Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок

Экологическое воспитание дошкольников.
Экологическое воспитание и образование дошкольников – это не просто дар «модному» направлению в педагогике, а воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Роль экологического воспитания дошкольников заключается в обогащении духовной сферы ребёнка, в способности сформировать у детей положительные нравственные качества через взаимодействие с природой
В период дошкольного детства у ребенка происходит интенсивное социальное развитие, которое осуществляется при его взаимодействии с окружающими, взрослыми и сверстниками. Это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества и сообщества, в котором ему предстоит жить
С детства ребенок учится следовать определенным общественным нормам и правилам поведения, и, если в этот процесс будет включено не только формирование эмоционально-положительного отношения к солнцу, чистой воде, свежему воздуху, растениям и животным, но и норм поведения, не наносящего вреда всему живому, сберегающего и восстанавливающего Всё-таки ведущей формой деятельности детей является игра, в которой ребёнок естественным образом усваивает различные сложные представления о явлениях природы во взрослой жизни человека
Цель дошкольного экологического образования– способствовать формированию основ экологической культуры и творческого мышления у детей дошкольного возраста, а это обязывает к:
• доступной для ребёнка передачи первоначальных знаний об окружающей среде и её значении для человека;
• воспитанию любви к природе, необходимости её охраны;
• поддержанию эмоционально-действенного участия в приумножении природных богатств;
• формированию у детей экологического мышления и адекватного поведения с осознанием себя неотъемлемой частью природы
Однако, одно дошкольное учреждение без помощи семьи ничего не сможет сделать: общеизвестно, что 80 % черт характера ребенка закладывается в семье.
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу — воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного, ведь каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Наша задача — показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, конференции, так и нетрадиционные (деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон, круглый стол, дискуссии)
Всё-таки ведущей формой деятельности детей является игра, в которой ребёнок естественным образом усваивает различные сложные представления о явлениях природы Всё-таки ведущей формой деятельности детей является игра, в которой ребёнок естественным образом усваивает различные сложные представления о явлениях природы и её закономерностях. Игры способствуют углублённому переживанию детей, расширению их представлений о мире. Приведу в качестве примера игры экологического воспитания, которые используют воспитатели ДОУ с детьми в своей работе.
1. «Назови одним словом». Взрослый перечисляет лесных зверей (волк, лиса, олень, белка и т.п.), ребёнок должен сказать, что это «звери». Таким же образом происходит игра с названием деревьев, цветов, птиц и прочее.
2. «Знаешь ли ты грибы» — беря картинку гриба, дети называют гриб и уточняют съедобный он или нет.
3. «Угадай, чей голос?» — кто-нибудь за ширмой или дверью имитирует голоса животных, птиц, а дети должны угадать и назвать животное, зверя, птицу.
4. «Каркающие слова» — после того, как дети узнали ворону, задайте им вопрос, как рыбы каркают? Наводящие вопросы: рыбы живут в реках. Они бывают большие и маленькие. Предложите детям назвать рыб, где встречается слог «кар». Вопрос: «Поняли, как рыбы каркают?» (карась, карп, пескарь). Предложите ребятам вспомнить слова со слогом «кар». (картофель, Карабас, картинка, карандаш и т.п.)
5. «Кто быстрее?» — устраиваются соревнования между ребёнком и взрослым или между детьми. Даются картинки с изображениями деревьев, кустарников, ягод, зверей, птиц и прочее. Далее – задания: собрать лесную поляну, ягодную поляну, лес, лесные грибы и т.п. Кто быстрее?
6. Игра-импровизация «Обитатели космоса» — имитировать движения космонавтов в невесомости под музыку.
7. «Угадай растение» — взрослый даёт описание знакомого растения, а ребёнок должен угадать. После каждого описания желательно давать новые знания об известном растении.
Формирование экологического воспитания дошкольников происходит при наблюдениях и прогулках в парк, лес, где уместно загадывать детям загадки о птицах, зверях, грибах, ягодах, деревьях, кустарниках и т.д., читать стихи – например — вы гуляете по весеннему парку, вспомните с ребёнком какое стихотворение о весне он учил в детском саду, пусть расскажет, сравните описание природы в стихотворении с увиденным в парке. Сами почитайте стихотворение или расскажите рассказ. Самые запоминающиеся стихи о весне Тютчева «Весна», «Весенние воды», Плещеева «Весна», Аслександрова «Салют весне», Маршака «Весенняя песенка», Токмаковой «Весна», рассказы В.Бианки, М. Пришвина, М. Джалиля «Вольные ветры» (в сокращении) и прочее. Когда идёт разговор о природе, её изменениях, загадывайте детям загадки типа: «Набухают почки, появляются листочки, всюду гомон, птичья трель, это в лес пришёл… (апрель), «Это он присел на сук и стучит «тук-тук» (дятел), «На проталинке в лесу первым встретил я весну. Я мороза не боюсь, первым из земли пробьюсь» (подснежник). Отгадал ребёнок загадку, поговорите о явлении природы, изменениях погоды, о птицах, насекомых и т.д.

Интересны так же игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста познавательного и природоведческого характера:
• Игра с мячом. Ребёнок бьёт мяч и на каждое движение называет зверя (растение, птицу).
• «Растения леса. Сада, огорода» — проводятся аналогично.
• «Цепочка» — выбирается картинка с животным (птицей, деревом, цветком). Взрослый и ребёнок по цепочке называют по очереди по одному признаку данного объекта. Например, «подснежник» — цветок, белый, растёт ранней весной, любит влагу, растёт в лесу и на полянках около леса, самый первый весенний цветок.
• «Что это такое» — взрослый даёт описание объекта, а ребёнок должен угадать, что это или кто это. Например, овальное, белое, хрупкое, внутри жидкое, съедобное, его можно встретить на крестьянском дворе, из него вылупляются цыплята. Можно назвать часть признаков, если ребёнок догадался и назвал объект, то пусть дополнит признаки данного предмета сам.
• «Что будет, если…?» — здесь даются задания, связанные с охраной окружающей среды, типа: «Что будет, если в речке мыть машину? А если много машин?»
Аналогично о костре, пойманной бабочке, червяке, мусоре после обеда и прочее.
Знакомьте детей с планетами, животным и растительным миром, произведениями искусства. Систематизируйте знания ваших детей о явлениях природы, среде обитания зверей, животных, птиц, о взаимосвязях живой и неживой природы. Воспитывайте желание охранять и оберегать окружающую нас природу.

Источник: http://дошкольное образование.
Категория: Дошколенок | Добавил: ssy23 (2018-04-30) | Автор: тамара федоровна E
Просмотров: 18 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2018-05-23, 0:37 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1560]
Школьный психолог [532]
История [755]
Опыт [523]
Научная кафедра [226]
Воспитание души [251]
Мастер-класс [230]
Семья и школа [184]
Компьютер-бум [262]
Английский язык [837]
Великие открытия [25]
Университет здоровья [134]
Математика [1235]
Химия [392]
Классному руководителю [676]
Биология [601]
Думаем, размышляем, спорим [101]
Казахский язык и литература [1855]
Краеведение [98]
Начальная школа [4097]
Беседы у самовара [20]
Мировая художественная культура [44]
Новые технологии в обучении [389]
Сельская школа [79]
Профильное обучение [82]
Демократизация и школа [28]
Физика [312]
Экология [189]
Дошколенок [1658]
Особые дети [303]
Общество семи муз [61]
Школа и искусство
Уроки музыки [654]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [483]
Мой Казахстан [241]
Школьный театр [75]
Внеклассные мероприятия [1228]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [101]
ИЗО и черчение [225]
Физическая культура [562]
Немецкий язык [56]
Технология [312]
Самопознание [422]
Профессиональное образование [120]
Школьная библиотека [87]
Летний лагерь [19]
Дополнительное образование [53]
Педагогические программы [16]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru