Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок

Консультация "Дидактическая игра в развитии детей"
Консультация для воспитателей:
«Дидактическая игра в развитии речи детей»
Подготовила воспитатель
Курбанова Равиля Янгибаевна

Филиал учреждения образования
«Комплекс детский сад – гимназия «Голубой парус»

Дошкольное образовательное учреждение ө первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте. Процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитатния и обучения детей. Психологи и методисты отмечают, что ребёнок усваивает родной язык, прежде всего, подражая речи окружающих
Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими его людьми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику малыша, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно. К.Д.Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о современном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности.
Речь детей развивается во всех видах игр, но мы остановимся на дидактических играх. Дидактические игры – это игры обучающего характера, с помощью которых обогащается и закрепляется словарный запас детей, воспитывается правильное звукопроизношение, развивается связная разговорная речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная память.
Классификация дидактических игр:
• Игры с использованием предметов, игрушек и картинок. Этот вид игр больше всего соответствует задачам развития предметно-игровой деятельности. Игры-занятия с дидактическими игрушками воспитывают сосредоточенность, умение спокойно, не отвлекаясь, заниматься в течение некоторого времени каким-то одним делом. Эти игры ставят умственную задачу, ребёнок старается добиться результата.
• Настольно-печатные игры и дидактические игрушки. Эти игры отвечают особенностям наглядно-дейсвенного мышления детей. В процессе этих игр дети усваивают и закрепляют знания в практических действиях не с предметами, а с их изображением на картинках.
• Словесные игры.
Большое значение в речевом развитии детей имеют словесные дидактические игры. Они формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова. Дети учатся воспринимать произведения народного творчества: протешки, прибаутки, сказки. Познавательный опыт детей, приобретённый в процессе дидактических игр, оказывает существенное влияние на обогащение их знаний о свойствах и назначении предметов, на расширение представлений об окружающем мире, отношение к явлениям общественной жизни, природе. Углубляются знания о Родине, о людях разных профессий, о людях разных национальностей.
Все дидактические игры способствуют решению одной из главных задач умственного воспитания, а именно развитию речи. Задачи состоят в том, чтобы через игру научить детей составлять самостоятельно рассказы о предметах, явлениях природы и общественной жизни. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например, такие игры, как «Назови одним словом» или «Назови три (четыре) предмета», согласования прилагательных с существительными (море синее и глубокое ... ), согласования существительных с числительными (одна конфета, а пять ...), употребление предлогов, наречий, нахождение слов с противоположным смыслом (антонимы), сходных по звучанию (синонимы). Если ребёнку в игре «Путешествие по городу» достаётся роль гида, то он охотно рассказывает гостям или туристам о достопримечательностях города, что способствует развитию монологической речи.
В процессе многих игр дети упражняются в правильном звукопроизношении. В дидактических играх мышление и речь находятся и развиваются в неразрывной связи. Например, в игре «Угадай, что мы задумали?» необходимо уметь ставить логично вопросы, на которые дети отвечают только двумя словами: «да» или
«нет». С помощью логической постановки вопросов ребёнок находит тот предмет, который загадан. Активизируется речь при общении детей в игре, решении спорных вопросов. При этом у них развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.
Cледующий вид упражнений - скороговорки. Важно, чтобы дети поняли, что необходимо говорить, не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих.
- Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки.
- Орёл на горе, перо на орле.
Можно предложить произносить одну и ту же фразу с разными интонациями (нежно, грустно, вопросительно, с удивлением, с радостью, со страхом, приказывая, умоляя, прося, приказывая, громко, тихо). – Мама купила (купи) виноград.
Если ребёнок знает азы чтения, можно с ним устроить переписку. Для этого нужна будет магнитная доска и буквы. Например, сказочный герой прислал сообщение о гостинце. Сначала письмо может состоять из трёх слов, затем из пяти-семи.
Для развития речи ребёнка и формирования интереса к чтению необходимо помнить, что нужно использовать каждую возможность общения с ним; разговаривать о его и своих делах, о том, что он увидел или услышал, о прочитанном, отвечать на вопросы.
Речь детей проявляется и развивается в общении. Интересы развития языка требуют постепенного расширения его социальных связей. Они влияют как на содержание, так и на структуру речи. Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретаются в семье. В семье, где высоко поднято знамя родного языка, где властно царит художественное слово, развивается речь ясная, образная и литературная, где горячо поддерживается и поощряется проявление литературных вкусов и и исканий, язык ребёнка развивается правильно и всесторонне.
Работая с родителями по теме «Развитие речи детей» нужно дать советы о создании необходимых условий:
• заботиться о расширении круга представлений детей, связывать представление со словом;
• развивать у детей зрительную и слуховую наблюдательность;
• предлагать слуху детей лишь совершенные образцы речи;
• продумывать обстановку, в которой живут дети, и заботиться о постепенном расширении их социальных связей;
• организовывать игры и труд детей, являющиеся в деле развития их речи факторами первенствующего значения.
Проведение игр:
• «Радио» (описание по внешности ...);
• «Добавь слово» (ориентировка в пространстве);
• «Что сначала, что потом?» (определение зрелости овощей и фруктов);
• «Найди такой же» (найти предметы по описанию по сходству).
Категория: Дошколенок | Добавил: ravilya_1960 (2016-05-18) E
Просмотров: 172 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-11, 12:57 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1476]
Школьный психолог [501]
История [697]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1142]
Химия [375]
Классному руководителю [627]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1764]
Краеведение [92]
Начальная школа [3913]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1494]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [518]
Немецкий язык [51]
Технология [282]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru