Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок

«Песочная терапия для детей ведет к успеху»
«Песочная терапия для детей ведет к успеху»

С каким удовольствием дети играют с песком, оставляя на нём отпечатки своих рук и ног, чертят линии, создают замки и целые города, роют ямки и «пекут» пирожки! Я сама не раз замечала, как детям нравятся игры с песком: они сначала создают, а затем разрушают свои постройки и узоры – для малышей это удивительная игра. А, как известно, для детей дошкольного возраста игра — один из важных факторов в развитии способностей ребёнка, ведь детские игры — основное средство познания и взаимодействия с окружающим миром.
Можно сказать, что песочная терапия для детей была создана самими детьми. Однако сам метод — песочная терапия — был разработан Карлом Густавом Юнгом, а распространена песочная терапия для детей была психологом и педиатром Маргарет Левенфельд. Именно она разрешала деткам игры с песком прямо у себя в кабинете на полу. Правда, чуть позже для удобства пользования ребёнком песочницу подняли на более высокий уровень.
Сегодня же песочная терапия - не менее известная психотерапевтическая методика наряду с такими, как сказкотерапия, рисование, работа с пластилином и глиной, музыкотерапия и др. Однако, по сравнению с иными формами арт-терапии, песочная терапия отличается простотой действий, многократным повторением и созданием сюжетов, возможностью реконструкции песочной композиции.
Именно поэтому в своей работе я активно использую песочную терапию для детей как один из методов, формирующих всестороннее развитие ребёнка: эстетическое развитие, развитие творческих способностей, развитие мышления, развитие речи у детей, а также как главный фактор психологического здоровья ребёнка.
Принципы песочной терапии:
1. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями детских игр и детских сказок – на основе этого принципа песочной терапии осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот.
2. Осмысление опыта и ситуации – разыгрывая ситуацию в песочнице, ребенок имеет возможность посмотреть на нее со стороны. Этот принцип песочной терапии позволяет соотнести игру с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемы.
3. Принцип обмена – в играх с песком ребенок и психолог легко обмениваются идеями, мыслями, чувствами. Таким образом, песочная терапия позволяет построить партнерские взаимоотношения.
4. Принцип оживления абстрактных символов – песочная терапия позволяет сформировать чувство реальности происходящего.
5. Но самое главное: песочная терапия — это игры с песком, где «ПРАВИЛ НЕ СУЩЕСТВУЕТ!»

Какова же структура занятий по методу «песочная терапия для детей»?
Сначала ребенку рассказывается, что из песка можно что-то построить, а можно на нем рисовать; по желанию, в песок добавляется вода; предлагается набор фигурок. Затем ребенка просят взять корзинку, набрать фигурок, которые понравились. Инструкции можно давать следующие: «Построй сказочный город», «Построй сказочный мир», «Построй город своей мечты».
У детей, в отличие от взрослых, картины редко бывают статичными. Как правило, строя сказочный мир, ребенок разыгрывает сцены, озвучивая своих героев. Даже «молчуны» после нескольких занятий начинают проявлять свои эмоции в звуках, словах, репликах. Кстати, это ещё одно яркое подтверждение тому, что песочная терапия непосредственно влияет на развитие речи у детей.
После того, как ребенок построит свою картину на песке, он должен придумать название и немного рассказать о своей работе. Если не хочет рассказывать о своей постройке, то принуждать не надо. По окончанию занятия ребенок должен сам разобрать свою работу, так как в следующий раз «сказочная страна» будет другой.
В песочной терапии для индивидуальных занятий с детьми или с малой группой (3-4 человека) используется водонепроницаемый деревянный ящик размерами 50х70х8см. Дело в том, что такой ящик соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, его целиком можно охватить взглядом. На языке психологов, занимающихся песочной терапией, он называется «поднос». Обязательно внутренняя поверхность такой песочницы, «подноса», должна быть выкрашена в сине-голубой цвет – символ бессознательного, бесконечности, продолжения. На 2/3 объема «поднос» заполняется просеянным и прокаленным песком.
В песочной терапии могут использоваться любые объекты, встречающиеся в окружающем мире, - разнообразные фигурки (максимальная высота — 8 см). Все они составляют своеобразную коллекцию для песочной терапии.
В песочной терапии обычно применяют следующие группы фигурок:
Человеческие персонажи;
Здания (дома, замки, церкви);
Животные;
Машины;
Растения;
Постройки (мосты, ограды, ворота);
Природный материал (ракушки, веточки, камни и т.д.);
Символические предметы (сундуки с сокровищами, драгоценности);
Сказочные герои (добрые и злые);
Религиозные предметы и сувениры;
Домашняя утварь, гайки, болты;
Буквы, цифры, геометрические фигуры, формочки разной величины
Если фигурок будет не хватать, можно предложить ребенку сделать их самому (нарисовать, вырезать, вылепить).
Также необходимо иметь кувшин с водой, фотоаппарат и кисточки (не все дети сразу могут погрузить руки в песок и тем более мешать грязь голыми руками).
Развитие ребенка в песочнице
Песочница – это прекрасная среда для развития ребёнка, развития способностей ребёнка, индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста. Песочная терапия дает неограниченные возможности экспрессии, так как игры с песком насыщены разными эмоциями (восторгом, удивлением, волнением, радостью…). Песочная терапия позволяет создавать символические образы, отражающие неповторимый внутренний мир ребенка. Удивительно, однако, песочная сказочная страна – это есть не что иное, как проекция внутреннего мира ребенка. Поэтому особенно песочная терапия помогает в работе с трудными детьми, в работе с детьми агрессивного поведения. Например, сжимая, что есть силы песок в своих кулачках, ребенок, таким образом, понижает свое внутреннее напряжение. Строя и разрушая, а затем, опять воссоздавая сказочные замки или просто красивую картинку, он гармонизирует внутренние состояние. Так, на одном из занятий песочной терапией в «песочнице» – ребёнок с особенностями психофизического развития, у которого наблюдалось агрессивное поведение и неумение строить межличностные отношения со сверстниками и взрослыми, придумал следующую сказку к своей «песочной картине»: «Это город. В городе есть дом, в нем живут люди. Рядом с домом растет клубника. Еще здесь есть большое болото, и так много в нем машин! Машины не знают, как выехать и никто не может им помочь. Люди хотели выйти и нарвать цветов, но не могут, так как заехали в болото. По всему городу ведутся дорожно-ремонтные работы. Здесь очень много знаков! (вздыхает). В городе есть стоянка для машин. Здесь было большое озеро, но оно уже подсохло, и люди могут ходить по нему. Машины тоже могут передвигаться по дорогам города. Сейчас наступила ночь. Для машин обязательно нужны гаражи и туннели, тогда дождь не будет на них попадать. Еще в моем городе есть лес, в котором живут обезьяны. Они лазают по деревьям и смотрят как много машин. Некоторые обезьяны спрятались в песке, чтобы охотник их не подстрелил».
В песочной терапии, анализируя песочные картины, можно диагностировать наличие внутренних конфликтов, детско-родительские отношения, можно узнать, как ребенок преодолевает трудности – об этом свидетельствует сказка (история) к песочной картине, придуманная ребенком.
В песочной терапии часто случается и такое, что ребенок выбирает неограниченное количество фигурок, ему «все надо, все пригодится». Чаще всего это происходит у детей с тяжелым нарушением речи. Скорее всего, в данный момент у такого ребенка очень сильное внутреннее напряжение и ему очень важно это состояние «проработать». Я беру себе на заметку – песочная терапия с ребенком на «чувство меры».
Положительный эффект в песочной терапии дает прием «похвала авансом» для детей с агрессивным поведением. Фраза «Ты такая славная девочка (мальчик), ты просто умница, конечно, ты постараешься, у тебя все получится просто отлично!» помогает ребёнку успокоиться, повышает интерес к выполнению задания и позволяет достичь желаемого результата.
Часто, используя метод «песочная терапия» в своей работе, пользуюсь вербальными и невербальными способы поощрения: эмоциональным поглаживанием; телесными прикосновениями и поглаживаниями рукой; могу просто взъерошить волосы на голове ребенка и это вселяет в дошколят уверенность в свои силы, возможности; ребята становятся добрее и отзывчивее.
Технологии песочной терапии многофункциональны. Они позволяют педагогу одновременно решать задачи диагностики, коррекции, развития ребёнка и терапии. Кроме того, игры с песком, моделирование «миров» в подносе – прекрасный детский досуг, который может быть использован и при проведении детского дня рождения, и просто во время домашних детских игр. Песочная терапия – это верный путь развития ребёнка, путь в страну психологического здоровья ребенка. Игры с песком создают невидимый мост между ребенком и взрослым, сближают родителей и детей.
Категория: Дошколенок | Добавил: Rfirf (2016-12-12) | Автор: Сдержикова Светлана E
Просмотров: 576 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 3.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-26, 4:47 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru