Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок

«Развитие логического мышления у дошкольников через дидактические игры »
Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. "Программа" дошкольного детства поистине огромна: овладение речью, мышлением, воображением, восприятием и т. п. Многие психологи и педагоги справедливо отмечали, что богатый выбор дидактических материалов, книг и игр способствует развитию мышления и воображения ребенка, побуждает его любопытство, развивает способности к наблюдению, учит умению размышлять, сопоставлять, делать выводы, строить прогнозы.
Дети, как губка, впитывают впечатления, знания, но далеко не сразу выдают результаты. Возможности маленького человека велики и путем специально организованного обучения, можно сформировать у дошкольников такие знания и умения, которые ранее считались доступными лишь детям значительно более старших возрастов. И это очень важно, так как школа в наше время предъявляет к малышу, оказавшемуся на ее пороге, массу серьезных требований.
Ребенку необходимо уметь наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленной учителем задачи. И еще надо последовательно овладевать системой понятий, а для этого требуется развитие отвлеченного, логического мышления. К тому же, наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют к концу дошкольного возраста недостаточный объем знаний и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, решать задачи. Ведь зачастую, родители полагают, что главное при подготовке к дальнейшему обучению — это познакомить ребёнка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать. Однако забывают о том, что нужно научить ребёнка мыслить. При обучении в образовательных учреждениях эти умения ненадолго выручают ребёнка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается быстро (через месяц-два), и несформированность собственного умения продуктивно мыслить, очень быстро приводит к появлению «проблем с обучением».
Между тем, и многими учеными подчеркивается значение дошкольного возраста для интеллектуального развития человека, так как около 60% способностей к переработке информации формируется у детей к 5-6 годам. Решение этой задачи во многом зависит от построения образовательно – воспитательного процесса. Потребность в целенаправленном формировании у детей таких качеств, как умение применять полученные знания, умения, и навыки в жизненных ситуациях уже осознаётся психологами и педагогами.
Многие педагоги и родители знают что математика — это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности логического развития ребёнка в дошкольном возрасте зависит его успешность дальнейшего обучения и развития.
Почему же многим детям так трудно дается обучение не только в начальной школе, но уже и сейчас, в период подготовки к учебной деятельности? Попробуем ответить на этот вопрос. Проанализировав свой опыт работы с дошкольниками, пришла к выводу, что большой процент дошкольников затрудняются логически мыслить, анализировать, классифицировать и обобщать.
Актуальность данного вопроса позволила определить тему работы по самообразованию: «Развитие логического мышления у дошкольников через дидактические игры »
Мышление - одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез, сравнения, обобщения, конкретизация).
Логическое мышление - это вид мышления, сущность которого в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями или же совокупность умственных логически достоверных действий или операций мышления, связанных причинно-следственными закономерностями, позволяющими согласовать наличные знания с целью описания и преобразования объективной действительности.
Развитие мышления дошкольника проходит несколько этапов. Сначала происходит формирование наглядно-действенного мышления, т. е. все мыслительные операции у малыша происходят через действие. В конце этого периода происходит закладка элементов наглядно-образного мышления, т. е. ребенок начинает мыслить при помощи образов. А к концу старшего дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление, оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Дети учатся самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности. Все виды мышления тесно связаны между собой. От уровня развития всех типов мышления зависит успешность обучения , скорость усвоения материала, внимание, уровень развития компетентностей в принципе.
Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка.
В процессе развития логического мышления у ребенка формируются умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики, построение причинно-следственных связей. Также развиваются такие качества как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность, память, внимание. Развивается речь ребенка, так как он высказывается посредством слова.
Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей, что необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению
Развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития через занятия по ФЭМП. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников – особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное мышление, повышать интеллектуальный уровень и познавательную компетентность детей. В дальнейшем им понадобится применение таких мыслительных операций как : умения сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать.
Каждый ребенок с рождения наделен способностями, которые даны ему от природы. И во многом от родителей и педагогов зависит их развитие. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы научить ребенка считать, читать, решать задачки, а заставить ребенка в свободной игровой форме работать свой мозг и развивать заложенные природой способности, которые в дальнейшем помогут ему искать правильные варианты решения. Для этого подходят игры и упражнения на развитие логического мышления, т. е. логические задачи.
Логические задачи дают нам возможность в игровой манере заниматься с детьми, и не переживать, что ему это быстро надоест. Когда ребенок играет, он и не подозревает, что занимается накоплением опыта в развитии логики, памяти, последовательности действий, воображения, внимания. Самое главное : научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям.
Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться.
Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей. Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения.
Если мы приложим усилия и будем правильно развивать в наших детях способности, то им будет и в дальнейшем легче учиться в школе и принимать нужное решение в различных ситуациях.
На первом этапе своей работы я предлагала детям логические задачи и упражнения математического содержания, с помощью которых уточняла и закрепляла представление детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, о временных и пространственных отношениях. Эти упражнения способствовали развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи. Это такие игры, как «Скажи наоборот», «Бывает – не бывает», «Назови числа больше (меньше) заданного числа», «Кто знает, пусть дальше считает», «Что далеко, что близко», «Найди ошибки» и др.
Наряду с этими играми, я давала детям логические упражнения, основанные на знаково-символических средствах, понятных и доступных пониманию дошкольников. Дети с удовольствием принимали участие в таких оригинальных играх. Например, упражнение «Как изменялась фигура?» направлено на развитие логического мышления детей и построено на аналоговой зависимости между парами или группами объектов – геометрических фигур.
Последовательно детям предлагались задания на трансформацию объекта, размера объекта, количества объектов (изменение количества частей или фигур) и другие задачи. В игре заложена основа поэтапно усложняющихся действий.
Значительное место по развитию у детей логического мышления в математическом развитии я отвела знакомству детей с плоскими геометрическими фигурами ( по примеру блоков Дьенеша и игры «Танграмм») , конструированию и работе с счетными палочками. Основная цель этого дидактического материала – научить дошкольника решать логические задачи на разбиение по свойствам. Для решения логических задач дети должны научиться выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, абстрагировать, удерживать в памяти, обобщать объекты по одному, двум, трем свойствам.
Для наиболее эффективного ознакомления детей со свойствами геометрических фигур я предлагала детям следующие задания:
«Найди такие же фигуры, как эта» (по цвету, по форме, по размеру);
«Найди не такие фигуры как эта» (по форме, по размеру, по цвету).
«Найди только треугольные фигуры» (синие, квадратные, большие, жёлтые и т.д.)
«Назови, какая эта фигура по цвету» (по форме, по размеру).
Дидактические упражнения: «Цепочка», «Второй ряд», «Чудесный мешочек», «Домино» помогли детям освоить свойства фигур, понять выражения, «такой же», «не такой» (по цвету, по форме, по размеру).
Дидактические упражнения «Засели домики», «Дорожки», «Раздели фигуры » и другие дали возможность формировать у детей умение классифицировать свойства фигур с постепенным увеличением: количества свойств.
Для более успешного овладения числами и цифрами, арифметическими действиями, различением предметов по их свойствам, ввела новые дидактические упражнения «Собери цепочку», «Расставь числа», «Математические бусы», «Арифметическое домино». В результате этих упражнений у детей развились способности к анализу, абстрагированию, умению строго следовать правилам при выполнении действий.
У детей сформировался интерес к решению познавательных задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности.
Всё это привело к тому, что я стала знакомить детей с новыми дидактическими играми, которые направлены на развитие у детей логического мышления, математических представлений.
Как часто в нашей жизни возникают сложные ситуации, когда нужно быстро найти самый эффективный способ решения…. И здесь победителем выходит тот, у кого присутствует гибкость мышления.
К сожалению, в большинстве случаев педагоги и родители сталкиваются со скованностью мышления детей. Такие дети стремятся действовать по готовым стереотипом. Они воспроизводят только один способ решения мыслительной задачи, не видят возможности нескольких вариантов решения, не умеют находить эффективные способы решения и адаптировать неэффективные способы под ситуацию.
Развитие гибкости мышления детей напрямую зависит от того, с какими задачами, упражнениями организована работа с детьми. Наибольшего внимания в работе над этой проблемой заслуживают задачи, допускающие не одно возможное решение, а несколько. Здесь имеется в виду не разные способы нахождения одного и того же ответа, а существование разных решений-ответов и их поиск. Эти задачи называют комбинаторными, поскольку в них идет речь о комбинациях.
При решении комбинаторных задач ребенок осуществляет перебор всех возможных вариантов решения задачи. Поскольку перебор осуществляется по какому-либо признаку, поэтому важным моментом в готовности детей к решению задач является умение выделять различные признаки предметов (цвет, форма, размер, принадлежность к группе других предметов).
Для эффективного освоения игр и игровых упражнений подобраны наиболее приемлемые формы работы: специально организованная деятельность, игра, индивидуальная работа в утренние и вечерние часы, самостоятельная деятельность.
Таким образом: Логическое мышление человека является важнейшим моментом в процессе познания. Все методы логического мышления неизбежно применяются человеческим индивидом в процессе познания окружающей действительности в повседневной жизни, с самого раннего возраста. Внедрение в дошкольную практику целенаправленного развития логического мышления - задача далеко не решённая.
Категория: Дошколенок | Добавил: sveta167070 (2016-10-25) E
Просмотров: 1868 | Комментарии: 4 | Теги: формирование элементарных математич, логика | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-20, 12:02 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru