Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок

Шахматы как средство развития познавательных компетенций дошкольника
Шахматы как средство развития познавательных компетенций старшего дошкольника
Обучение ребёнка в начальной школе по современным программам предполагает высокий уровень развития мышления, умение самостоятельно приобретать, обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы. Как же развить логику ребёнка, вызвать желание получать новые знания? Конечно же, заинтересовать увлекательной игрой. Ведь игра - единственная форма деятельности ребёнка, которая во всех случаях отвечает его организации. Огромную роль в воспитании самостоятельного, успешного человека играют шахматы. Дети с лёгкостью осваивают эту интересную игру. Благодаря этой игре дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи, тренируют память, учатся самодисциплине. Детей необходимо учить, не только измерять и вычислять, но и рассуждать. Ведь благодаря логике можно научить ребёнка отстаивать свою точку зрения, строить причинно- следственные связи. Применение в работе с детьми методики раннего обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию мышления, умозаключений, суждений, учит ребёнка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности.
Игра в шахматы решает сразу несколько задач:
1.Познавательная: учит думать, запоминать, сравнивать, ориентироваться на плоскости, развивает логическое мышление.
2.Воспитательная: вырабатывает внимательность, собранность, усидчивость и целеустремлённость.
3.Эстетическая: развивает фантазию, обогащает внутренний мир.
4.Коррекционная: помогают гиперактивным детям стать спокойнее, способствуют развитию умения сосредотачиваться на одном виде деятельности.
Поэтому начинать обучение этой игре желательно как можно раньше, но на уровне доступном для ребёнка.
Развитие логики ребёнка дошкольного возраста зависит от создания условий, стимулирующих его практическую, игровую и познавательную деятельность.
Для успешного усвоения детьми логических операций, названий шахматных фигур, шахматных ходов, необходима работа в системе, она включается во все основные структуры педагогического процесса:
• учебные занятия;
• организацию совместной деятельности с детьми;
• предоставление детям возможности для свободной самостоятельной деятельности.
Сам процесс обучения шахматам должен быть облечен в форму увлекательной игры. Для этого можно предложить сказки, где действующие герои – ровесники дошколят, стихи, загадки, эстафету на быстроту и правильную расстановку пешек и фигур, придумывание самими детьми шахматных загадок.
На первых порах не рекомендуется предлагать детям играть всеми фигурами. Соблюдая это условие, малыши постепенно приучаются видеть всю доску, а также отдельное поле (клеточку), равномерно распределять внимание по всей доске. Постепенно количество знакомых и разученных пешек и фигур увеличивается до полного комплекта, и только тогда можно приступить к игре вначале всеми пешками, а затем пешками и фигурами. Важно, чтобы дети твердо усвоили согласованность действий пешек с пешками, пешек с каждой фигурой, каждой фигуры друг с другом.
Учитывая возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, степень усвоения шахматного материала на разных этапах обучения, методику необходимо постоянно менять. Для первоначального знакомства с шахматами предпочтительны деревянные фигуры крупного размера, строгой формы. В детском саду можно использовать гигантские шахматы.
Ребёнок должен запомнить, как называется каждая из фигур, уметь отличать одни фигуры от других по форме и цвету, названия шахматных полей и линий. Дети с интересом рассматривают шахматные фигуры, сами ставят рядом одинаковые, с удовольствием по-своему играют в них.
Не все дети сразу же способны запомнить названия конкретных шахматных фигур. Даже не всегда можно проверить, усвоил ли ребёнок это. Ведь если напрямую спросить названия фигур у ребёнка, он может и не ответить. Это ему скучно! Поэтому и узнать, какие из шахматных фигур запомнил ребёнок, и закрепить пройденный материал лучше всего в игре. На выбор играем с детьми в следующие игры-задания:
“Волшебный мешочек”. По очереди прячем в непрозрачном мешочке шахматные фигуры и просим малыша на ощупь определить, какая фигура спрятана. В другом варианте игры в мешочек прячутся все фигуры сразу, и ребёнок на ощупь ищет определённую фигуру.
“Запретная фигура”. Поставим шахматные фигуры перед ребёнком в один ряд. По нашей просьбе малыш будет называть показываемые фигуры, кроме “запретной”, которая выбирается заранее. Вместо названия “запретной” фигуры надо сказать “секрет”. Затем поменяемся ролями и, называя фигуры, на которые указывает малыш, иногда “ошибаемся”. Если ребёнок не заметит нашу ошибку, сами указываем на неё.
“Что общего?”. Возьмем две любые шахматные фигуры и спросим малыша: “Чем они похожи? Чем отличаются?” (цветом, формой).
“Белые и чёрные”. В беспорядке поставим на столе по шесть разных белых и чёрных фигур. Начиная дидактическую игру, отставим в сторону одну из фигур, называя её и её цвет. Например: “Белый ферзь”. Ребёнок продолжает игру и должен выбрать шахматную фигуру иного названия и цвета, обязательно называя её. Например: “Чёрный король”. Затем новую шахматную фигуру представляем мы, затем ребёнок.
“Куча мала”. Все шахматные фигуры лежат в куче. Мы закрываем глаза, берём какую-нибудь из фигур и ощупываем её. Выбранную шахматную фигуру мы умышленно называем неправильно, открываем глаза и спрашиваем ребёнка: “Так?”. Малыш поправляет нас. Затем поменяемся ролями.
“Школа”. Перевернем шахматную доску клетками вниз, в углубления поставим шахматные фигуры и скажем ребёнку: “Это твои ученики. Как зовут этого ученика?.. А этого?..”
“Ряд”. Предложим ребёнку поставить в один ряд пешки; коней; слонов; ладей; ферзей; королей. Затем ребёнок должен попросить об этом нас и проконтролировать выполнение задания.
“Пирамида”. Посоветуем малышу на белую ладью поставить чёрную, затем снова белую и чёрную, а на самый верх белую пешку. Спросим у ребёнка, можно ли построить пирамиду из других фигур. Почему?
“По росту”. Попросим ребёнка по росту расставить шесть разных шахматных фигур одного цвета, называя эти фигуры.
“Догонялки”. Выберем одну из белых фигур, например, пешку, имитируем её бег по столу. После этого предложим ребёнку выбрать и назвать какую-либо чёрную фигуру и пуститься ей вдогонку за нашей фигурой. Пусть наша шахматная фигура “бежит” не очень быстро, и фигура малыша её догонит. Потом поменяемся ролями.
“Прятки”. Спрячем в комнате несколько шахматных фигур. Ребёнок должен найти их и назвать. Потом фигуры прячет ребёнок.
“Убери такую же”. Все шахматные фигуры стоят или лежат на столе. Уберем одну из фигур в коробку. Попросим малыша назвать эту фигуру и положить в коробку аналогичную шахматную фигуру и т. д.
В дальнейшем дети знакомятся с такими понятиями как: горизонталь, вертикаль, диагональ. Выставляют шахматные фигуры на поле по словесному указанию и заданиям прописанным на карточках .Например: Конь-е7; Ладья-а8, Король-с3 и т.д., расположи Слона в правом верхнем углу, построй фигуры по диагонали и т.д. Следовательно, развивается умение ориентироваться на плоскости, память, умение сосредотачиваться, усидчивость.
Таким образом, использование элементов шахматной игры в развитии логического мышления дошкольников способствует:
• обобщению, систематизации методов и приемов развития логического мышления;
• повышению уровня подготовки дошкольников к усвоению математических знаний;
• формированию умения логически рассуждать, обобщать и систематизировать свои знания. Творчески решать различные проблемы.
Новизна опыта состоит:
• в раннем обучении игре в шахматы в непринужденной игровой форме;
• в комплексном использовании занимательного дидактического материала (математического содержания) через организацию игровой деятельности (или организацию разнообразных форм детской деятельности) по обучению игре в шахматы.
Категория: Дошколенок | Добавил: marinabudko66 (2016-03-11) | Автор: Будько Марина Михайловна E
Просмотров: 162 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2016-12-05, 11:40 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [769]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3903]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [352]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1152]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru