Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок

Особенности условий раннего включения дошкольников в проектно-исследовательскую деятельность
Проектно-исследовательская деятельность ребенка – «Это не просто один из путей занимательного освоения …действительности, а фундамент развития поведения, основанного на доминировании проявлений поисковой активности в различных жизненных ситуациях». И. И. Савенков.

В процессе поиска эффективных способов организации воспитательно-образовательного пространства с дошкольниками существует системная потребность в координировании таких аспектов, как особенности стандартов воспитания, требования программы воспитания и обучения, существующие условия предметно-окружающей среды, возможности и особенности контингента воспитанников, особенности родительской среды, уровень подготовленности самого педагога.
Привлекает возможность влияния на характер и уровень показателей выше названных аспектов на основе их анализа, а также пробного ежедневного включения элементов различных методик и технологий в режим воспитания и обучения.
Возможно, что и для многих коллег, стимулом к обращению к той или иной педагогической технологии становится вдохновение или позитивный эмоциональный посыл от получаемых в повседневной деятельности успехов воспитанников, приходят озарения и внутреннее чутье о верности избираемого пути или отказа от него.
Специфика деятельности педагога дошкольного учреждения также заключена в продумывании хода исследования на несколько лет вперед с учетом возрастных периодов дошкольного детства. Практика показывает, что не всегда проявляется максимальная эффективность технологии на протяжении всего дошкольного возраста.
Результаты психологических и педагогических исследований Ю.К. Бабанского, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугиной, Н.Н. Поддьякова, И.Д. Зверева, В.В. Запорожца, И.Я. Лернер, А.И. Савенкова выделяют особое значение возможностей умственного развития детей дошкольного возраста, когда существует возможность успешного познания не только внешних, наглядных свойств окружающих предметов и явлений, но и их внутренних связей и отношений.
Проблема обучения проектированию, как способ познания окружающего мира, всегда вызывало интерес, поэтому при реализации предыдущего педагогического исследования широко применялось экспериментирование в средних, старших группах, использовались различные развивающие техники и методики, как средства разнообразия процесса развития детей.
Обращение к проблеме развития проектно-исследовательской деятельности дошкольников вызвало немало вопросов дидактического и методического характеров.
1. Все ли, предлагаемые методы и способы воздействия на развитие ребенка приемлемы в том или ином возрастном периоде дошкольного детства?
2. Возможно ли использование резервов и возможностей психического развития младших дошкольников?
3. Каким образом реально организовать деятельность по формированию способностей к проектно-исследовательской деятельности в младшем дошкольном возрасте?
В программе «Детское экспериментирование» А.И.Ивановой в качестве цели на первый план выдвигаются условия для формирования основ целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента. Помимо приобретенного ребенком опыта видения предметов и явлений, всматривания в них, особое внимание обращено развитию внимания, зрительной, слуховой чувствительности, расширению словарного запаса и обогащению речевого общения на основе культурных норм.
В программе «Одаренный ребенок в массовой школе» А.И. Савенкова
определяются три уровня реализации «исследовательского обучения»:
1. 1.1. педагог формулирует проблему;
1.2. педагог разрабатывает стратегию и тактику ее решения;
1.3. ребенок самостоятельно находит решение.
2. 2.1. педагог формулирует проблему;
2.2. ребенок самостоятельно /коллективно/ ищет метод решения;
3. 3.1. ребенок формулирует проблему;
3.2. ребенок разрабатывает стратегию и тактику ее решения;
3.3. ребенок самостоятельно находит решение.
Данные программы служат дидактической базой для обращения к тематике проектно-исследовательской деятельности дошкольников.
Цель проектно-исследовательской деятельности дошкольников, по нашему мнению, является формирование компетенций, способностей к «исследовательскому поведению» /по И. Савенкову/, позволяющих активно функционировать в меняющихся условиях жизни ребенка-дошкольника.
Ориентируясь на принципы вышеуказанных программ, на основе опыта развития у дошкольников способностей к проектно-исследовательской деятельности, были поставлены следующие задачи, это
*создание мотивирующей среды для развития проектно-исследовательской деятельности;
*разработка процесса включения ребенка в проектно-исследовательскую деятельность, опираясь на деятельностный характер его развития;
* широкий охват различных сфер развития дошкольника для формирования исследовательских способностей.
В свою очередь, прогнозируется возможность эффективности раннего включения дошкольников в процесс овладения способностями к проектно-исследовательской деятельности.
Существуют условия успешного включения младших дошкольника в проектно-исследовательскую деятельность. Данные условия формируют базу для непосредственной реализации методов обучения детей самостоятельному ведению исследований.
1. Учет «механизма включения поисковой активности /по И. Савенкову/, создание мотивирующих среды, условий к действию.
2. Деятельностная основа всего процесса развития ребенка, а, значит, активное прорабатывание заданий не только на основе наглядно-образного, но наглядно-действенного мышления. «Суть деятельности /по В.В. Давыдову/ - в созидании человеческого мира человеком, в творении собственных общественных отношений и самого себя, ..учебное исследование является способом творческого обучения на деятельностной основе».
3. Опора на действие, «процесс делания» /по Дж Дьюи/, как механизма овладения способами исследования /преобразование фигуры, рациональное деление единого куска для соблюдения пропорций, овладение операциями и проч. «…у ребенка возникают познавательные потребности и формируются познавательные интересы; они пробуждают исследовательский инстинкт, который способен сделать обучение увлекательным. В трудовом процессе, на основе сопряжения творчества и труда у ребенка рождаются потребности к осмыслению задачи или проблемы, построению гипотез, выбору путей их решения, достижению желаемого результата».
4. Опора на эмоциональную составляющую процесса исследований, как мотивационное поле для развития познавательной активности. М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин считали, что «формирования мышления состоит не только в усвоении какого-либо объема знаний, или суммы навыков, или определенных умственных действий, но и в развитии собственной познавательной активности ребенка, такой активности, которая возникает в деятельности при особых условиях—благодаря проблемным ситуациям».
Исходя из результатов исследований С.Л. Рубинштейна, В.К. Вилюнаса, П.М. Якобсона, можно сказать, что эмоции – это особая форма отношения к предметам и явлениям действительности.
Для дошкольника важно создание мотивирующих ситуаций на основе эмоциональной реакции / «надо помочь /спрятаться, убежать, выполнить задачу/», «надо пожалеть», «надо развеселить». Рубинштейн С.Л. считал, что "чувства выражают в форме перeживания отношения субъекта к окружению, к тому, что он познаёт и дeлает".
5. Реализация раннего включения дошкольника в программу творческого развития, посредством «социального научения» по А. Бандуре, «способности к выработке стереотипов поведения», привычек к деятельности. Выполнение исследовательских операций по принципу «помоги себе сам» /как в самообслуживании/ дает возможность овладеть алгоритмами поисковой исследовательской деятельности. Осознание эффективности действия приходит либо в ходе оценки /восприятия/ желаемого результата, либо еще позже, после выполнение идентичных операции, при сравнении и оценке своих и результатов сверстников. Данная стратегия позволяет в дальнейшем формировать желание совершенствовать результат за счет изменения плана действий.
6. Организация проектно-исследовательской деятельности на основе максимального включения анализаторов по «принципам многоуровневой организации мозга»» по О. С. Адрианову.
Примеры. Перед тем, как дети получат возможность манипулировать геометрическими фигурами /из пенала «Учусь считать»/, выкладывать на столе задуманный «проект», проводятся игры на степень усвоения свойств фигур: «Узнай на ощупь», «Дорисуй фигуру /соединить концы одной прямой», «Угадай, какую фигуру напоминает предмет».
7. Максимальное продумывание и разработка хода исследования, характера действий по поиску путей решения проблемы /представленное взрослым, подведенное взрослым к «самостоятельному» решению ребенка, «независимое» решение ребенка/, обучение основным способам делать выводы, принятия того или иного решения /утверждаемого или противного/.
А. В. Запорожец, Ю. Б. Гиппенрейтер, А. Н. Леонтьев отмечали существование у дошкольника предпосылок к планированию деятельности, и есть множество возможностей их формирования и развития. Ученые доказали, что способности к исследованию «возникают не «после» выполнения самостоятельной деятельности, а в процессе ее выполнения,..»
8. Широких охват включения элементов проектно-исследовательской деятельности не только на определенном занятии, по определенной теме, но и во всех сферах функционирования дошкольника /разделы программы, режимные моменты/. По И.И. Савенкову «исследовательская деятельность – особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящейся на базе исследовательского поведения».
9. Использование экспериментирования, как одного из методов осуществления проектно-исследовательской деятельности. Н.Н. Поддьяков называл «детское экспериментирование» ведущим функциональным механизмом творчества ребенка.
В процессе развивающей деятельности педагога важно иметь ввиду, что экспериментирование заключено не только в проведении манипулятивных исследовательских операций непосредственно в объектами окружающего мира, но опосредованно, на примере заменяющих объектов, отражающих характер свойств и явлений.
Пример: экология. «Вода – источник жизни». Явление круговорота воды в природе со старшими дошкольниками демонстрируется процесс исследования вскипяченной воды в чайнике, фиксации пара, впоследствии, капель.
Пример: экология. «Свойства воды» / все возрастные группы, объем манипуляций контролируем/. Поиск воды в природе осуществляется посредством выдавливания ее на салфетку из разрезанных овощей, фруктов, листьев, растапливания снега, льда. Убеждение о наличии ее в объектах природы происходит, когда наблюдается мокрый след на салфетке.
Проектно-исследовательская деятельность также включает выполнение эксперимента опосредованно, но убедительно.
Пример: экология. «Ознакомление с процессом готовности животных к зиме».
