Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок |
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА Личность начинает формироваться с рождения в результате общения с близкими взрослыми. Приобщение ребенка к общественным нормам и правилам поведения происходит через такие социальные институты, как семья, образование, религия и культура. Воздействие семьи оказывает преимущественное влияние на последующее участи ребенка в жизни общества. Именно в семье ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает определенные ценности, необходимые ему в дальнейшей жизни. Каждый ребенок уникален, неповторим и способы воздействия с ним не могут быть универсальными. Организуемая взрослыми практика общения с детьми обогащает и преобразует их коммуникативные потребности. То, что мы заложили в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Мы, педагоги, призваны решить данную проблему. Здесь очень важно соблюдать правило - «быть рядом, но чуть - чуть спереди» - общение на равных, но с определенной дистанцией. В ребенке нужно уважать личность, равную себе (но вы не опускаетесь до уровня ребенка, а, наоборот, его поднимаете до своего уровня) В последнее время очень многие педагогические и образовательные издания часто публикуют информацию о преимуществе игрового общения перед обучающим. И это не удивительно, ведь личность ребенка раскрывается более спонтанно именно в игре, благодаря тому, что в процессе игровой деятельности снимается напряжение, дети ведут себя более легко, раскованно. В ряде исследований убедительно показано, что в дошкольном возрасте происходит явная дифференциация детей по их положению в группе: одни дети уже в 4-5 лет становятся более предпочитаемыми для большинства сверстников, другие - не пользуются особой популярностью - либо отвергаются, либо остаются незамеченными. Опыт первых контактов со сверстниками становится тем фундаментом, на котором надстраивается дальнейшее социальное и нравственное развитие ребенка. Поэтому вопрос о том, что влияет на положение ребенка в группе сверстников, имеет исключительное значение. Анализируя качества и способности наиболее коммуникабельных детей, можно понять, что привлекает дошкольников друг в друге и что позволяет ребенку завоевать расположение сверстников. Ведь именно те дети, которые уверенны в себе, свободно могут общаться с окружающими их людьми. Игра, как известно, является ведущей деятельностью дошкольника, так почему бы ни использовать это обстоятельство, чтобы путем ненавязчивой игры привить ребенку все необходимые ему знания, умения, навыки, в том числе и коммуникативные навыки, умение правильно выражать свои мысли, чувства и т. д. Если вмешиваться в игру ребенка ненавязчиво, побуждать его действовать по определенному сюжету, поиграть на глазах у ребенка с его игрушками, воспроизводя ряд действий, а потом назвать роль, например, “я доктор”. Ребенок, наблюдая за взрослым, будет сам играть так же, внося свои изменения, дополняя эти действия. Дошкольное детство представляет важный период в становлении личности ребёнка, в том числе в его коммуникативном развитии. За период дошкольного детства ребёнок проходит ряд этапов социализации (адаптация к дошкольному учреждению, возникновение потребности ребёнка в общении со сверстниками, умение подчинять своё поведение законам детских групп на основе усвоенных правил и норм поведения). Таким образом, если на каждом из этих этапов создан благоприятный социум, вовремя формируются необходимые коммуникативные навыки, соответствующие данному возрасту, то уже 5-6 летний ребёнок свободно общается с окружающими, соблюдая нормы и правила, принятые в данном обществе. Имеющийся опыт использования игровых методик доказывает, что формирование коммуникативных умений целесообразно в процессе сюжетно-ролевой игры как наиболее точной и доступной модели общения дошкольников. Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью, потому что малыши учатся вместе с героями спектаклей переживать всю гамму эмоций, которая существует в реальной жизни. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром. Ведь играя роль, ребёнок пропускает через себя все чувства, эмоции, проживает жизнь героя, оценивает его поведение и отношение к окружающим. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развития речи дошкольников, которые во время игры чувствуют себя раскованно, свободно и активно взаимодействуют друг с другом и взрослыми. Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребёнок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом [50]. Способность к такой идентификации у ребенка позволяет оказывать влияние на развитие детей. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ героя, малыш принимает и присваивает свойственные тому черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать у них опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами, поскольку они видят, что положительные качества поощряются взрослыми, а отрицательные осуждаются. Программа основана на теории развития воображения и детского творчества, развития коммуникативных способностей, и одаренности детей в разных видах художественной деятельности, сформулированной в трудах психологов и педагогов Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, А.В. Запорожца, Н.Г. Сакулиной, П.А. Ветлугиной, Н.Н. Подъякова, Ф.А. Сохиной, Л.А. Венгера, О.М. Дьяченко. Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью, потому что малыши учатся вместе с героями спектаклей переживать всю гамму эмоций, которая существует в реальной жизни. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром. Ведь играя роль, ребёнок пропускает через себя все чувства, эмоции проживает жизнь героя, оценивает его поведение и отношение к окружающим. Во время игры дети чувствуют себя раскованно, свободно и активно взаимодействуют друг с другом и взрослыми. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ героя, малыш принимает и присваивает свойственные тому черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать у них опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами, поскольку они видят, что положительные качества поощряются взрослыми, а отрицательные осуждаются. Таким образом, в основе анализа изученных теоретических работ, посвященных коммуникации и развитию детей 3-4 лет, и проведенного практического эксперимента, можно сделать следующие выводы: 1. Важное значение в работе над развитием речи у детей уделяется попыткам детей проявляя свою осведомленность, способствовать превращению высказывания ребенка в рассказ, поощрять их попытки делиться с педагогом и детьми разнообразными сведениями. 2. Воспитатель на занятиях по развитию речи должен совершенствовать диалогическую форму речи и поощряя попытки высказывать разные точки зрения в ответах на поставленный педагогом вопрос. 3. На занятиях по развитию речи дети учатся в доброжелательной форме высказывать согласие или несогласие с ответом товарища. 4. Развивая умение поддерживать непринужденную беседу, воспитатель формирует коммуникативные умения у детей, происходит развитие всех психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия и речи. 5. По полученным результатам диагностики у детей шестилетнего возраста идет активно сплочение коллектива. 6. Взаимоотношения довольно устойчивые. 7. Основными мотивами выбора являются игровой, трудовой и нравственный. 8. Уровень сформированности умений межличностного общения ребенка со сверстниками достаточно высокий. Дети умеют слушать, сопереживать, выражать свое настроение. 9. Игра в воспитании, обучении и развитии коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста имеет огромное значение. Ведущее место должны занимать развивающие игры. Основными принципами развивающих игр должно являться: игры совмещение элементов игры и учения, переход от игр-забав через игры-задачи к учебно-познавательной деятельности. Обучающие задачи и условия игры должны постепенно усложняться. 10. В игровой деятельности происходит формирование вербального и невербального общения детей. | |
Просмотров: 650 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|