Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок |
Формирование исследовательской деятельности в предшкольных классах “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”. Китайская пословица В Государственном общеобязательном стандарте дошкольного воспитания и обучения, утверждённым постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080, одной из целью является, развитие личности дошкольника, владеющего навыками познавательной деятельности, необходимыми для взаимодействия с окружающим миром; расширение знаний о предметах и явлениях живой и неживой природы, знание о сезонных явлениях, расширение знаний о растениях. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника. Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает исследовательская деятельность, то есть крепко и надолго знания усваивается тогда, когда ребенок слышит, видит и делает что-то сам. Почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может быть, в этом виноваты мы, взрослые? Очень часто слышишь от родителей: «Отойди от лужи, испачкаешься! Не трогай песок руками, он грязный! Выбрось эту гадость! Брось камень! Не бери снег! Не смотри по сторонам, а то споткнешься!» Может быть, мы, взрослые - папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и педагоги, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям? Проходит время, и ему уже совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья, где прячется радуга, откуда берётся дождь, почему не падают звёзды. Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся. Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения; - это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Модель исследовательских технологий Для создания проблемных ситуаций педагогу можно использовать следующие методические приёмы: • Подведение детей к противоречию и предложение самостоятельно найти способ его разрешения; • Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос; • Предложить детям рассмотреть явление с разных позиций. • Побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам. • Постановка конкретных вопросов на обобщение, логику. • Постановка проблемных задач (с недостаточными или избыточными данными, неопределенность вопроса, противоречивые данные, специально допущенными ошибками, ограниченным временем выполнения). Однажды гуляя на прогулке, один ребенок спросил почему листья желтеют? Почему они опадают? И мне пришла мысль создать мини лабораторию "Знатоки" в классе, которая поможет нам изучать мир, который нас окружает В нашей лаборатории есть различное интересное и необходимое оборудование и разнообразный материал для исследований. Мудрый Филин рассказал нам о своей лаборатории, правилах поведения в ней и о мерах безопасности при работе с оборудованием. Вместе с мудрым Филином мы с ребятами путешествовали по миру (побывали в лесу, в саду и в огороде, на хлебном поле, в Африке и на севере), исследовали свойства воды, песка, воздуха, магнита, измеряли рост, вес, и делали солёное тесто. Мы изучали время и узнавали предметы на ощупь, а овощи и фрукты на вкус. А также искали ответы на разные вопросы. Мы исследовали звуки, неживую природу, животных и птиц и даже свои имена. Был реализован исследовательский проект "Хлеб всему голова!" В рамках этого проекта мы: рассматривали иллюстрации и видеоматериалы о хлебе; читали стихи и придумывали сказки; собирали разрезные картинки, отгадывали загадки; исследовали свойства хлеба с помощью опытов - цвет, вкус, запах, состояние хлеба узнали о том как маленькие зернышка превращаются в большие булки; Была проведена викторина о значении хлеба в жизни человека с участием детей и родителей. Путей развития потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных. Если ребенок-исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь-взрослый – умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг. Список использованной литературы: 1.Емельянова Е. И. Исследовательская деятельность детей // Ребенок в детском саду. – 2009. - № 3. 2.ПаршуковаН.Л.Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду// Дошкольная педагогика. – 2006. - № 1. 3.Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль.: Академия развития, 2003. 4.Савенков А.И. Развитию исследовательских способностей детей. //Дошкольное образование -2004. -№7. 5.Савенков А.И. Исследовательское обучение – возможность преодолеть «образовательный предел» // Директор школы. - 2003. - №10. С. 35-40 6.Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду.- М.: Просвещение,2004. | |
Просмотров: 423 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|