Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок |
Консультация для воспитателей: «Дидактическая игра в развитии речи детей» Подготовила воспитатель Курбанова Равиля Янгибаевна Филиал учреждения образования «Комплекс детский сад – гимназия «Голубой парус» Дошкольное образовательное учреждение ө первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте. Процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитатния и обучения детей. Психологи и методисты отмечают, что ребёнок усваивает родной язык, прежде всего, подражая речи окружающих Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими его людьми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику малыша, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно. К.Д.Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о современном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности. Речь детей развивается во всех видах игр, но мы остановимся на дидактических играх. Дидактические игры – это игры обучающего характера, с помощью которых обогащается и закрепляется словарный запас детей, воспитывается правильное звукопроизношение, развивается связная разговорная речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная память. Классификация дидактических игр: • Игры с использованием предметов, игрушек и картинок. Этот вид игр больше всего соответствует задачам развития предметно-игровой деятельности. Игры-занятия с дидактическими игрушками воспитывают сосредоточенность, умение спокойно, не отвлекаясь, заниматься в течение некоторого времени каким-то одним делом. Эти игры ставят умственную задачу, ребёнок старается добиться результата. • Настольно-печатные игры и дидактические игрушки. Эти игры отвечают особенностям наглядно-дейсвенного мышления детей. В процессе этих игр дети усваивают и закрепляют знания в практических действиях не с предметами, а с их изображением на картинках. • Словесные игры. Большое значение в речевом развитии детей имеют словесные дидактические игры. Они формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова. Дети учатся воспринимать произведения народного творчества: протешки, прибаутки, сказки. Познавательный опыт детей, приобретённый в процессе дидактических игр, оказывает существенное влияние на обогащение их знаний о свойствах и назначении предметов, на расширение представлений об окружающем мире, отношение к явлениям общественной жизни, природе. Углубляются знания о Родине, о людях разных профессий, о людях разных национальностей. Все дидактические игры способствуют решению одной из главных задач умственного воспитания, а именно развитию речи. Задачи состоят в том, чтобы через игру научить детей составлять самостоятельно рассказы о предметах, явлениях природы и общественной жизни. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например, такие игры, как «Назови одним словом» или «Назови три (четыре) предмета», согласования прилагательных с существительными (море синее и глубокое ... ), согласования существительных с числительными (одна конфета, а пять ...), употребление предлогов, наречий, нахождение слов с противоположным смыслом (антонимы), сходных по звучанию (синонимы). Если ребёнку в игре «Путешествие по городу» достаётся роль гида, то он охотно рассказывает гостям или туристам о достопримечательностях города, что способствует развитию монологической речи. В процессе многих игр дети упражняются в правильном звукопроизношении. В дидактических играх мышление и речь находятся и развиваются в неразрывной связи. Например, в игре «Угадай, что мы задумали?» необходимо уметь ставить логично вопросы, на которые дети отвечают только двумя словами: «да» или «нет». С помощью логической постановки вопросов ребёнок находит тот предмет, который загадан. Активизируется речь при общении детей в игре, решении спорных вопросов. При этом у них развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы. Cледующий вид упражнений - скороговорки. Важно, чтобы дети поняли, что необходимо говорить, не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих. - Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки. - Орёл на горе, перо на орле. Можно предложить произносить одну и ту же фразу с разными интонациями (нежно, грустно, вопросительно, с удивлением, с радостью, со страхом, приказывая, умоляя, прося, приказывая, громко, тихо). – Мама купила (купи) виноград. Если ребёнок знает азы чтения, можно с ним устроить переписку. Для этого нужна будет магнитная доска и буквы. Например, сказочный герой прислал сообщение о гостинце. Сначала письмо может состоять из трёх слов, затем из пяти-семи. Для развития речи ребёнка и формирования интереса к чтению необходимо помнить, что нужно использовать каждую возможность общения с ним; разговаривать о его и своих делах, о том, что он увидел или услышал, о прочитанном, отвечать на вопросы. Речь детей проявляется и развивается в общении. Интересы развития языка требуют постепенного расширения его социальных связей. Они влияют как на содержание, так и на структуру речи. Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретаются в семье. В семье, где высоко поднято знамя родного языка, где властно царит художественное слово, развивается речь ясная, образная и литературная, где горячо поддерживается и поощряется проявление литературных вкусов и и исканий, язык ребёнка развивается правильно и всесторонне. Работая с родителями по теме «Развитие речи детей» нужно дать советы о создании необходимых условий: • заботиться о расширении круга представлений детей, связывать представление со словом; • развивать у детей зрительную и слуховую наблюдательность; • предлагать слуху детей лишь совершенные образцы речи; • продумывать обстановку, в которой живут дети, и заботиться о постепенном расширении их социальных связей; • организовывать игры и труд детей, являющиеся в деле развития их речи факторами первенствующего значения. Проведение игр: • «Радио» (описание по внешности ...); • «Добавь слово» (ориентировка в пространстве); • «Что сначала, что потом?» (определение зрелости овощей и фруктов); • «Найди такой же» (найти предметы по описанию по сходству). | |
Просмотров: 668 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|