*Просмотр роликов и жизни белки и зайца летом, осенью. Описание, составление рассказов об особенностях жизни /в т.ч. боязни хищников/, чтение стихотворений о диких животных.
*Рассматривание зимних пейзажей.
*Рассматривание окраса на силуэтах животных, не соответствующего окружающей среде, понимание отсутствия защитного окраса.
* Выбор цвета для того или иного животного.
*Закрашивание силуэта животного в необходимый в зимний условиях окрас /для белки серый, для зайца – белый/.
*Выкладывание силуэтов именно на то место обитания /дерево или снег/, где животное окажется в безопасности, его окрас сольется с окружающими объектами.
*Просмотр роликов о жизни данных животных в зимний период.
*Выражение положительных эмоций и убеждение в правильном выборе способа выживания животных.
10. Организация необходимого основного и дополнительного оборудования и материалов для ведения исследований; предложение для младшей группы самостоятельной подборки материалов с учетом процессов «научения» и «делания».
*Наличие исходного неизменного количества материала, имеющего один-два основных свойства.
Пример: ФЭМП. «Сравнение величин».
Инструкции: Вы имеете два треугольника и два квадрата / пенал с пластмассовыми фигурками из набора «Учусь считать»/. Выложим один домик, затем другой.
Затем идет сравнение объектов. Обсуждение перечня и последовательности действий.
Инструкции следующего случая: Что можно сделать, чтобы получилось два одинаковых домика?
Пример: лепка. «Неваляжка» Перед объяснением, конечно, демонстрируется игрушка, образец, обследуются свойства частей тела, пропорции, сравнение величин /большое, поменьше, самые маленькие; руки одинаковые по размеру/.
Инструкции: У вас в руках один кусок пластилина. Разминаем его, делим на два одинаковых кусочка. Один отставляем, из еще одного скатываем шар, это платье. Затем берем оставленный кусок, делим его еще на два одинаковых кусочка. Один из них отставляем в сторону, другой такой же скатываем, это голова. Прикрепляем голову к туловищу /платью/. Чего не хватает? /Не хватает рук/. Берем оставшийся кусочек, делим его на две одинаковые части, скатываем каждые. Получились одинаковые по размеру руки, прикрепляем их к туловищу /платью/.
В следующем случае предлагается один кусок пластилина и самостоятельное планирование с учетом сохранения пропорций.
*Наличие нескольких исходных материалов, имеющих сложную структуру и свойства.
ФЭМП. «Сравнение величин».
Инструкции: Перед вами пенал? Что в нем? Назовите, какие вы видите. Что можно сделать, чтобы получить два одинаковых домика? Выложите их.
Теперь нужно сделать так, чтобы один из домиков стал выше? Что вы для этого сделали? Что нужно сделать, чтобы домик пониже стал таким же по высоте, как высокий домик.
*Более совершенный этап – поисковая деятельность и самостоятельное принятие ребенком решения при условии применения элементов образца, выборочных, затем самостоятельно подобранных способов исследования или действий.
11. Первоначальная организация шаблонов, инструкций, образцов и схем как неизменное условие «поискового поведения». Примеры инструкций приведены выше. В качестве маршрута ведения исследования возможно использование методов ТРИЗ, мнемокарт, мнемотаблиц, слайдов.
Важно первоначальное построение исследования /проекта/ на основе одного-трех шагов /опираясь на возрастные особенности, особенностей развития контингента воспитанников и проч./
Очевидны, на наш взгляд, существенные преимущества организации проектно-исследовательской деятельности, которые способны мотивировать ребенка к творчеству, это:
• эмоциональное удовлетворение;
• познавательная и практическая ценность;
• эффект метаморфозы;
• максимальная усвояемость изучаемого материала;
• эффект доступного решения проблемы;
• гибкая среда развития потребностей и возможностей ребенка.
Раннее включение проектно-исследовательской деятельности способствует, не только на основе, но и последовательной параллели, развитию основ аналитических навыков и способностей к исследовательскому поведению дошкольников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Адрианов О. С., О принципах организации интегративной деятельности мозга. М., 1976.
2. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.
3. Дьюи, Дж. Демократия и образование / Дж. Дьюи. – М., 2000.
4. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся (сборник статей), М.2003, Издание МГДД(Ю)Т.
5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.
6. Поддъяков, А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт / А.Н. Поддъяков. – М., 2000.
7. Ротенберг, В.С. Мозг. Обучение. Здоровье / В.С. Ротенберг, С.М. Бондаренко. – М., 1989.
8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Изд-во «Питер», 2002.
9. Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению / А.И. Савенков. – М., 2006.
10. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. №4. С.
Категория: Дошколенок | Добавил: dina247akhmet (2016-03-07) | Автор: Ахметова Дина Газизовна E
Просмотров: 262 | Комментарии: 1 | Теги: дошкольное воспитание, технологии обучения | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-09, 10:14 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1475]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1140]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3910]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [516]
Немецкий язык [51]
Технология [281]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru