Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок

Формирование духовно- нравственных ценностей у дошкольников через воспитание бережного отношения к природе
Формирование духовно- нравственных ценностей у дошкольников через воспитание бережного отношения к природе

Сейчас много говорят об охране природы. К сожалению, вынуждены говорить. Деваться нам от этой темы некуда. Там – лес погубили, там лугов лишились, там земля очерствела и ничего не хочет плодить…
И никто как бы специально этим черным делом не занимается, так и хочется развести руками – мол, само как-то вышло… Нет, не само, а по нашему незнанию, а порой и нежеланию знать. Просто потому , что мы сами не бережем нашу землю и не учим наших детей беречь ее. Детям машина, компьютер «и друг и брат», а обыкновенная трава, одуванчик - это где-то, где-то, где-то….
Известно, что любовь к природе должна прививаться с раннего детства.
С малых лет надо убеждать детей в необходимости гуманного, любовного отношения ко всему живому, учить их видеть красоту природы, думать о красоте. И чем раньше маленький человек познакомится с удивительным миром природы, тем раньше пробудится в нем чувство прекрасного. А ведь многое зависит от каждого из нас – необходимо научить детей с первых шагов добру, состраданию, сопереживанию, умению любить и беречь природу. Только тогда они будут чувствовать свое единство с ней, свою ответственность за нее. Воспитать настоящего человека без любви к природе, любви действенной, подкрепляемой полезными делами, без заботы об охране природы просто невозможно. Дети любят природу, потому что общение с ней дает им радость. Ничто так не обогащает психику ребенка, не совершенствует его органы чувств, эстетический вкус и мыслительные способности, как природа. Как же заинтересовать детей? Как научится видеть, чувствовать и беречь красоту природы? Осознавая важность этой проблемы, мы поставили такие задачи:
• Воспитывать у детей бережное отношение к природе и уважение к труду человека в природе;
• Заинтересовать педагогов, родителей природоохранной работой, довести до их сознания необходимость воспитания у детей любви и бережного отношения ко всему живому;
• Проводить экологическое воспитание детей и родителей.
Бережное отношение к природе родного края мы воспитываем с самого раннего возраста. Прежде всего, стремимся пробудить интерес к обитателям уголка живой природы. Дети с желанием ухаживают за комнатными растениями, заботятся о морской свинке, черепашке, хомячке и рыбках в аквариуме. Воспитатели нашего детского сада стремятся не только научить детей навыкам ухода за животными, но и проявлять к ним внимание, доброту. Наше село летом утопает в зелени, много деревьев, полей, лесополос. На одной из экскурсий дошкольники увидели огромное поле пшеницы, узнали как много усилий и времени требуется, чтобы из маленького зернышка вырастить хлебный колос и получить богатый урожай.
Знания и представления, полученные во время экскурсий, помогли детям при оформлении альбомов «Хлеб- всему голова!» , «Берегите природу», при подготовке коллекций (зарисовки лекарственных трав, цветов, деревьев)
Были организованы экскурсии в лесополосу, где дети познакомились с муравьями и после беседы об этих насекомых , дети идя по тропинке, старались быть внимательными, чтобы не наступить на них.
Они знали , что эти насекомые приносят большую пользу, что муравьи – санитары леса. Сколько радости испытали дети при встрече с красивой бабочкой ! На участок детского сада каждый год весной прилетают в скворечники скворцы, а зимой дети совместно с родителями соорудили кормушки и кормят воробышек, голубей и синичек. Проявляя заботу о птицах осенью заготавливают для них корм. На территории детского сада создали экологическую тропу: составили схему- карту территории детского сада, выделили экологическую тропу, разработали маршруты для каждой группы. Выделили участок под огород, где дети старшего возраста с большим удовольствием принимают участие в выращивании овощей: кабачки, огурцы, помидоры, перец, картофель, капуста, свекла и морковь. Они понимают, что для роста и развития растений необходим полив, рыхление , прополка от сорняков и охотно выполняют эту работу. А сколько радости и гордости получают ребята от сбора урожая, от ощущения собственной причастности к выращиванию овощей. Да и салаты за обеденным столом съедаются с большим аппетитом.
Конечно, наши начинания еще далеки до завершения. Но результаты уже есть. Дети более сознательно стали относиться к окружающей природе. Привычным стало выращивать рассаду цветов, а весной высаживать ее на газоны, ухаживать за цветами, оказывать помощь деревьям: укрывать корни опавшими листьями, уплотнять снег вокруг стволов, лечить «раненые» ветки деревьев, не разорять птичьи гнезда, муравейники.Но воспитание у детей правильного, бережного и заботливого отношения к природе возможно лишь тогда , когда и родители будут принимать участие в данном направлении и располагать определенными знаниями в этой области. Осуществляя педагогическую пропаганду мы используем сочетание различных видов наглядности: групповые стенды « Для вас, родители!», где размещаются рекомендации по сезонам, рассказывается о характерных изменениях, свойственных для каждого времени года, организация выставок:« Что у осени в лукошке?» «Краса земная», «Листья желтые кружатся», «Жалобная книга природы», «Зимние превращения».
С проблемами охраны окружающей среды знакомили родителей на устном журнале, с помощью стендов, папок- передвижек. Родители активно участвуют в оформлении пособий, игр по экологическому воспитанию. Силами родителей изготовлены: «Коллекция камней», «Коллекция коры», «Коллекция лекарственных растений », «Коллекция цветов». Приобретены пробирки, колбы , микроскоп для изучения природы.
Доброй традицией стала совместная работа детей и родителей по посадке деревьев и кустарников, работа на огороде и в цветнике.
Мы убедились , что общение детей с природой под руководством взрослых в детском саду и семье может стать одним из действенных средств разрешения основной задачи, стоящей перед нами: воспитание у детей любви к родной природе, бережного отношения к ней.
Категория: Дошколенок | Добавил: tatyanasultanova59 (2016-12-07) | Автор: Султанова Татьяна E
Просмотров: 152 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2017-09-24, 11:44 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1525]
Школьный психолог [525]
История [737]
Опыт [511]
Научная кафедра [218]
Воспитание души [234]
Мастер-класс [220]
Семья и школа [178]
Компьютер-бум [255]
Английский язык [810]
Великие открытия [20]
Университет здоровья [129]
Математика [1197]
Химия [386]
Классному руководителю [657]
Биология [594]
Думаем, размышляем, спорим [95]
Казахский язык и литература [1809]
Краеведение [93]
Начальная школа [4020]
Беседы у самовара [16]
Мировая художественная культура [39]
Новые технологии в обучении [383]
Сельская школа [74]
Профильное обучение [71]
Демократизация и школа [24]
Физика [303]
Экология [185]
Дошколенок [1583]
Особые дети [288]
Общество семи муз [57]
Школа и искусство
Уроки музыки [641]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [465]
Мой Казахстан [234]
Школьный театр [71]
Внеклассные мероприятия [1199]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [88]
ИЗО и черчение [218]
Физическая культура [539]
Немецкий язык [52]
Технология [301]
Самопознание [406]
Профессиональное образование [110]
Школьная библиотека [81]
Летний лагерь [15]
Дополнительное образование [35]
Педагогические программы [10]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru