Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок

Статья Нравственное и патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки
«Нравственное и патриотическое воспитание дошкольников
средствами музыки»
Музыкальный руководитель Королёва Наталья Дмитриевна.

ГККП «Ясли – сад №14 «Қарлығаш» акимата города Темиртау Отдела образования города Темиртау»

Духовно-нравственное воспитание–организация психолого-педагогических условий духовного развития личности, обеспечивающих рефлексию своих чувств, мыслеобразов, ценностных ориентаций при построении отношений с миром по принципу со-Творения, то есть созидания позитивно нового.
Понятие «нравственность» включает внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы правила поведения, определяемые этими качествами.
Под духовно-нравственным воспитанием, понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);
- нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Дошкольное детсво – важный период в нравственном и духовном становлении личности, этому способствует высокая детская восприимчивость и внушаемость.
Содержание нравственного и патриотического воспитания дошкольников включает в себя воспитание любви к Родине, краю, семье, доброжелательное, чуткое отношение к окружающим, ккультуре поведения со взрослыми и сверстниками.
Воспитать благородного, нравственного человека без красоты невозможно. Музыкальное искусство пробуждет в ребёнке лучшие качества, энергию радости, активизирует творческую деятельность. В процессе музыкального воспитания особенно успешно вормируется нравственный и духовный облик ребёнка. Музыкальные произведения разнообразны по своему социально – образному содержанию. Трудно передать словами всю гамму переживаний, выраженных в различных музыкальных произведениях. Уже в дошкольном возрасте дети чувствуют выразительность мелодических интонаций, насыщенность музыкальной фактуры в произведениях патриотического склада, передающих чувство любви к Родине, к родному городу, к прекарсной и юной столице – Астане. В песенном репертуаре, который я использую в своей работе очень много произведений такого содержания. Это: «Отаным» К.Куатбаев, «Менің отаным» Д.Байдильдаев, «Астаным Астана» Калжановой, «Мәнгі жаса Отаным» З.Е. Ниетпаева, «Моя Родина» Л.Е.Мельникова, «Темиртау» Л.Туркина, «Туған жер» К. Дүйсекеев, «Отан» Қ. Сақай и многие другие. Особенно успешно эта работа ведется в тесном содружестве с преподавателями казахского языка, так как многие песни исполняются на казахском языке. Знание гимна Республики Казахстан, детьми предшкольных групп, так же является одним из главных факторов в нравественном и духовном воспитании ребят.
Разучивание песен сопровождается художественным словом, беседами о Родине, ее красоте и могуществе, государственной символике, все это стараемся сопровождать красочными иллюстрациями и презентациями.
Но воспитание патриотических чувств, обогащение духовного мира ребенка не может быть полноценным, если знания детей о родном крае не подкрепляются тонким и глубоким проникновением в душу ребенка казахской классической и народной музыки. Нежность, лиричность, сердечность, зажушевность казахской мелодии пробуждает в детских сердцах чуткость, вызывает большой эмоциональный отклик, помогает ближе узнать жизнь народа.
Например: в дидактической игре с малышами «Кукла спит – кукла пляшет» используем казахскую народную песню «Әлди –әлди» и мелодию «Қосалқа» Даулеткерея, при знакомстве с обрядами «Укладывание в колыбель», «Разрезание пут» ребята старших групп сами поют колыбельную «Әлди –әлди» и песню «Тәй-тәй, бопем». При разучивании ритмических движений используем народные мелодии «Қара жорға» (прямой галоп), «Камажай» (переменный шаг).
Большое значение в воспитании духовности и нравственности отводится слушанию музыкальных произведений казахских композиторов. Знакомясь с лучшими образцами казахской народной и классической музыки дети лучше представляют себе красоту родного края, узнают его историю, знакомятся со звучанием казахских народных инструментов. Старшие дошкольники знают такие музыкальные произведения, как кюй «Сарыарқа» Құрманғазы, кюй «Адай», «Осень в горах» Б.Аманжолова, «Караван» К. Дуйсекеева, «Саржайляу» Тәттімбет, «Две ласточки» Е. Брусиловский, «Казахский вальс» Л.Хамиди и многие другие. С большим удовольствием, как девочки, так и мальчики, выполняют казахские танцевальные движения под прослушанную музыку, раскрывая ее характер и национальный колорит, а так же орбарзы заключенные в музыке.
Наряду с классической и народной музыкой в музыкальной деятельности детей используются и произведения современных композиторов. Ребятам нравится танцевать под современные ритмы ансамбля МузАрт. А с каким удовольствием выполняют празничное упражнение, посвященное Дню Независимости РК на музыку композитора Амирова Е.С., нашего земляка.
Знакомя детей с казахскими народными инструментами, приглашаем на музыкальные занятия, праздники, «Музыкальные гостинные» студентов музыкального училища и учащихся музыкальных школ города. С неподдельным интересом и вниманием дети слушают народную музыку. Живое звучание казахских народных инструментов, непосредственное общение с ними, позволяет лучше узнать и понять казахскую музыку, а значит и душу народа. Особое удивление вызвало у ребят то, что знакомые с раннего детства русские народные песни можно виртуозно исполнять и на домбре. Такие мероприятия, наряду с музыкальными занятиями, воспитывают не только любовь и уважение к казахской музыкальной культуре, но и формируют нравственные качетсва личности ребенка: культуру общения, поведения, коллективизм.
Эти же качества воспитываются в детях и в народных играх. Для ребенка игра – это интересное занятие, а для нас, взрослых, игра – это, прежде всего – задачи познания окружающего мира и воспитания личностных качеств. Огромную ценность в нравственном и духовном воспитании детей имеют народные казахские игры. В них ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные обряды. Ребята очень любят играть в такие игры, как «Юрта», «Байға», «Оқтау тартыс», «Қотермек», «Қазан», «На джайляу», «Тақия», «Чабан», «Игра с домброй». Очень полюбилась детям новая, современная игра «Байтерек». Перед тем, как играть в эту игру ребята познакомились с достопримечательностями нашей столицы Астаны, узнали, что такое Байтерек, значение этого здания, познакомились с легендой. Все это обогащает духовный мир ребенка, вызывает интерес к познанию истории своей страны, его культуре.
Музыкальное искусство – впечатляющее средство воспитания интернациональных чувств ребенка. Именно здесь намечается своеобразный путь в воспитании, средствами музыкальной культуры – от национальной к инетрнациональной. Воспитание детей средствами музыки, созданной на народной основе, развивает у них интерес к песням, играм, хороводам других народов. Дети с удовольствием водят хороводы, играют в хороводные игры, поют задорные частушки, исполняют литовские и немецкие полечки, восточные, ковбойские, африканские и другие танцы.
Хороводы, игры, песни, пляски, а так же яркие национальные костюмы вызывают интерес к творчеству своего и других народов.
Весь накопленный музыкальный, игровой, танцевальный материал активно используется для проведения праздников, развлечений, концертов для родителей. Составляя сценарии, стараюсь сохранить нравственное, патриотическое, эстетическое направление в воспитании, особенно старших дошкольников. Это такие праздники, как «Казахстанский экспресс», «Под единым шаныраком» (день языков РК), «Я люблю свой край родной!» (викторина), «Наша Родина – дом радости и добра» (День Независимости РК), «Улица Мира» (День единения народов РК), «Мисс Наурыз», «Сад дружбы», «Мамочке любимой песенку поем» и многие другие.
Стало традицией проводить «День знаний», «День города», «День пожилого человека». На эти праздники мы приглашаем интересных людей, которые живут в наешм городе. Они делятся своими воспоминаниями, а ребята радуют гостей своими успехами и талантами. Эти дорые и теплые встречи надолго остаются в памяти наших гостей и ребят, воспитывают в дошколятах любовь и уважение к дюжям пожилого возраста и, желание доставить им радость. Они с удовольствием вытсупают перед гостями, дарят им свои рисунки и поделки.
Воспитание способности активно сопереживать - важнейшее условие для формирования духовно развитой личности.
Один из путей интенсификации музыкального образования – это насыщение содержания музыкального образования новыми пластами музыкального искусства: музыкальным фольклором, духовной музыкой, современной академической музыкой, джазом, авторской песней и т.п. Важно понимание музыки в воспитании эстетической культуры дошкольников, как наиболее воздействующего на сферу нравственных, душевных переживаний. Ведь музыка всегда являлась самым чудодейственным тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. В наше время, когда с особой остротой стоит задача духовного возрождения общества, музыкальное искусство решает задачи гуманизации воспитания дошкольников. Поэтому в современной школе духовно-нравственное воспитание должно стать приоритетным направлением становления личности.
Хочется закончить словами Никиты Михалкова:
«Каждый человек – это определенная нота, которую в нас заложила судьба, мысли человека – еще одна нота, и поступки его – нота. Когда эти три ноты звучат согласованно, ни одна из них не фальшивит – это и называется счастьем»

Список используемой литературы

1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983.
2. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М: Академия, 2004.
3.Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя. – М., 1984.
Категория: Дошколенок | Добавил: таташка (2018-02-19) | Автор: Королева Наталья Дмитриевна E
Просмотров: 63 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2018-11-15, 11:14 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1574]
Школьный психолог [535]
История [760]
Опыт [535]
Научная кафедра [227]
Воспитание души [252]
Мастер-класс [230]
Семья и школа [186]
Компьютер-бум [262]
Английский язык [844]
Великие открытия [25]
Университет здоровья [134]
Математика [1244]
Химия [396]
Классному руководителю [679]
Биология [603]
Думаем, размышляем, спорим [101]
Казахский язык и литература [1863]
Краеведение [98]
Начальная школа [4112]
Беседы у самовара [20]
Мировая художественная культура [44]
Новые технологии в обучении [393]
Сельская школа [79]
Профильное обучение [83]
Демократизация и школа [28]
Физика [312]
Экология [190]
Дошколенок [1675]
Особые дети [306]
Общество семи муз [61]
Школа и искусство
Уроки музыки [655]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [483]
Мой Казахстан [241]
Школьный театр [76]
Внеклассные мероприятия [1236]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [101]
ИЗО и черчение [225]
Физическая культура [563]
Немецкий язык [56]
Технология [312]
Самопознание [423]
Профессиональное образование [120]
Школьная библиотека [87]
Летний лагерь [20]
Дополнительное образование [54]
Педагогические программы [17]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы конспект урока 6 класс физика язык класс стихи Казахстан математика урок праздник познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень семья и школа игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье вода Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Астана Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура Великая Отечественная Война игры КВН занятие детский сад физкультура коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru