Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок

Особенности словесного руководства познавательной деятельностью дошкольника
«Умственное развитие выражает то новое, что выполняется самостоятельно путем новообразования новых качеств ума и переводит психические функции с более низкого на более высокий уровень развития по линии произвольности и осознанности». (Л.С. Выготский) [3].

Методы активизации познавательной деятельности - это специальные практические психолого-педагогические приемы, направленные на повышение эффективности протекания познавательных процессов, их продуктивности. [9].
По Поддъякову Н.Н. у детей-дошкольников пройденные этапы и достижения в совершенствовании мыслительных действий и операций трансформируются в «структурные уровни организации процесса мышления», и «выступают как функциональные ступени решения творческих задач. Таким образом, детский интеллект функционирует на основе принципа системности, где представлены и при необходимости одновременно включаются в работу все виды и уровни мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. [12].
С.А. Козлова говорит о том, что развитие мышления оказывает позитивное влияние на развитие смысловой стороны речевой деятельности дошкольника. Речь становится контекстной; развивается регулирующая функция речи, которая помогает регулировать деятельность и поведение; складываются планирующая и инструктивные функции речи, проявляющиеся сначала в игровой, а затем и в учебной деятельности; совершенствуется смысловая сторона речевой деятельности. [4].
А.Н. Леонтьев отмечает функции речи, которые воздействуют на формирование интеллекта, это: коммуникативная, направленная на усвоение новых понятий; познавательная, имеющая поисковый характер, направленная на формирования обобщенного мышления; регулирующая, направленная на развитие возможностей планирования интеллектуальной деятельности. [7].
Н.В. Попова включает в структуру мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста, следующие компоненты: мотивационный компонент, проявляющийся в разных видах активности; регуляционный, проявляющийся в умении планировать, программировать и контролировать психическую деятельность; операционный компонент, то есть наличие сформированных операций анализа и синтеза. [10].
Рассматривая проблему раннего включения дошкольников в процесс поисковой познавательной деятельности, а также разрабатывая маршрут реализации исследования, помимо использования выявленных приемуществ, таких как: учет «механизма включения поисковой активности» как условия к действию /по И.И. Савенкову/[13]; деятельностная основа всего процесса развития ребенка /по В.В. Давыдову/[5]; опора на эмоциональную составляющую процесса исследований, «благодаря проблемным ситуациям» /по М.И. Махмутову, А.М. Матюшкину, Рубинштейн С.Л / [2, 8,12]; ориентация на метод «социального научения» /по А. Бандуре/, «способности к выработке стереотипов поведения», желание совершенствовать результат за счет изменения плана действий [5]; использование «принципов многоуровневой организации мозга»» / по О. С. Адрианову/ [1]; опора на механизмы поисковой активности, строящихся на базе исследовательского поведения /по И.И. Савенкову/ [13]; активное включение «детского экспериментирования» как ведущего функционального механизма творчества ребенка /Н.Н. Поддьякову/ [9]; на первый план выдвинулась проблема проработки методических подходов в словесном руководстве познавательной деятельностью дошкольников.
Особое внимание при разработке раннего включения детей в процесс поисковой деятельности привлекает процесс планирования и разработки словесного руководства познавательной деятельностью в «стадии сопровождающих инструкций». В нашем случае стадия сопровождающих инструкций включена в структуру игр-заданий по развитию основ исследовательского поведения.
Целью использования словесного руководства познавательной деятельность дошкольника является оптимизация процесса развития познавательной активности, основ исследовательского поведения. В ряд задач включены такие позиции, как: подбор приоритетных форм речи педагога для максимальной эффективности организации исследовательских заданий; выработка стереотипов словесных заданий или указаний для оперативности процесса слухового восприятия дошкольниками; разработка содержания заданий для построения алгоритма предполагаемого маршрута или вектора ответов, действий, выводящих к качественному /найденному/ результату.
Педагогический опыт и результативность деятельности способствовали выработке своего рода «памятки» или рекомендаций по планированию словесного руководства познавательной деятельностью, которая реализуется во всех видах и сферах деятельности дошкольника.
 Разрабатывая словесные задания или инструкции в процессе руководства познавательной деятельностью необходимо определить наиболее точные, предполагающие прямое выполнение заданий, формы глаголов. (Слово «взять» выступает как постановка задачи, слово «возьмем» – это процесс объяснения, «возьмите» – общее указание, инструкция, «возьми» – индивидуальная команда).
 Словесные инструкции и указания в процессе непосредственной исследовательской операции, манипуляции должны предоставляться вниманию прямо (в нашем случае), а не косвенно, в повелительной форме. («Выложите фигуры так, чтобы слева оказался низкий, а справа высокий дом. Что вы для этого сделали? Какие фигуры использовали? Сделайте так, чтобы дома оказались одинаковые по высоте. Как вы получили дома, одинаковые по высоте? Как еще можно выложить дома, одинаковые по высоте?» (пенал «Учусь считать»)).
 Словесное руководство, а, именно, ключевые фразы, возможно сопровождать четкими движениями, жестами–символами, сигнальными карточками, схемами, что способствует конкретизации восприятия задания и его выполнения. («Дерево стоит, а не лежит; значит, лист располагаем как?», «Так дождь льется или капает? Значит, что рисуем?»)
 Важно продумывание фраз и указаний, которые предполагают серию действий, их планирование и разработку. («Докажите, что возможно получить квадрат, имея в руках иные геометрические фигуры. Расскажите, как вы это получили» (пенал «Учусь считать»). «Разделите кусок пластилина так, чтобы в конце получился снеговик, у которого голова маленькая, рубашка побольше, а юбка – самая большая (возможен показ только схемы); при делении не останется лишнего кусочка»).
 Необходимо заранее продумывать и разрабатывать каждое слово в вопросе до степени зеркального отражения в понимании вопроса и исполнения задания («Куда разлетаются огоньки салюта? Назовите»).
 Основное время на занятиях продуктивной деятельности должно затрачиваться на выполнение итоговой продукции: рисунка, конструкции, изделия из пластилина; решение задачи, сравнение с образцом, со схемой, с работой товарища, исправления выявленных недочетов или ошибок. («Если у нас задумано на рисунке два и более предмета, как мы расположим лист? Почему? Докажите»).
 Словесные инструкции должны сопровождать ход исследования, как активизация плана, проекта исследования, состоящего из простых или комплекса операций. («Вспомните строение дома. Назовите его части. Выберите подходящие для каждой части детали. Сравните, точно ли детали похожи на те, что на схеме? Проверьте, все ли надежно? Почему? Почему это ошибка? Как еще можно построить дом?»)
Продуманная разработка процесса словесного руководства познавательной деятельностью, как один из способов развития познавательной активности имеет, на наш взгляд, ряд преимуществ, при непосредственном учете возрастных психофизических возможностей дошкольника.
Преимущества для деятельности педагога:
- рациональность расчета, использования времени;
- тренировка умений выделять ключевые педагогические задачи;
- обеспечение возможности четкого выполнения поставленных задач;
- отработка грамотности и лаконичности речи педагога;
- исключение из речи слов-сорняков;
- обеспечение конкретности в системе и планировании действий ребенка;
- поиск новых способов взаимодействия, коррекции индивидуального подхода.
Преимущества для развития дошкольника:
- умение точно соотносить смысл указания с характером необходимых действий, операций;
- умение воспринимать словесную инструкцию как образец действий;
- умение в уме и словесно определять сущность операции;
- умение ориентироваться в сложности и глубине заданий;
- умение точно подбирать сопровождающие слова к действиям;
- умение сопровождать собственные действия логичной связной речью;
- умение быстро настраиваться на качество выполнения задания;
- умение быстро переключаться к непосредственному взаимодействию с предметами исследования;
- умение самостоятельно вырабатывать алгоритм составления разного рода и характера ответов на вопросы, системы действий.
В целом, четкое и системное планирование, использование словесного руководства познавательной деятельностью, начиная с младшего, в течение всего дошкольного возраста является одним из ключевых возможностей повышения качества исследовательских навыков и поведения дошкольника.

Литература
1. Адрианов, О. С. О принципах организации интегративной деятельности мозга. М., 1976.
2. Вилюнас, В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.
3. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Союз, 2010.
4. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 2010.
5. Леонтович, А.В. Исследовательская деятельность учащихся (сборник статей), М.2003, Издание МГДД(Ю)Т.
6. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М: 1977.
7. Леонтьев, А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте - Возрастная и педагогическая психология. М.: Норма, 2012.
8. Махмутов, М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М: Педагогика. 1975.
9. Поддъяков, А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт / А.Н. Поддъяков. – М., 2000.
10. Попова, Н.В. Педагогическая система стимулирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. М.Норма, 2002.
11. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. Изд-во «Питер», 2002.
12. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. Самара: Фёдоров, 2010.
13. Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению / А.И. Савенков. – М., 2006.
14. Эльконин, Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. №4.
Категория: Дошколенок | Добавил: dina247akhmet (2017-06-14) | Автор: Ахметова Дина E
Просмотров: 27 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2017-08-18, 3:42 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1525]
Школьный психолог [525]
История [737]
Опыт [511]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [233]
Мастер-класс [220]
Семья и школа [178]
Компьютер-бум [255]
Английский язык [810]
Великие открытия [20]
Университет здоровья [129]
Математика [1197]
Химия [386]
Классному руководителю [657]
Биология [594]
Думаем, размышляем, спорим [95]
Казахский язык и литература [1809]
Краеведение [93]
Начальная школа [4019]
Беседы у самовара [16]
Мировая художественная культура [39]
Новые технологии в обучении [381]
Сельская школа [74]
Профильное обучение [71]
Демократизация и школа [24]
Физика [303]
Экология [185]
Дошколенок [1579]
Особые дети [288]
Общество семи муз [57]
Школа и искусство
Уроки музыки [641]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [465]
Мой Казахстан [234]
Школьный театр [71]
Внеклассные мероприятия [1199]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [88]
ИЗО и черчение [218]
Физическая культура [539]
Немецкий язык [52]
Технология [301]
Самопознание [406]
Профессиональное образование [110]
Школьная библиотека [81]
Летний лагерь [15]
Дополнительное образование [35]
Педагогические программы [10]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru