Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок

Мастер - класс по экологии
МАСТЕР- КЛАСС

«Игра, как метод экологического воспитания дошкольников »

Модератор : Меренкова Н.Г.
Цель : повышение профессионального мастерства педагогов - участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по проведению игры, как метод экологического воспитания дошкольника :
Актуальность:
Обострение экологической проблемы в стране и в мире диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания.
Воспитание у детей с раннего детства ответственности за судьбу родной природы, доброжелательное отношение к живым существам, привлечение к носильной помощи в охране природы, экологическое воспитание всего населения, а особенно молодого подрастающего поколения - одна из актуальных задач сегодняшнего дня.

Обоснование выбранной темы
Обоснованием данного мастер-класса является психолого-педагогическая направленность, основанная на принципах инновационности и педагогике сотрудничества. Постановка проблемы и пути ее решения , развитие критического мышления
Ход:

Вступление: Значение игры.
Предлагается присутствующим принять участие в игре – викторине «Знатоки природы » в роли родителей.
1. Назови свою команду
2. Выбор капитанов
3.Толстый и тонкий вопрос
4. Конкурс капитанов «Угадай, чей голос»
5. Горячий мяч «Воздух, небо и земля»
6. Игра «Он- она»
7.Придумай экологический знак «Как вести себя в природе»
8. Подведения итога конкурса
Рефлексия - дерево Блоба

«Суть человеческой игры – в способности, отображая, преображать действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир».

Актуальность темы.

1. Обострение экологической проблемы в стране и в мире диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования.
2. Наши дети экологически не воспитаны, т. е. не у всех проявляется доброжелательное отношение к живым существам, объектам природы, не у всех достаточен запас знаний об окружающей нас природе, они потребительски относятся к ней. Не у всех детей достаточен запас знаний об окружающей нас природе.
3. Воспитание у детей с раннего детства ответственности за судьбу родной природы, привлечение к носильной помощи в охране природы, экологическое воспитание всего населения, а особенно молодого подрастающего поколения - одна из актуальных задач сегодняшнего дня.
4. Система дополнительного образования предполагает использование нетрадиционных методов подачи информации. Особенно актуально это для дошкольников.

Вступительное слово

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладываются позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру» к себе и к окружающим людям. Очень важно уже в раннем детстве сформировать у ребёнка щадящее, оберегающее и ответственное отношение к объектам живой и неживой природы.

Особенно актуальным и эффективным методом в экологическом воспитании детей для периода дошкольного детства является игра, так как в жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью.

Игра - это прежде всего эмоциональная деятельность: играющий ребёнок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен.
Всё, что нравится детям, всё, что их впечатлило, преобразуется в практику сюжетной или какой-либо другой игры.
Поэтому, если дошкольники организовали игру на природоведческий сюжет ( зоопарк, ферма, цирк и т.п.), это означает, что полученные представления оказались яркими, запомнились, вызвали эмоциональный отклик.

« Экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, войдут в их самостоятельную игру, станут её содержанием, лучше, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сферу».
С. Н. НИКОЛАЕВА.
Сущность игры, как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности, учатся любить и беречь природу. Игра - есть своего рода, средство познания ребенком действительности.

Уважаемые коллеги!
В наше время мы ежедневно сталкиваемся с самыми разнообразными экологическими проблемами. Для того чтобы избежать неблагоприятного влияния на окружающую среду, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать хотя бы элементарными экологическими знаниями.
Как доступнее….
Игра необычно информативна, она знакомит детей с окружающим миром и многое «рассказывает» ребенку о нем самом педагогу. В игре все «как будто» понарошку. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления. Игры имеют большое значение в удовлетворении познавательных потребностей и интересов детей в эколого-природоведческом образовании. Они развивают внимание, зрительную память, слух, обоняние, что дает возможность полнее воспринимать окружающий мир природы. Сами того, не осознавая, дети, играя, приближаются к решению сложных жизненных проблем». Игры свои…
В игре ребенок учится подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, учится строить свои отношения с природой. Игра для ребенка – это серьезное занятие.

Уважаемые коллеги, сегодня я хочу представить вам фрагмент игры-викторины «Знатоки природы » для родителей. Приглашаю шесть человек для участия в игре викторине.
Я предлагаю вам принять на себя роль родителей.
Представление жюри.
Уважаемые родители, прошу каждой команде выбрать себе капитана.
«Тонкий и толстый вопросы»
Данный метод вызывает интерес , привлекает внимание. Подбирая подобные загадки и познавательные вопросы, обращается внимание на признаки наблюдаемых объектов. Даются элементарные знания об окружающем мире.
Какое животное спит с открытыми глазами? (Зайцы, у них короткие веки.)
Кого из животных называют слугами земли? (Червей.)
Прибор для определения направления. (Компас.)
Что такое арбуз? (Ягода.)
Самая маленькая птичка на земле? (Колибри.)
Январь год начинает, а декабрь (заканчивает) .
Не птичка, а с крыльями? (Бабочка.)
Как называется гнездо белки? (Гайно.)
Кто кукует: кукушка-самка или самец? (Самец.)
Какая птица не летает? (Пингвин.)
У какого животного больше всего зубов? (У слизняка 30 тыс. зубов.)
У кого уши на ногах? (У кузнечика.)
Чем еж на медведя похож? (Спит зимой.)
Кто пьет ногой? (Лягушка.)
Чем лягушка отличается от жабы? (Лягушка — дневное животное, жаба — ночное.)
Вторая команда
Зайчата рождаются слепыми или зрячими? (Зрячими.)
Самая высокая трава. (Бамбук.)
Когда температура тела у воробья выше: зимой или летом? (Всегда одинаковая.)
Из какого дерева делают спички? (Из осины.)
Умеют ли слоны плавать? (Да, даже под водой.)
Сколько ног у паука? (Восемь.)
У кого язык длиннее туловища? (У хамелеона.)
В воде родится, а воды боится? (Соль.)
Временное жилище в лесу. (Шалаш.)
Лесной заменитель кофе. (Цикорий.)
У кого детеныши рождаются голенькими? (Умедведя.)
Какое дерево весной плачет? (Береза.)
Какое животное вылезает из кожи вон? (Змея.)
Почему Красную книгу называют красной, а не зеленой? (Красный цвет — символ опасности.)
Тара для сбора грибов? (Корзина.)
Подобные задания развивают мышление, внимание, память. Благодаря этому у ребёнка вырабатывается усидчивость, самостоятельность, интерес к работе.

Конкурс капитанов.
Аудиозапись. Голоса птиц.
Вам такое задание: прослушав фонограмму, вы должны определить, голоса каких птиц вы услышали. Участники поочерёдно прослушивают фонограмму с голосами разных птиц. Побеждает участник, определивший правильно большее количество голосов птиц.
Давая подобные задания , мы развиваем у них память, наблюдательность, внимание, формируем умение слушать и узнавать голоса птиц.
Игра «Он – она».
Я называю самца или самку, какого – либо животного, а вы должны назвать пару.
Корова бык
Лиса лис
Конь кобыла
Гусь гусыня
Аист аист
Ворон ворониха
Воробьиха воробей
Павлин пава
Овца баран
Козёл коза
Скворец скворчиха
Журавль журавль
Осёл ослица
Лебедь лебёдушка
Грач грач
Данная игра обогащает словарный запас детей, их познавательную деятельность знание пар животных
Экологическая карусель
Подготовленный материал лист А3с написанными на них вопросами (Что такое экология)
По сигналу лист передается по часовой стрелки . Каждый дает ответ на проблемный вопрос, не повторяясь.
Данный метод активизирует имеющие знания,
Горячий мяч
«Земля, воздух и вода»

Изготовление экологического знака
Участвуют игроки все участники команд. Задание такое. У вас на столах находятся журналы, картинки про природу краски, карандаши фломастеры вам нужно изобразить экологический знак «как вести себя в природе ».
На выполнение этой работы вам дается 3 минуты. Приступайте к работе.
Данный вид деятельности подразумевает совместную работу .Совместная работа сближает, укрепляет связь ,позволяет развивать уверенность в себе, своих силах.

Уважаемые жюри прошу подвести итоги, чья же команда у нас победила!
Уважаемые родители, я предлагаю воплотить в жизнь то, что вы увидели и услышали сейчас здесь. Представьте себе, что вы в кругу семьи. Поиграйте в игру, направленную на тему экологического воспитания.
Заключение.
Уважаемые коллеги!
Экологическое обучение и воспитание через игру является самым результативным и естественным.
Игра – путь детей к познанию мира. Использование игровых обучающих ситуаций, помогает выработать у детей основы экологических навыков, закрепить элементарные научные представления о природе и взаимосвязях в ней, воспитывать эмоциональное и нравственное отношение ко всему живому.
Детей не нужно учить играть, не нужно заставлять играть. Они играют спонтанно, охотно, с удовольствием даже на занятиях.
«Экологические знания, вызывающую эмоциональную реакцию у детей, войдут в их самостоятельную игру, станут ее содержанием, лучше, чем знания, воздействие которых затрагивают лишь интеллектуальную сферу» С.Н.Николаева
Категория: Дошколенок | Добавил: nadjamerenkova72 (2016-12-05) E
Просмотров: 249 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2017-07-26, 1:44 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1525]
Школьный психолог [525]
История [736]
Опыт [511]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [233]
Мастер-класс [220]
Семья и школа [178]
Компьютер-бум [255]
Английский язык [810]
Великие открытия [20]
Университет здоровья [129]
Математика [1197]
Химия [385]
Классному руководителю [657]
Биология [594]
Думаем, размышляем, спорим [95]
Казахский язык и литература [1809]
Краеведение [93]
Начальная школа [4019]
Беседы у самовара [16]
Мировая художественная культура [39]
Новые технологии в обучении [379]
Сельская школа [74]
Профильное обучение [71]
Демократизация и школа [24]
Физика [303]
Экология [185]
Дошколенок [1578]
Особые дети [288]
Общество семи муз [57]
Школа и искусство
Уроки музыки [641]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [465]
Мой Казахстан [234]
Школьный театр [71]
Внеклассные мероприятия [1199]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [88]
ИЗО и черчение [218]
Физическая культура [539]
Немецкий язык [52]
Технология [301]
Самопознание [406]
Профессиональное образование [110]
Школьная библиотека [81]
Летний лагерь [15]
Дополнительное образование [35]
Педагогические программы [10]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru