, где он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению.
В настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания, и в центре этой перестройки стоят гуманизация педагогического процесса. Целью его отныне признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности, а целью работы с семьёй является создание единого образовательного пространства на основе Государственного общеобязательного стандарта образования РК.
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, я начала работу с анкетирования «Детский сад и семья – пути сотрудничества». Получив реальную картину, на основе собранных данных, я выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
Готовясь к сотрудничеству с семьёй, я чётко продумала все формы и методы работы. Я поняла, необходимо начинать со сближения души и разума людей, сопричастных жизни ребёнка. Что может служить основой для такого сближения? Только сам ребёнок. Я ввела в практику «счастьеграммки», которые я ежедневно готовлю для родителей. Рассказывая о ребёнке (и устно, и письменно), - о том, что происходило в течении дня, о том, какие позитивные стороны личности проявил малыш, какие достижения или трудности принёс ему день,- я сформировала у родителей понимание того, что рядом с ребёнком внимательный, заинтересованный человек, обладающий такой информацией о ребёнке, которой нет у них по той простой причине, что они не всегда рядом.
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребёнка будет успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит лучше узнать ребёнка, увидеть его в разных ситуациях. Семья была, есть и остаётся самым сильным фактором влияния на человека в любом возрасте. Традиционная схема общения д/с с семьёй известна: консультации, рекомендации, родительские собрания, родительские собрания, индивидуальные беседы. Совершенно очевиден тот факт, что традиционные формы общения с семьёй и д/с постепенно изживают себя. Я разработала нестандартные формы общения с семьёй, что помогло мне в дальнейшем вовлечь родителей в воспитательно- образовательный процесс, пробудить их интерес к жизни детей в дошкольном учреждении, активизировать участие в различных мероприятиях.


Для меня было очень важно изучение семейной микросреды. Для этого я провела с родителями анкетирование, что позволило мне выявить общий план семьи, возраст, образовательный уровень, сведения о ребенке, уровень педагогической культуры, характер взаимоотношений ребенка с родителями, уровень воспитательного потенциала родителей, их психолого-педагогическую компетентность, характер отношения к дошкольному учреждению: «Образовательные потребности родителей в адаптационный период», «Родительское сочинение», «Изучение социально-эмоциональной личности ребёнка» (автор – Матвеева Л. Г.) др.
Однако анкета не дает возможности в полном объеме узнать индивидуальные особенности ребенка, организацию его жизни в семье.
Поэтому следующим важным звеном в моей индивидуальной работе с родителями было проведение диалога, где они свободно обменивались мнениями. Спора при этом не возникало, поскольку каждый высказывал свою точку зрения. Это позволило прийти к общим позициям, выбрав золотую середину среди разных точек зрения. Обучая родителей практическим умениям, показала оптимальные приёмы общения с ребёнком, способы ухода за ним. В этом мне помог конкурс «Если бы я был воспитателем», в котором родители самостоятельно организовывали игры детей.
Так же одной из форм индивидуальной работы с родителями являются консультации. Консультации по своему характеру близки к беседам. Разница в том, что беседа — это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, я стремлюсь дать им квалифицированный совет. Тематика консультаций разнообразна. Она определяется наблюдениями за поведением детей в детском саду, за взаимоотношением родителей и детей, а так же актуальностью некоторых вопросов на данном этапе. («Формирование адекватной самооценки у ребенка», «Заповеди благоприятных отношений между родителями и детьми», «Как правильно хвалить ребёнка» и др.)
Групповых форм общения с семьёй много, хотелось бы остановиться на наиболее ярких – это проведение группового родительского собрания.
К подготовке которого я стараюсь подходить творчески, активно привлекаю к участию в нем родителей, ведь успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой. Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, первое родительское собрание «Давайте познакомимся» я провела в нетрадиционной форме. Начиналось оно с игры «Давайте познакомимся и будем дружить», которая объединила взрослых. Сначала все смущались, но это чувство быстро сменилось радостью и интересом. Минутка знакомства помогла снять напряжение, ведь родителям, сидящим за одним столом, не раз в течение собрания нужно было обсудить ситуацию или вопрос вместе. Тренинги, игровые упражнения и задания помогают выработать оценку разным способам воздействия на ребенка, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним. Ведь, вовлекаемый в игровой тренинг родитель, начинает общение с ребенком, постигает новые истины. Например, невозможно испытывать чувства злости и гнева на ребенка и одновременно быть счастливым родителем; сея в душе ребенка негативные эмоции, нельзя получать взамен его улыбку и любовь.
К собраниям я готовлю выставку детских работ или фотостенд, где использую фотографии из жизни группы. На каждом собрании выражаю благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Было очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручали грамоты или благодарности. После благополучного окончания периода адаптации к детскому саду вручаю медали родительской гордости «Детская ладошка», где указана дата поступления в детский сад; «Медаль гордости» вручаю родителям за успехи ребёнка в освоении культурно – гигиенических навыков, проявлении лидерских качеств.
Родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли партнеров.
Пожалуй, ничто другое так не сближает детей и родителей как совместный досуг, где последние выступают полноправными участниками. При их подготовке родители задействованы практически во всех мероприятиях. Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству родителей, детей и воспитателей, устраняет отчужденность между ними, вселяет уверенность в успехе совместной работы, решает многие проблемы. Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети.
В наглядно–информационное направление я включила такой приём, как «Волшебный цветок мудрости»: в приёмной выставила стенд с пустыми лепестками цветка, куда родители сами записывают советы, афоризмы, пожелания по обозначенной на сердцевине цветка проблеме («детские капризы», «чтобы ребёнок не болел» и т.д.)
Разрешить разногласия по рабочим и текущим моментам воспитания детей мне помогло внедрение проектной деятельности. Что помогло увеличить долю участия семьи в образовательном процессе.
В этом году в нашем детском саду прошёл конкурс - презентация портфолио группы, в котором наша группа заняла первое место. Много фантазии и творчества проявили родители при подготовке к конкурсу «Генеалогическое древо моей семьи», в создании семейных газет на тему «Здоровый образ жизни семьи».
Результат совместного творчества детей и родителей – это доверительные отношения. На совместных мероприятиях налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений между мной и родителями. В зависимости от плана работы, сообща обговаривали каждое мероприятие, решали проблемы. Благодаря этому, все дела проходили с большим энтузиазмом, так как при их реализации каждый вносил крупицы своего труда, умения, творчества. Создание единого образовательного пространства невозможно без участия родителей. На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя.
работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей.
Ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье! Ребенок не может существовать вне семейной системы. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, ребенок оказывается между двух несообщающихся систем. Отсюда конфликты, непонимание, неуверенность. Во избежание этого необходимо, чтобы эти две системы стали открытыми друг для друга, для взаимодействия. Главными в них должна стать атмосфера добра, доверия и взаимопонимания. Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию талантов и способностей ребенка, только тогда он будет расти здоровым, счастливым и умным
Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга. Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству с родителями. Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

Список литературы:
1. Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа. - М.: «Издательство Скрипторий 2003»
2. Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа. - М.: «Издательство Скрипторий 2003»
3. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. - М.: ТЦ Сфера, 2005. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
4. Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие/О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: Айрис — пресс
(Дошкольное воспитание и развитие)
Категория: Дошколенок | Добавил: olenka-0601 (2016-02-11) | Автор: Кравченко Ольга Валентиновна E
Просмотров: 253 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 11:52 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1476]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1142]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3913]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [282]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru