Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок

Формирование духовно- нравственных ценностей у дошкольников через воспитание бережного отношения к природе
Формирование духовно- нравственных ценностей у дошкольников через воспитание бережного отношения к природе

Сейчас много говорят об охране природы. К сожалению, вынуждены говорить. Деваться нам от этой темы некуда. Там – лес погубили, там лугов лишились, там земля очерствела и ничего не хочет плодить…
И никто как бы специально этим черным делом не занимается, так и хочется развести руками – мол, само как-то вышло… Нет, не само, а по нашему незнанию, а порой и нежеланию знать. Просто потому , что мы сами не бережем нашу землю и не учим наших детей беречь ее. Детям машина, компьютер «и друг и брат», а обыкновенная трава, одуванчик - это где-то, где-то, где-то….
Известно, что любовь к природе должна прививаться с раннего детства.
С малых лет надо убеждать детей в необходимости гуманного, любовного отношения ко всему живому, учить их видеть красоту природы, думать о красоте. И чем раньше маленький человек познакомится с удивительным миром природы, тем раньше пробудится в нем чувство прекрасного. А ведь многое зависит от каждого из нас – необходимо научить детей с первых шагов добру, состраданию, сопереживанию, умению любить и беречь природу. Только тогда они будут чувствовать свое единство с ней, свою ответственность за нее. Воспитать настоящего человека без любви к природе, любви действенной, подкрепляемой полезными делами, без заботы об охране природы просто невозможно. Дети любят природу, потому что общение с ней дает им радость. Ничто так не обогащает психику ребенка, не совершенствует его органы чувств, эстетический вкус и мыслительные способности, как природа. Как же заинтересовать детей? Как научится видеть, чувствовать и беречь красоту природы? Осознавая важность этой проблемы, мы поставили такие задачи:
• Воспитывать у детей бережное отношение к природе и уважение к труду человека в природе;
• Заинтересовать педагогов, родителей природоохранной работой, довести до их сознания необходимость воспитания у детей любви и бережного отношения ко всему живому;
• Проводить экологическое воспитание детей и родителей.
Бережное отношение к природе родного края мы воспитываем с самого раннего возраста. Прежде всего, стремимся пробудить интерес к обитателям уголка живой природы. Дети с желанием ухаживают за комнатными растениями, заботятся о морской свинке, черепашке, хомячке и рыбках в аквариуме. Воспитатели нашего детского сада стремятся не только научить детей навыкам ухода за животными, но и проявлять к ним внимание, доброту. Наше село летом утопает в зелени, много деревьев, полей, лесополос. На одной из экскурсий дошкольники увидели огромное поле пшеницы, узнали как много усилий и времени требуется, чтобы из маленького зернышка вырастить хлебный колос и получить богатый урожай.
Знания и представления, полученные во время экскурсий, помогли детям при оформлении альбомов «Хлеб- всему голова!» , «Берегите природу», при подготовке коллекций (зарисовки лекарственных трав, цветов, деревьев)
Были организованы экскурсии в лесополосу, где дети познакомились с муравьями и после беседы об этих насекомых , дети идя по тропинке, старались быть внимательными, чтобы не наступить на них.
Они знали , что эти насекомые приносят большую пользу, что муравьи – санитары леса. Сколько радости испытали дети при встрече с красивой бабочкой ! На участок детского сада каждый год весной прилетают в скворечники скворцы, а зимой дети совместно с родителями соорудили кормушки и кормят воробышек, голубей и синичек. Проявляя заботу о птицах осенью заготавливают для них корм. На территории детского сада создали экологическую тропу: составили схему- карту территории детского сада, выделили экологическую тропу, разработали маршруты для каждой группы. Выделили участок под огород, где дети старшего возраста с большим удовольствием принимают участие в выращивании овощей: кабачки, огурцы, помидоры, перец, картофель, капуста, свекла и морковь. Они понимают, что для роста и развития растений необходим полив, рыхление , прополка от сорняков и охотно выполняют эту работу. А сколько радости и гордости получают ребята от сбора урожая, от ощущения собственной причастности к выращиванию овощей. Да и салаты за обеденным столом съедаются с большим аппетитом.
Конечно, наши начинания еще далеки до завершения. Но результаты уже есть. Дети более сознательно стали относиться к окружающей природе. Привычным стало выращивать рассаду цветов, а весной высаживать ее на газоны, ухаживать за цветами, оказывать помощь деревьям: укрывать корни опавшими листьями, уплотнять снег вокруг стволов, лечить «раненые» ветки деревьев, не разорять птичьи гнезда, муравейники.Но воспитание у детей правильного, бережного и заботливого отношения к природе возможно лишь тогда , когда и родители будут принимать участие в данном направлении и располагать определенными знаниями в этой области. Осуществляя педагогическую пропаганду мы используем сочетание различных видов наглядности: групповые стенды « Для вас, родители!», где размещаются рекомендации по сезонам, рассказывается о характерных изменениях, свойственных для каждого времени года, организация выставок:« Что у осени в лукошке?» «Краса земная», «Листья желтые кружатся», «Жалобная книга природы», «Зимние превращения».
С проблемами охраны окружающей среды знакомили родителей на устном журнале, с помощью стендов, папок- передвижек. Родители активно участвуют в оформлении пособий, игр по экологическому воспитанию. Силами родителей изготовлены: «Коллекция камней», «Коллекция коры», «Коллекция лекарственных растений », «Коллекция цветов». Приобретены пробирки, колбы , микроскоп для изучения природы.
Доброй традицией стала совместная работа детей и родителей по посадке деревьев и кустарников, работа на огороде и в цветнике.
Мы убедились , что общение детей с природой под руководством взрослых в детском саду и семье может стать одним из действенных средств разрешения основной задачи, стоящей перед нами: воспитание у детей любви к родной природе, бережного отношения к ней.
Категория: Дошколенок | Добавил: tatyanasultanova59 (2016-12-07) | Автор: Султанова Татьяна E
Просмотров: 697 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-03-28, 8:54 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru