Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок

Консультация "Дидактическая игра в развитии детей"
Консультация для воспитателей:
«Дидактическая игра в развитии речи детей»
Подготовила воспитатель
Курбанова Равиля Янгибаевна

Филиал учреждения образования
«Комплекс детский сад – гимназия «Голубой парус»

Дошкольное образовательное учреждение ө первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте. Процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитатния и обучения детей. Психологи и методисты отмечают, что ребёнок усваивает родной язык, прежде всего, подражая речи окружающих
Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими его людьми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику малыша, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно. К.Д.Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о современном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности.
Речь детей развивается во всех видах игр, но мы остановимся на дидактических играх. Дидактические игры – это игры обучающего характера, с помощью которых обогащается и закрепляется словарный запас детей, воспитывается правильное звукопроизношение, развивается связная разговорная речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная память.
Классификация дидактических игр:
• Игры с использованием предметов, игрушек и картинок. Этот вид игр больше всего соответствует задачам развития предметно-игровой деятельности. Игры-занятия с дидактическими игрушками воспитывают сосредоточенность, умение спокойно, не отвлекаясь, заниматься в течение некоторого времени каким-то одним делом. Эти игры ставят умственную задачу, ребёнок старается добиться результата.
• Настольно-печатные игры и дидактические игрушки. Эти игры отвечают особенностям наглядно-дейсвенного мышления детей. В процессе этих игр дети усваивают и закрепляют знания в практических действиях не с предметами, а с их изображением на картинках.
• Словесные игры.
Большое значение в речевом развитии детей имеют словесные дидактические игры. Они формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова. Дети учатся воспринимать произведения народного творчества: протешки, прибаутки, сказки. Познавательный опыт детей, приобретённый в процессе дидактических игр, оказывает существенное влияние на обогащение их знаний о свойствах и назначении предметов, на расширение представлений об окружающем мире, отношение к явлениям общественной жизни, природе. Углубляются знания о Родине, о людях разных профессий, о людях разных национальностей.
Все дидактические игры способствуют решению одной из главных задач умственного воспитания, а именно развитию речи. Задачи состоят в том, чтобы через игру научить детей составлять самостоятельно рассказы о предметах, явлениях природы и общественной жизни. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например, такие игры, как «Назови одним словом» или «Назови три (четыре) предмета», согласования прилагательных с существительными (море синее и глубокое ... ), согласования существительных с числительными (одна конфета, а пять ...), употребление предлогов, наречий, нахождение слов с противоположным смыслом (антонимы), сходных по звучанию (синонимы). Если ребёнку в игре «Путешествие по городу» достаётся роль гида, то он охотно рассказывает гостям или туристам о достопримечательностях города, что способствует развитию монологической речи.
В процессе многих игр дети упражняются в правильном звукопроизношении. В дидактических играх мышление и речь находятся и развиваются в неразрывной связи. Например, в игре «Угадай, что мы задумали?» необходимо уметь ставить логично вопросы, на которые дети отвечают только двумя словами: «да» или
«нет». С помощью логической постановки вопросов ребёнок находит тот предмет, который загадан. Активизируется речь при общении детей в игре, решении спорных вопросов. При этом у них развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.
Cледующий вид упражнений - скороговорки. Важно, чтобы дети поняли, что необходимо говорить, не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих.
- Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки.
- Орёл на горе, перо на орле.
Можно предложить произносить одну и ту же фразу с разными интонациями (нежно, грустно, вопросительно, с удивлением, с радостью, со страхом, приказывая, умоляя, прося, приказывая, громко, тихо). – Мама купила (купи) виноград.
Если ребёнок знает азы чтения, можно с ним устроить переписку. Для этого нужна будет магнитная доска и буквы. Например, сказочный герой прислал сообщение о гостинце. Сначала письмо может состоять из трёх слов, затем из пяти-семи.
Для развития речи ребёнка и формирования интереса к чтению необходимо помнить, что нужно использовать каждую возможность общения с ним; разговаривать о его и своих делах, о том, что он увидел или услышал, о прочитанном, отвечать на вопросы.
Речь детей проявляется и развивается в общении. Интересы развития языка требуют постепенного расширения его социальных связей. Они влияют как на содержание, так и на структуру речи. Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретаются в семье. В семье, где высоко поднято знамя родного языка, где властно царит художественное слово, развивается речь ясная, образная и литературная, где горячо поддерживается и поощряется проявление литературных вкусов и и исканий, язык ребёнка развивается правильно и всесторонне.
Работая с родителями по теме «Развитие речи детей» нужно дать советы о создании необходимых условий:
• заботиться о расширении круга представлений детей, связывать представление со словом;
• развивать у детей зрительную и слуховую наблюдательность;
• предлагать слуху детей лишь совершенные образцы речи;
• продумывать обстановку, в которой живут дети, и заботиться о постепенном расширении их социальных связей;
• организовывать игры и труд детей, являющиеся в деле развития их речи факторами первенствующего значения.
Проведение игр:
• «Радио» (описание по внешности ...);
• «Добавь слово» (ориентировка в пространстве);
• «Что сначала, что потом?» (определение зрелости овощей и фруктов);
• «Найди такой же» (найти предметы по описанию по сходству).
Категория: Дошколенок | Добавил: ravilya_1960 (2016-05-18) E
Просмотров: 668 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-27, 3:49 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru