Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок

Лэпбук - универсальное, дидактическое пособие
Лэпбук – как универсальное дидактическое пособие в работе с дошкольниками.
Зейнуллина Г.Е., воспитатель 1 квалификационной категории,
мини-центра «Арман» Кызылжарского района, СКО.

Введение.
Создание национальной системы дошкольного образования, ориентированного на полноценное развитие личности каждого ребенка, выдвигает постоянно повышающиеся требования к воспитательно-образовательному процессу. Пересматриваются прежние ценности и приоритеты, цели и педагогические средства. Тем самым выполняется ориентир, поставленный в Послании Президента – лидера Нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «в ходе модернизации системы образования необходимо внедрять в процесс обучения современные методики и технологии». [1]
В связи с этим «педагогу необходимо искать новые методы и технологии обучения, которые помогали бы ему обучать и воспитывать личность, которая нужна новому современному обществу — личность, которая может нестандартно мыслить, предлагать и реализовывать различные идеи». [2]
Для реализации этих задач Типовая учебная программа дошкольного воспитания и обучения предусматривает «применение инновационных методик и технологий для интеллектуального, социального и личностного развития ребенка». [3]
Одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является универсальное дидактическое пособие лэпбук.
У нас в стране лэпбук считается методом новым и, пока еще, не получил широкого распространения. Однако стоит знать, что лэпбук – это самый популярный метод домашнего обучения, используемый родителями по всему миру.
Так что же стоит за модным словом лэпбук. Термин Lapbook впервые был придуман Тэмми Дюби, писателем из Вирджинии, США. Такое название дано, потому что весь проект может быть вписан в книгу, которая помещается на коленях ребенка. Если переводить дословно, то лэпбук (lap – колени, book – книга) – это книжка на коленях. Часто можно встретить и другие названия: тематическая папка, интерактивная папка, папка проектов. Но суть сводится к тому, что лэпбук – это самодельная интерактивная папка с кармашками, мини-книжками, окошками, подвижными деталями, вставками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.
Лэпбук это не только мощный справочный инструмент и особая форма организации учебного материала, это, прежде всего, основа партнерской проектной деятельности взрослого с детьми (педагога с воспитанниками, родителя с ребенком). Основа лэпбука создается педагогом и дополняется, совершенствуется вместе с детьми и их родителями. В результате такой работы получается отлично проработанный исследовательский проект.

Значение лэпбука в работе воспитателя с детьми.
1. Лэпбук помогает организовать информацию по изучаемой теме и лучше систематизировать материал, сделать его понятным и доступным каждому ребенку (особенно если ребенок «визуал»).
2. Лэпбуки помогают быстро и эффективно закрепить изученное в занимательно-игровой форме. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью при создании рассматривает книжку, погружаясь в материал. За счет наглядной привлекательности лэпбука обучение происходит непроизвольно.
3. Подключая ребенка к созданию лэпбука, мы помогаем ребенку сделать первые шаги к формированию навыка самостоятельно собирать и организовывать информацию.
4. Лэпбук способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности
5. Опыт показывает, что лэпбук хорошо подойдет для занятий:
• в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. В папке могут содержаться задания разного уровня, поэтому любой ребенок найдет себе занятия по силам (например, для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т. д.)
• в группах одной возрастной категории. Эти тематические пособия разрабатываются специально под конкретного ребенка с его уровнем знаний.
Распространены также и «коллективные» тематические папки – лэпбуки в детских садах и школах, изготавливаемые воспитателями и учителями.
В работе педагога лэпбук используют с любого возраста. Для младшего возраста это обобщенные темы, например, «Зима», «Домашние животные», для возраста старшего это более конкретные темы «Календарь», «Дикий зверь» и другие. Оптимальный возраст ребенка для начала занятий по совместному составлению тематической папки – 5 лет. Дети 7-8 лет уже могут совершенно самостоятельно придумывать и делать свои собственные лэпбуки.
Разновидности тематических папок
Лэпбуки могут иметь несколько разновидностей. В зависимости от назначения, они бывают: учебные; игровые; поздравительные, праздничные; автобиографические (папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка: путешествии, походе в цирк и т.д.)
В зависимости от формы: стандартная книжка с двумя разворотами, папка с 3-5 разворотами, книжка-гармошка, фигурная папка.
Организация материала: стандартные кармашки, обычные и фигурные конверты, кармашки-гармошки, кармашки-книжки, окошки и дверцы, вращающиеся детали, высовывающиеся детали, карточки, пазлы, чистые листы для заметок и т.д.

Теоретическая разработка лэпбука.
Сам процесс изготовления лэпбука невероятно захватывающий. Готовые тематические шаблоны для лэпбуков и кармашков для них можно скачать бесплатно в Сети, – это лучший вариант для новичков. Но идеальный вариант изготовления тематической папки совместно с ребенком, тогда он запоминает информацию в процессе создания лэпбука. Это не так уж и сложно – главное, начать и увлечься процессом.
Тема для лэпбука. Преимущество данного вида пособий заключается в том, что его можно посвятить совершенно любой тематике. При изготовлении лэпбука для младших дошкольников темы и материалы должны быть элементарными. Для старших дошкольников можно подобрать материал более сложный. К тому же, если лэпбук изготавливается не для коллектива, а для одного ребенка, надо ориентироваться на него: какие темы нуждаются в изучении или закреплении, насколько ребенок продвинут в той или иной теме.
Лучше всего получаются лэпбуки на частные, а не на общие темы, например, на тему «Насекомые». Но он получится очень обзорным, так как сложно полностью отразить эту многообразную тему в ограниченном объеме папки. Получится книжка с самыми общеизвестными фактами – это хорошо подойдет для детей младших групп, для которых эти факты являются новыми. Для детей старших групп такой лэпбук будет нести мало пользы. Но, если взять какое-нибудь конкретное насекомое и в лэпбуке дать подробную информацию о нем - то это будет гораздо продуктивнее.
План. После выбора темы, надо написать план. Ведь лэпбук это не просто книжка с картинками - это учебное пособие. Поэтому надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему.
Макет. Следующий этап самый интересный создание макета – как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого - текстового, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т.п.
Сбор информации. Чтобы ребенок видел все возможные способы поиска информации при оформлении лэпбука, используется материал из журналов, книг, фотографии, но не из интернет – ресурсов.
Создание шаблона. В соответствии с макетом надо сделать шаблон папки в натуральную величину.

Создание лэпбука в ходе проектной деятельности.
Лэпбук – разновидность метода проекта. Создание лэпбука содержит все этапы проекта:
1. целеполагание - выбор темы.
2. разработка лэпбука - составление плана.
3. выполнение - практическая часть.
4. подведение итогов: лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения.
Лэпбук - эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству. Родители обеспечивают поддержку:
• организационную – экскурсии, походы;
• техническую – фото, видео;
• информационную – сбор информации для лэпбука;
• мотивационную - поддерживание интереса, уверенности в успехе.
Тема проекта: «Создание лэпбука – вид совместной деятельности взрослых и детей» (для педагогов дошкольных организаций, родителей и воспитанников)
Творческое название: «Лэпбук – ребятам друг!»
Цель: оформление теоретической части проектной деятельности в дошкольном учреждении
Задачи:
• Помочь педагогам, родителям систематизировать информацию по проекту.
• Дать конкретный пример оформления реализованного проекта.
Тип проекта: творческий, практико-ориентированный, групповой
Участники проекта: воспитатели, дети средней группы и их родители.
Продолжительность: Среднесрочный март – апрель 2017 года.
Основополагающий вопрос: как сделать полезный материал интересным?
Проблемный вопрос: повлияет лэпбук на процесс обучения?
Гипотеза: лэпбук сделает процесс познания нового быстрым, интересным, всесторонним.

Заключение.
Подводя итог, можно выделить следующие преимущества использования лэпбука.
Лэпбук помогает:
• структурировать сложную информацию
• развивает познавательный интерес и творческое мышление
• разнообразить даже самую скучную тему
• научить простому способу запоминания
• объединить всю семью или группу детей в детском саду для увлекательного и полезного занятия.
При создании лэпбука в проектной деятельности дети учатся добывать информацию сами, а не получать ее в готовом виде. Такая форма получения знаний активизирует психические познавательные процессы (воображение, внимание, память, восприятие и т.д.) и развивает творческие способности ребенка.
Лэпбук – итоговый результат совместной работы с детьми по той или иной теме. Его изготовлению предшествуют тематические занятия и игры, обсуждение и обговаривание сложных вопросов, выполнение заданий. Только в этом случае ребенок будет готов к изготовлению тематической папки, и она действительно выполнит свою роль закрепляющего, систематизирующего дидактического и игрового пособия.
Таким образом, рассмотренный выше метод дает представление о высокой степени адаптивности инновационных технологий в специфике дошкольных учреждений. В работе с дошкольниками – это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

Литература:
1. Послание Президента Республики Казахстан - Лидера Нации Н.А. Назарбаева Народу Казахстана, «Стратегия «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства» - Астана, 14 декабря 2012 года - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.zakon.kz/top_news/4530853-poslanie-prezidenta-rk-narodu.html
2. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. – Пермь: Меркурий, 2015. – С. 162-164.
3. Типовая учебная программа дошкольного воспитания и обучения. – Астана, 2016. – 171 с.
4. http://ta-vi-ka.blogspot.ca/2014/02/lapbook-inter.html#sthash.efg4O48G.dpuf
5. http://www.rosettastone.com/homeschool/articles/what-is-lapbooking
Категория: Дошколенок | Добавил: Gul_kz (2017-05-15)
Просмотров: 1248 | Комментарии: 2 | Теги: Казахстан, папка, лэпбук | Рейтинг: 3.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-27, 5:09 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru