Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок

Моделирование как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Речь является одной из основ образования и обучения детей, так как в современном дошкольном воспитании от уровня освоения связной речи зависит успешность обучения детей в школе, а также способности общаться с взрослыми.
В повседневной жизни ребёнок играет, имеет контакт со сверстниками и взрослыми, знакомится с творениями художественной литературы и выразительного искусства, приобщается к труду, раскрывает для себя общество природы, поэтому формирование вербальной активности детей не способно осуществляться само по себе.
К сожалению, в настoящий пеpиoд у мнoгих детей к пяти гoдам уpoвень pечевoгo paзвития нaхoдится ниже пoлoженнoй ноpмы.
Речь – инструмент развития высших отделов нервной системы. Обучая ребёнка речи, одновременно развиваются его умственные способности.
Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, который обладает своеобразной логикой и спецификой. Дошкольный возраст это особый мир со своим языком, способом мышления, поступками. Каким же образом идет постижение мира дошкольного детства? Как открываем его влияние на развитие ребёнка? В первую очередь, через самые разнообразные детские игры. Поэтому игра названа спутником раннего детства. Непосредственно в игре следует искать источник к познанию дошкольного детства, так как это наиболее близкая, органично соответствующая детской природе, деятельность дошкольника и естественное выражение его активности.
Связная речь является показателем того, в какой степени ребенок владеет лексикой родного языка, отражает уровень психологического и эстетического развития, поэтому занимает существенную роль в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает процесс мышления ребенка, его способность осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее.
Таким образом, связная речь – это развернутое изложение конкретного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
Субъект управления – развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Объект управления – процесс развития речи детей старшего дошкольного возраста .
Обучение моделированию необходимо начинать в дошкольном возрасте, так как дошкольный возраст - период наиболее активного становления и формирования личности. У ребёнка возрастает его речевая активность, кроме того он активно усваивает основы родного языка и речи,.
Моделирование — это одно из средств познания действительности. Модель применяется для исследования различных объектов (явлений, процессов), для решения различных задач и получения новой информации. Таким образом, модель – определённый объект (система), использование которой служит для получения знаний о другом объекте (оригинале). Например, географическая карта.
Анализ литературы, в которой применяется термин «модель», показывает, что этот термин употребляется в двух значениях: 1) в значении объекта (или процесса как частного случая объекта), который этой теорией отражается. Т.е., с одной стороны, модель носит абстрагирующий по отношению к объекту характер (абстрактная модель), а с другой конкретизирующий (конкретная модель). 2) и в значении теории
Наглядность моделей основана на следующей важной закономерности: формирование модели выполняется на основе предварительного создания мысленной модели - наглядных фигур моделируемых предметов, то есть субъект создает у себя мысленный образ этого объекта, а затем (совместно с детьми) создает материальную модель (наглядную). Мысленные модели создаются взрослыми и могут преображаться в наглядные при помощи конкретных практических действий (в которых имеют принимать участие и дети), дети также могут работать с ранее разработанными наглядными моделями.
Для того чтобы освоить моделирование, как метод научного познания, следует создавать модели. Моделирование непосредственно взаимосвязано с моделью и представляет собой систему, обеспечивающую познания о другой подобной.
Необходимо создавать совместно с детьми и наблюдать, затем чтобы дети принимали в изготовлении моделей непосредственно прямое и активное участие. На основе такой деятельности происходит усвоение концепцией интеллектуальных операций в ходе интериоризации, необходимые для полноценного психического становления детей изменения. Познавательные преобразования происходят на объекте - модели, однако итоги соотносятся к действительному объекту. Виды моделей: предметные, предметно- схематические и графические. Моделирование это закономерная операция, при помощи которой производится исследование данного предмета и характеристик, недоступных с целью восприятия. Идеализированный предмет это тоже образ моделирования, но воображаемого конструированного предмета, никак не обладающего аналога в реальности.
Под определением „модели" предполагаются разные вещи: воссоздание объекта с поставленной целью, конкретная система, идеальный пример. Для того, чтобы осуществить данные свойства моделирующий и моделированный объект обязаны находиться в зависимости подобия. Он может быть идеальным или материальным в естественной или в искусственной форме. Сущность объекта определяется тем, что приобрели в ходе моделирования. В нем могут быть представлены вещи, свойства или отношения структурного, функционального или генетического типа. Имея ввиду свойства объекта, которого воспроизводят, модели могут быть: субстратные, структурные и функциональные. У моделей есть: наглядность, абстрактность и фантазия, гипотетичность и подобие. Они еще бывают: познавательные и непознавательные (учебные). Имеют креативную, репрезентативную и эвристическую функцию. Обеспечивая проникновения в объект и воспроизведения его свойств и отношений, модель воплощает цель и является инструментом для ее достижения. Моделирование всегда имеет предварительно фиксированную цель и является не просто формой материализации предварительно открытого в сознании отношения, а действие его конструирования, что придает ему эвристический характер. Познавательные модели обеспечивают получение нового знания, а учебные - для овладения этим знанием.
Моделирование предполагает предварительные знания об объекте, переношение знаний от модели к объекту, практическую проверку полученных знаний.
Актуальность применения наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста состоит в том, что:
1. Применение символической аналогии упрощает и стимулирует работу мыслительных функций и овладения информации, формирует приёмы деятельности с памятью.
2. Дети очень пластичны и легко обучаемы, однако для большинства детей свойственна быстрая утомляемость и потеря заинтересованности к занятию. Использование наглядного моделирования пробуждает интерес и помогает разрешить этот вопрос.
3. Используя графическую аналогию, дети учатся видеть самое важное, классифицировать приобретенные знания.
Развитие навыков наглядного моделирования происходит в установленной последовательности с повышением доли самостоятельного участия детей дошкольного возраста в данном процессе. Отсюда, можно подчеркнуть следующие этапы наглядного моделирования:
• Работа с моделью.
• Перевод его на знаково-символический стиль;
• Овладение и анализ сенсорного материала;
На шестом году жизни ребенка разные линии психического развития, соединившись, формируют благоприятные условия с целью возникновения нового типа взаимоотношений с ровесниками. Это, во-первых, накопление внутреннего багажа в виде разнообразных знаний и данных об окружающем мире, которые ребенок старается осознать и урегулировать и которыми он желает разделить с окружающими. Во-вторых, развитие речи, которое у большинства детей достигает, как правило, такого уровня, что уже не мешает взаимопониманию. Развитие произвольности, а также общее интеллектуальное и индивидуальное развитие разрешают детям самостоятельно, в отсутствии поддержки взрослых налаживать и реализовывать совместную игру. К моменту поступления в старшую группу большая часть детей на занятиях, в труде и других видах деятельности, с интересом слушают педагога, принимают объясняемые им цель и причины деятельности. Дети выполняют упражнение лучше, если для них имеется мотив предстоящей деятельности. Это гарантирует заинтересованность и позитивный подход детей к предстоящей работе, позволяет совершенствовать его память, воображение, фантазию. Таким образом, весьма эффективна игровая мотивация. Например, наибольшее количество новых слов дети запоминают не на занятиях, а во время игры в «магазин». То есть, получив задание сделать самые нужные продукты. В игре у всех детей шестого года продолжительность удержания цели в памяти (до 35-65 минут). В средней группе дети самостоятельно ставят цель в индивидуальной игре, а в старшей группе с 70 до 94% увеличивается число умеющих детей ставить цель в общей игре. Совершенствуется грамматический строй речи и богаче становится лексический состав. Дети активно начинают использовать антонимы и синонимы, а также применяют практически все части речи.
У детей продолжает совершенствоваться речь, а также ее звуковая сторона, они могут правильно воспроизводить свистящие, шипящие и сонорные звуки. Начинает формироваться фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, в сюжетно-ролевой игре, в повседневной жизни. Дети могут описывать рассказ картинке, передавать не только главное, но и мельчайшие детали.
Таким образом, применение заместителей, знаков, символов, моделей в различных видах деятельности - источник формирования интеллектуальных возможностей и творчества в дошкольном возрасте. Так как на данных этапах развития формирование воображения и образного мышления являются основными направлениями умственного развития. В таком случае необходимо остановиться на развитии воображения и создании возможности к наглядному моделированию в различных видах деятельности: при ознакомлении с художественной литературой, на занятиях по изобразительному искусству. Данные виды деятельности притягивают детей, соответствуют их возрастному периоду. Необходимо выбрать подходящую форму занятий, которая могла бы гарантировать эффективность работы, основной целью которой является формирование интеллектуальных способностей детей.
Категория: Дошколенок | Добавил: kusainova-0810_d (2018-02-28)
Просмотров: 338 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-04-25, 5:42 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru