Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок

как развить речь ребенка
Семинар «Как развивать речь ребенка»
для родителей предшкольной группы

Цель: Помочь родителям осознать значение развития речи в дошкольном возрасте. Раскрыть возможности применения полученных знаний в условиях семейного воспитания.
Оборудование: плакаты, выставка дидактических игр, методической литературы по развитию речи, памятки для родителей.
Плакаты:
 Мама и папа – самые родные и самые профессиональные педагоги и ученые.
 «Успех учения зависит от согласия между родителями и ребенком. Легкость учения и возможность для ребенка думать самому кроется в умелом наставничестве» (Конфуций).

Ход занятия.
Перед началом встречи родители знакомятся
с материалами выставки

Ведущий: Добрый день, дорогие родители! Хорошо, что вы нашли время и пришли на наш семинар-практикум.
Возраст от 3 до 7 лет – самое благоприятное время для развития речи дошкольников. В этот период дети хорошо усваивают родной язык, подражают речи окружающих.
К сожалению, всегда занятые родители мало уделяют внимания развивающим занятиям с детьми. Поэтому, к 7 годам у ребенка появляются проблемы с речью. Ребенок не умеет строить распространенные предложения. У него бедный словарный запас. Речь засорена нелитературными словами и выражениями. Ребенок не умеет поставить правильно вопрос и дать полный развернутый ответ, построить диалог, придумать рассказ и т.д.
Выскажите свое мнение, как правильно развивать речь ребенка, сделать ее образной, богатой, красивой?
Ответы родителей.
Ведущий: Планомерные и систематические занятия с детьми, взаимодействие родителей и педагогов детского сада поможет нам решить проблемы с развитием речи детей.
Сегодня мы научимся некоторым играм и упражнениям по данной теме, которые вы сможете проводить с ребенком дома.
(Все игры воспитатель проводит с родителями)

1. Игры, направленные на развитие связной речи.

«Вопросы-ответы»
Задавайте ребенку разные вопросы с использованием вопросительных слов: Что? Где? Куда? Откуда? Как? Когда? Зачем? Почему? и др. Задавайте ребенку наводящие слова: "Как ты думаешь (считаешь)?", "А ты встречал что-нибудь подобное …", "А как бы ты поступил…". Если ребенок затрудняется с ответом, помогите ему построить предложение, продемонстрируйте, как и о чем можно рассказать.
В «вопросы-ответы» можно играть во время рассматривания иллюстраций, картин, чтения художественного произведения, наблюдения во время прогулки и т.д. Обращайте внимание на обобщающие слова и построение придаточных предложений, поощряйте ребенка, когда он их использует. Это помогает детям научиться мыслить абстрактно, не опираясь на конкретный материал или ситуацию
Очень важно, чтобы в речи ребенка появились слова: "потому что", "который", "сколько", "чтобы", "если…, то", "оттого", "из-за", "куда", "хотя" "кому", "кого", "почему", "как", "зачем", "в чем", и т.п.
Необходимо не только часто и много говорить с ребенком, но и просить его рассказывать, задавать вопросы другим людям и отвечать на них.

«Зачем и почему»
Задавайте ребенку вопросы на предположение и угадывание, выяснение причин и смысла событий, на принятие решений и планирование своих действий.
Зачем нужно учиться в школе?
Почему пограничник должен иметь хорошее зрение и слух?
Зачем спортсмену нужно быть сильным и выносливым?
Зачем продукты ставят в холодильник?
Для чего корове хвост?
Для чего слону хобот? и другие вопросы.

«Назови причину»
Взрослый читает предложение по своему выбору, ребенок заканчивает его.
Кошка сидела возле своей миски и жалобно мяукала, потому что …
Все звери в лесу попрятались, потому что …
Мама начала наводить порядок в квартире, потому что …
Верблюд нужен людям, живущим в жарких странах, потому что …
и другие.

«Интервью»
Предложите ребенку сделать интервью, как настоящему журналисту. Вы будете известным педагогом или врачом, а ребенку нужно подготовить о вас статью. Вопросы и ответы можно придумывать вместе. Так вы разовьете диалогическую речь ребенка.
Ребенок должен правильно задать вопрос, чтобы получить тот ответ, который ему нужен. Ему придется использовать все свои языковые навыки, чтобы грамотно построить диалог с интервьюируемым – то есть с вами. Также он должен будет запомнить ваш ответ, чтобы не повторятся в вопросах. Игра обогатит словарный запас ребенка, научит его строить вопросы. Вы также можете поменяться ролями – тогда ребенок научится грамотно строить развернутые ответы.

«Отгадай загадку»
Отгадывание загадок разносторонне развивает речь детей. В загадках в сжатой форме даются наиболее яркие признаки предметов или явлений. Поэтому отгадывание загадок формирует у детей способность к анализу, обобщению, умению выделить характерные признаки предмета и делать выводы. Некоторые загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные, переносные значения слов. И, конечно, они учат детей образному мышлению. Когда ребенок отгадает загадку, предложите ему объяснить, почему он так думает.
Если ребенок не догадался об ответе, используйте наводящие вопросы. Таким образом малыш будет учиться думать и излагать свои мысли, строить рассуждения.

2. Упражнения, направленные
на обогащение словарного запаса ребенка.

Бедность словарного запаса – это не только незнание названий предметов, явлений и понятий. Необходимо насыщать речь ребенка прилагательными, глаголами, наречиями, союзами, причастиями. Так, например, если ребенок вместо прилагательных «длинный», «старший», «высокий», «широкий», «толстый», «огромный», «вместительный», «великий» использует вездесущее «большой», следует задуматься над употреблением синонимов.

«Закончи предложение»
Взрослый говорит начало предложения по своему выбору, ребенок заканчивает его.
У белки в лесу дупло, а у лошади …
Волк сам добывает себе пищу, а коза …
Жираф – дикое животное, а баран …
Дикие животные не нуждаются в помощи человека, а домашние …

«Закончи предложение глаголом»
Собака дом … (сторожит).
От кошки мышка ... (убегает).
Мама в магазине молоко … (купила).
Контролер билеты в троллейбусе … (проверяет).
Почтальон телеграмму … (принес).
Осенью урожай на огороде … (собирают)

«Подбери определения»
Какие бывают облака? (Пушистые, белые, грозовые, перьевые, воздушные …).
Какие бывают березы? (зеленые, кудрявые, белоствольные …).
Какая бывает лиса в сказках? (рыжая, хитрая, ловкая…).
Какой бывает колодец? (глубокий, холодный, темный, узкий…).
Какой бывает дуб? (Большой, огромный, громадный …)

«Подбери действие к предмету»
Ветер что делает? (воет, парус надувает, листья срывает …)
Солнце что делает? (греет, светит, веселит …)
Повар что делает? (Варит, наливает, режет, крошит, моет, мешает, солит …)

«Подбери к действию предмет или объект»
Кто или что плавает? (рыба, лодка, лист, бумага …)
Кто или что летает? (Самолет, бабочка, вертолет, листья, воздушный шар, пух …)
Кто или что прыгает? (Мяч, заяц, кенгуру, ребенок …)


Игры и упражнения, направленные на развитие умения классифицировать, сравнивать, обобщать.

«Найди лишнего»
Сыр, кефир, лимонад, творог.
Картофель, свекла, лимон, баклажан.
Одуванчик, астра, роза, клен.
Троллейбус, трамвай, автобус, поезд.
Косынка, футболка кепка, шапка.

«Назови по-другому»
Детей, идущих в школу…(школьники, ученики…).
Людей, лечащих больных…(врач, медсестра…).
Взрослых, перевозящих груз…(Шофер, водитель…).

«Слова-родственники»
Лес (лесной, лесок, лесочек, лесовичок…)
Дом (домашний, домик, домовой, домище …)

4. Упражнения для развития дикции и звукопроизношения.

Произнесение поговорок, чистоговорок и скороговорок – полезно для всех детей, даже если с дикцией у малыша на первый взгляд все в порядке. У дошкольников еще не достаточно координировано и четко работает речевой аппарат. Некоторые дети нечетко выговаривают слова, торопятся, проглатывают окончания, другие, наоборот, говорят медленно и излишне растягивают слова. Дикция вырабатывается с помощью специальных занятий, никто от природы не обладает идеальным произношением.

Ведущий: Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Дети с высоким уровнем развития речи, как правило не испытывают затруднений в обучении, быстро овладевают навыками чтения и письма. У детей с низким уровнем речевого развития обнаруживаются трудности в общении, обучении грамоте.

В конце родителям предложены памятки.

Памятка

 При разговоре с ребенком слушайте его внимательно, не перебивайте.
 Будьте терпеливы при объяснении игр и упражнений.
 Объясняйте задания просто и понятно, при этом проявляйте свой интерес.
 Развивайте любознательность и воображение, поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.
 Искренне радуйтесь успехам ребенка.

Литература

1. Программа «Мой мир». Базис личностной культуры детей 5-6 лет. Барнаул – 2007г.
2. Методические материалы предшкольной подготовки детей по программе «Мой мир». Барнаул – 2005г.
3. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1998
Категория: Дошколенок | Добавил: tatyanakiryash (2016-03-12) | Автор: Киряш Татьяна Владимировна E
Просмотров: 601 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-26, 7:52 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru