Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок

Сказкотерапия как метод коррекции тревожности детей дошкольного возраста
Тема: «Сказкотерапия как метод коррекции тревожности детей дошкольного возраста».
На современном этапе детский сад становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребёнка. В данный период, формируются многие основные свойства и личностные качества ребёнка.
Основной целью воспитания является формирование гармонично развитой личности, готовой к самостоятельному пути по жизни.
В настоящее время увеличилось количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.
Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают.
Понятие тревожность разрабатывалось многими исследователями и имеет разные трактовки. Но следует отметить, что смысл сводится к одному, что тревожность рассматривают как: психологическое явление; индивидуальную психологическую особенность личности; склонность человека к переживанию тревоги; состояние повышенного беспокойства.
Причины возникновения тревожности у ребёнка дошкольного возраста разнообразны, но выделим основные:
- нарушение детско-родительских отношений;
- завышенные требования со стороны воспитателей, учителей, родителей;
- нарушение отношений со сверстниками;
- нарушение здоровья в физической и психической сфере.
Это всё относительно обратимо при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий, а также, соблюдение рекомендаций педагогами и родителями, воспитывающих ребёнка с повышенным уровнем тревожности.
Нарастание тревожности у детей дошкольного возраста сопровождается социальной дезадаптацией и нарушением адекватного психического и психологического развития ребёнка, что неблагоприятно сказывается не только на школьном этапе, но и отражается в становлении личности.
Когда тревожность ребёнка остаётся незамеченной, её уровень год от года, даже день ото дня будет возрастать, и если не будут устранены травмирующие факторы, данное состояние может перерасти в невроз.
Решение проблемы тревожности относится к числу острых и актуальных задач психологии и ставит исследователей перед необходимостью как можно более ранней диагностики уровня тревожности, с целью её своевременной дальнейшей коррекции и профилактики.
Многие авторы рассматривают возможность коррекции уровня тревожности у детей различными методами.
Рассмотрев возможности оптимизации психолого-педагогической работы, мы пришли к заключению о незаменимости такого метода, как сказкотерапия.
Сказкотерапия самый древний в человеческой цивилизации метод практической психологии и один из самых молодых методов в современной научной практике.
Используя в своей работе метод сказкотерапии мы ставим перед собой следующие задачи:
- повысить самооценку ребёнка дошкольного возраста;
- развить самоуважение;
- способствовать решению психических проблем, в частности, тревожности;
- научить детей строить более конструктивные отношения со сверстниками и взрослыми;
- познакомить с приёмами эффективного поведения в конфликтных ситуациях;
- способствовать снятию психо-эмоционального напряжения.
Сказкотерапия – это тот, метод коррекционно-развивающей деятельности, которая полезна и способна принести потрясающие результаты при работе с детьми с повышенным уровнем тревожности.
Концепция комплексной сказкотерапии базируется на пяти видах сказки: художественные, дидактические, медитативные, психотерапевтические и психокоррекционные. Слушая сказку, ребёнок впитывает философские смыслы, стили взаимоотношений и модели поведения. Причём, все процессы осмысления протекают на бессознательно – символическом уровне.
Коррекционно-развивающая деятельность в работе с тревожными детьми дошкольного возраста путём проведения сказкотерапии, является самым безопасным и интересным методом.
С помощью сказки мы можем понять и обсудить с ребёнком причины его неуверенности, тревожности, боязливости, и что немало важно ребёнок перерабатывает свою проблему через собственный эмоциональный фон.
По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Перед ребёнком встаёт необходимость сдерживать ситуативные эмоции, управлять выражением своих чувств. Научиться этому позволяют сказка и игра.
Для ребёнка с повышенным уровнем тревожности, подбирается готовая или составляется новая коррекционная сказка, в которой метафорически зашифрована информация о его тревожности и способах её преодоления. На занятии ребёнок не только прослушивает эту сказку, но и проигрывает способы преодоления тревожности, идентифицируя себя с главным сказочным героем. Кроме того, ему предлагается нарисовать иллюстрации к сказке, переписать сказку на свой лад, придумать новую с этим же главным героем. Процесс такой работы, приносит отличные результаты, помогая ребёнку выбраться из затруднений.
В своей работе мы используем следующие формы работы со сказками: интерпретация сказок, рассказывание сказок, сочинение сказок, переписывание сказок, сказочная куклотерапия, постановка сказок, сказочное рисование, использование танцев в сказкотерапии.
Каждая из них, в первую очередь, направлена на работу с индивидуальностью. К каждому нужно подобрать свой подход. Один ребёнок более склонен сочинять и рассказывать, другой - обожает рисовать, третий – слушать. Комбинируя различные приёмы сказкотерапии, мы помогаем каждому ребёнку прожить ситуации, с аналогами которых он столкнётся во взрослой жизни, и значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром.
Для выявления уровня тревожности наших воспитанников мы провели исследование, в котором принимали участие дети 6 лет. Из них мальчиков – 9 человек, девочек – 7 человек. Исследование проводилось с помощью следующих методов:
- Проведение теста тревожности. Авторы: Р. Теммпл, В. Амен, М. Дорки.
Эта методика позволяет определить тревожность по отношению к ряду типичных для ребёнка жизненных ситуаций взаимодействия с другими людьми, где соответствующее свойство личности проявляется в наибольшей степени. Указанная методика предназначена для диагностики детей в возрасте от 4 до 7 лет. Двусмысленность рисунков в методике имеет «проективную» нагрузку.
В целях профилактики дошкольной тревожности, организовали и провели родительское собрание на тему: «Роль сказкотерапии в работе с тревожными детьми». Главной целью было – обучить родителей эффективным навыкам коммуникации и способам выражения своей любви к ребёнку, через использование сказкотерапии.
В нашем Центре разработаны: программа коррекционно-развивающей деятельности в работе с тревожными детьми «Игра ем в сказку»; комплекс занятий с использованием сказкотерапии; составлены рекомендации для педагогов и родителей по созданию условий эффективного применения сказкотерапии для коррекции тревожного поведения детей дошкольного возраста.
Таким образом, используя метод сказкотерапии в коррекционной работе с дошкольниками, нам удалось снизить уровень тревожности у детей выпускной группы дошкольного учреждения. Кроме количественного показателя уровня тревожности, существуют изменения в качественной характеристике. Дети стали меньше проявлять беспокойства в стрессовых ситуациях, например при выступлении на утренниках, ответе на занятиях в группе и т.д. Изменились и межличностные отношения со взрослыми и сверстниками. Дети стали меньше проявлять в играх робость и нерешительность, полученные навыки установления контактов с другими детьми позволили им занять более высокое статусное положение в группе сверстников. Родители и педагоги также отметили улучшения в состоянии детей.
Интерес детей к сказочным занятиям, отзывы педагогов и родителей о положительном влиянии таковых на детей, данные итоговой диагностики позволяют нам сделать вывод об эффективности этой работы и необходимости продолжать её с целью формирования у детей положительного мировосприятия, адекватной самооценки, веры в собственные интеллектуальные и физические силы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова, Г.С. Практическая психология/ Г.С. Абрамова. – М.:Аспект пресс, 2011. – 338 с.
2. Абрамова, П.С. Возрастная психология: Учебное пособие дл студ. Вузов/ П.С. Абрамова. – 3-е изд., испр., - М.: «Академия», 1998.- 672с.
3. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания/ Б.Г. Ананьев //Избранные психологические труды.- М.: Педагогика, 1980.-202с.
4. Артёмова, Т.А. Психологические и психофизиологические особенности высокотревожных детей дошкольного возраста/ Т.А. Артёмова, А.В. Ковалева// Школа здоровья.-1998.-№3-4.
5. Батаршев, А.В. Темперамент и характер: Психологическая диагностика/ А.В. Батаршев.-М.: Изд-во Владос.-Пресс, 2001.-336с.
6. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики/ А.С. Белкин. – М.: изд-во АПН РФ, 2009. – 366 с.
7. Божович, Л.И. Избранные психологические труды/ Под ред. Д.И. Фельдштейна. М. Инфра-М, 2008. – 712 с.
8. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве/ Г.М. Бреслав. - М., 1990.- 256с.
9. Вачков, И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку/ И.В. Вачков.- М.: Ось-89, 2001.-144с.
10. Выготский, Л.С. Педагогическая психология/ Л.С. Выготский. – М.: Инфра – 2010. – 710 с.
11. Галигузова, Л.Н. Психологический феномен детской тревожности/ Л.Н. Галигузова //Вопросы психологии.-2000.-№5, с.28-38.
12. Групповая психотерапия/ Под ред. Б.Д. Карвасарского.-М., 1992.-410с.
13. Дубровина, И.В. О связи психологических исследований с педагогической практикой/ И.В. Дубровина.- М., 1984.-140с.
14. Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология/ И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин - М., 2003. – 368 с.
15. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция/ В.П. Кащенко. - М., 1994.-294с.
16. Кондрашенко, В.П. Общая психотерапия/ В.П. Кондрашенко, Д.И. Донской. -М.: Наука и техника, 1993.-478с
17. Любинская, А.А. Детская психология: Учебное пособие/ А.А. Любинская. - М.: Просвещение, 1971. – 304 с.
18. Лютова, Е. К.Тренинг эффективного взаимодействия с детьми/ Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. - СПб.: ООО издательство «Речь», 2001. – 190 с.
19. Минаева, В.М. Эмоциональная сфера дошкольника. Методические вопросы изучения и развития/ В.М. Минаева. – М.: РИЦ АО «УНИИРЭС», 2000. – 64 с.
20. Немов, Р.С. Психология. В 3-х кн.: учебник. Кн.2: Психология образования/ Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 606с.
21. Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога/ Р.В. Овчарова. – М.: Просвещение, 1993. – 256с.
22. Овчарова, Р. В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников/ Р.В. Овчарова. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 448 с.
23. Овчарова, Р. В. Практическая психология в начальной школе/ Р.В. Овчарова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 240 с.
24. Осипова, А. А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов/ А.А. Осипова. – М.: ГЦ «Сфера», 2000. – 512 с.
25. Панфилова, М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов, родителей/ М.А. Панфилова. – М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2000. – 160 с.
26. Подласый, И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике: Учебное пособие для студ. сред. учеб. Заведений/ И.П. Подласый. – М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 352 с.
27. Практическая психология образования/ Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: изд-во АПН РФ, 2009. – 488 с.
28. Салагаева, Л.М. Чудесные скорлупки. Ручной труд для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Методическое пособие для учителей, воспитателей, руководителей кружков ДОУ/ Л.М. Салагаева. – СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2004. – 96 с.
29. Урунтаева, Г.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений/ Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 304 с.
30. Федосов, А.А. Практическая психология. - М.: Внешсигма; М.: АСТ, 2010. - 267с.
31. Широкова, Г.А. Справочник дошкольного психолога/ Г.А. Широкова.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 384 с.

Источник: http://статья
Категория: Дошколенок | Добавил: svetamarilova (2016-03-14) | Автор: Светлана E
Просмотров: 305 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-03, 6:41 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [245]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1761]
Краеведение [92]
Начальная школа [3902]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [350]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [377]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru