Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок

Статья"Воспитание эмоций через движения"
«Воспитание эмоций через движение»

Занятия музыкально - ритмическими движениями развивают у детей умение осознавать те чувства, которые вызвала у них звучащая музыка и в какой-то мере управлять этими чувствами. Разнообразные музыкальные игры, пляски помогают музыкальному руководителю обогащать эмоциональный мир детей, развивать способность активно откликаться как на содержание музыки, так и на явления окружающей действительности. В программе детского сада требования к музыкальному воспитанию посредством движения постепенно усложняются. Программа дает основную схему, которая должна помогать педагогу последовательно строить работу с детьми, но не может раскрыть всего содержа¬ния работы.
За время пребывания в детском саду развитие детей, их восприимчи¬вость, сознательность, запас знаний, двигательные возможности непрерывно изменяются. А вместе с тем изменяется и способность воспринимать музыку.
Одно и то же музыкальное произ¬ведение воздействует на ребенка в разном возрасте по-разному, поэтому для раскры¬тия его содержания детям требуется уже иной игровой образ.
Естественные детские «средства выразительности» (ходьба, бег, прыжки и т. п.) у детей младшей и старшей групп также приобретают разное выразительное значение. Еще больше отличается детское по¬нимание выразительности этих дви¬жений от представления взрослых (сравните, например, обычное у де¬тей выражение восторга, веселья прыжками на двух ногах с проявле¬нием этих чувств у нас!). Наобо¬рот — многие, вполне естественные для нас движения (например, пере¬менный шаг, как выражение чувств и образов, связанных с хо¬роводной или плясовой музыкой) недоступны и не нужны малышам не потому только, что они им техни¬чески трудны, а потому, что их вы-разительность, их содержание детям непонятны.
Поэтому надо, чтобы музыка и движения игр и плясок были доступ¬ны детям не только по своим внеш¬ним признакам (т. е. были посиль¬ны для восприятия и воспроизведе¬ния), но по содержанию и характе¬ру соответствовали уровню разви¬тия детей, чтобы они отвечали дет¬скому пониманию музыкальной и двигательной выразительности.
Движе¬ния, на которых строятся музыкаль¬ные игры, пляски, упражнения, соединяясь с музыкой и образами различного характера, легко изме¬няют свою обычную форму и выра¬зительность. Благодаря этому они служат прекрасным средством для углубления и уточнения музыкаль¬ного восприятия. Музыкальный руководитель дол¬жен систематически учить детей из¬менять форму (силу, быстроту, раз¬мах, ритм) и выразительность дви¬жений в соответствии с характером, структурой музыки: чем подробнее и точнее ребенок стремится отразить в движениях содержание музыки, тем внимательнее он вслушивается, полнее воспринимает.
При этом педагогу не приходится затруднять детей разучиванием множества сложных движений. Все внимание детей он может направ¬лять на музыку, на образы игры и одновременно совершенствовать ка¬чество и выразительность движений.
С начала года дети младшей группы, играя, танцуя, знакомятся с музыкальными произведениями различной эмоциональной окраски.
Постепенно дети глубже проникают в мир музыкальных образов, яркое веселье одних плясовых мело¬дий дополняется другими, наполненными чувством беззаботной радости; спокойная музыка раскрывается то нежной лирикой (колыбельной), то легкой грустью. Сложнее сделать доступным понятным для детей дошкольного возраста мир, так сказать, «серьез¬ных» музыкальных образов — на¬учить их переживать и передавать содержание музыки энергичного, волевого характера. Сложность в том, что мы располагаем очень не¬большим кругом понятных и близ¬ких детям образов и движений, ко-торые помогли бы раскрыть им ее содержание (особенно в младших группах).
Вот трехлетние дети играют в «солдат» или «физкультурников»: они шагают, высоко поднимая ноги, громко топают. В это движение она вкладывают энергию, затрачивают физическую силу. А предложите детям продолжить выполнять движения под энергичную музыку марша. Думаете, оно раскроет им содержание музыки? Дети еще лучше и выразительнее зашага¬ют «высоким» шагом, почувствуют себя еще сильнее и смелее?
Нет, это не так. Без музыки каж¬дый ребенок двигался в удобном для него темпе и ритме, по-своему выражал свое переживание игрового образа. Теперь, двигаясь под музыку, детям приходится под¬чинять свой шаг темпу музыки, согласовать его с движениями других детей и наполнять его иду¬щим от музыки единым эмоциональ¬ным содержанием.
Для детей младшей группы все это невыполнимо и непонятно. В этом возрасте они еще не умеют со¬гласовывать с музыкой темп простой ходьбы, не требующей ни большого мышечного напряжения, ни сложной координации движений, необходимой для «высокого» шага.
В данном случае воздействие музыки детям не поможет, а нару¬шит непринужденность их движе¬ния; оно потеряет свою эмоциональ¬ность, осмысленность и выразитель¬ность.
Чтобы этого не случилось, нуж¬но учить детей согласовывать с му¬зыкой более доступное по содержа¬нию и форме, хотя и энергичное движение, передавать менее слож-ные образы и чувства.
В упражнении «Кто лучше умеет топать?» шутливый, забав¬ный игровой образ и связанные с ним действия понятны и близки де¬тям: движение по-детски передает задорный, ритмичный характер ме¬лодии и текста песенки М. Раухвергера «Ножками затопали». Дети с увлечением, энергично «топают» и учатся подчинять движение музыке, не утрачивая его эмоциональности. При этом каждый ребенок находит свой, удобный ему ритм движения: содержание игры не требует от де¬тей слаженности движений всей группы.
Дети второй младшей группы также любят воображать себя «сильными и смелыми»; наша задача — несколько уточнить и по-новому осмыслить для них эти чув¬ства и образы.
Так, игровое упражнение «Идти смело и прятаться» раскрывает де¬тям характер решительного, задор¬ного марша, вызывает желание от¬четливо отразить его в движении. Чем больше «пугается» воспитательница, «отступая» перед детьми, тем смелее и задорнее они на нее «на¬ступают», выше поднимают ноги, шагают решительнее и ритмичнее.
Самое важное — дети и пережи¬вают, и передают содержание этой игры и музыки не поодиночке, а все вместе, одинаково и сообща. Харак¬тер музыки отражается не столько движением каждого ребенка, сколь¬ко согласованностью их действий. Это по-новому окрашивает детское переживание силы и смелости: пусть дети почувствуют играя, пока не вполне ясно и отчетливо, что именно это единство позволяет им быть та¬кими «сильными и смелыми».
В средней группе марш М. Робера (по характеру и структуре сходный с музыкой И. Берковича) раскрывается детям в упражнении «Ходьба различного характера» уже совсем другими обра¬зами; те же движения служат для выражения иного эмоционального содержания. Вместо игры в «Силь¬ных и смелых» дети должны почув¬ствовать музыку и передать в дви¬жениях организованность, бодрость их собственного детского коллекти¬ва, умение каждой пары выполнять задание точно и дружно.
Упражнение удается детям не сразу. Хотя они уже умеют согла¬совать свой «высокий» шаг с тем¬пом музыки, но ритм движения у них разный: одни поднимают ногу резче, выше, другие медленней, ни¬же; одни с силой топают, другие опускают ногу мягко; по-разному двигаются и руки. К тому же груп¬па еще плохо держит строй, недо¬статочно ловко и точно перестраи¬вается. Поэтому каждый ребенок, каждая пара и вся группа в целом не испытывают подъема от единст¬ва своих действий, не испытывают удовольствия от слияния движений с музыкой.
Надо помочь детям преодолеть эти недостатки. Упражнение «Кача¬нье рук» научит детей свободно и энергично работать руками, что придает «высокому» шагу большую динамичность. Разучивая упражне¬ние «Мальчики и девочки» (на му¬зыку английской народной песен¬ки), дети лучше поймут значение отчетливой формы «высокого» шага для его силы, стройности, вырази¬тельности и научатся правильнее его исполнять.
Придать «высокому» шагу детей больше задора, улучшить их осанку, сделать движение праздничным по¬может дополнительный образ - флажки в руках детей (поднятые на «высоком» шаге и опущенные на тихом). После такой подготовки дети ра¬достно, с увлечением и выразитель¬ностью маршируют «высоким» ша¬гом под музыку Робера.
К концу года «высокий» шаг де¬лается одним из самых любимых движений детей средней группы. От¬четливость, сила, организованность движений каждого ребенка и всех вместе, приподнятость настроения и выражение «значительности» на лицах детей показывают те чувства, которые возбуждает в них красивая энергичная музыка.
В старшей группе в процессе разучивания этюда на музыку мар¬ша Ж. Люлли дети посте¬пенно изменяют характер «высокого» шага: в их движениях начинает сквозить что-то новое, отражающее представление детей о мужестве и героизме, которое они уловили в строгой, сдержанной музыке.
Чтобы дети глубже почувствовали характер музыки Люлли, надо их познакомить с упражнениями, в которых содержание решительной энергичной музыки раскрывается образами иного характера. Такого, например, упражнение «Лошадки» на музыку Дарондо. «Высокий» шаг «Лошадок», хотя и гордый и решительный, получает здесь подражательную форму и игровое содержание, созвучное музыке «Танца» Дарондо.
Мы проследили, как в работе над «высоким» шагом постепенно рас¬ширяется эмоциональный мир детей. Новые чувства помогают детям по-иному слышать и сильнее пережи¬вать многие музыкальные произве¬дения.
Такая работа над движением тре¬бует от музыкального руководителя внимания и чуткости. Она невоз¬можна без контакта с воспитателя¬ми. Образы игр и упражнений ожи-вают и помогают раскрывать содер¬жание музыки, обогащают впечатлениями, знаниями и навыками, получаемыми детьми не только на музыкальных занятиях, а во всей жизни группы.

Музыкальный руководитель КГКП «Ясли-сад № 10» акимата города Рудного
Кильдишова Ирина Викторовна
Категория: Дошколенок | Добавил: irinakildishova (2018-02-13) | Автор: Кильдишова Ирина Викторовна E
Просмотров: 330 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-20, 4:59 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru