“Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца”. К.Паустовский ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения. Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартир и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина. Сколько открытий делает ежедневно ребенок. И хотя многие его впечатления еще им не осознанны, все начинается с восхищением тем, что видит перед собой маленький человек. Чтобы проводить эту работу с детьми дошкольного возраста педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт накопленный веками. Поэтому была разработана программа по нравственно-патриотическому воспитанию «Мы вместе» для детей дошкольного возраста. Цель: « Воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста - формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность». Задачи патриотического воспитания: • формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, селу. • формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа; • формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней; • воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.) • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; • формирование бережного отношения к природе и всему живому; • воспитание уважения к труду; • развитие интереса к народным традициям и промыслам; • формирование элементарных знаний о правах человека; • расширение представлений о Родине, ее столице; • знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном; • развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины; • формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям. • Содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста: • приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм. • знакомство с семьёй, историей, членами семьи, родственниками, предками, родословной, семейными традициями; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями; • проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое; • организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно по необходимости; Воспитание и обучение представлено шестью блоками : 1. «Веселая мозайка» - аппликация, для детей 4-5 лет 2. «Ісмерлер»- изо, для детей 5-6 лет 3. «Мир, в котором мы живем»-экология, , для детей 5-6 лет 4. «Оюлар сыры» - изо, для детей 4-5 лет 5. «Истоки»-познание, для детей 6-7 лет 6. «Наш- дом природа», экология, , для детей 6-7 лет Исходя из выше изложенного наметились следующие приоритеты: 1 Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа. 2. Использование всех видов фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты народного характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. 3. Приобщение детей к народной культуре в работе по патриотическому воспитанию занимают народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. 4. Ознакомление детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством. 5. Природа - один из важнейших факторов народной педагоги. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Знакомя с природой края решаем не только природоохранные задачи, но и воспитываем любовь к каждому объекту в природе. Поэтапная работа по данному направлению патриотического воспитания реализуется по трем направлениям: 1. Работа с детьми 2. Работа с родителями 3. Методическое сопровождение. Каждое из направлений связано между собой и включает в себя: 1. Знакомство с родным городом, его историей 2. Знакомство с родным краем 3. Знакомство с наиболее значимыми историческими событиями своей страны и народа. 4. Знакомство с былинными героями и их подвигами. 5. Знакомство с государственной символикой города, республики, стран. В процессе реализации программы по работе с детьми используются: игры – занятия, игры – развлечения, праздники, художественные постановки, экскурсии, экскурсии на предприятия города, чтение художественной литературы, занятия с использованием электронных презентаций, занятия в музее детского сада и города. Формирование патриотических чувств проходит эффективно в тесной связи с семьёй. Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна. Родителям можно посоветовать и такие формы привлечения детей к общественной жизни, как прогулки и экскурсии и целью знакомства с историческими местами (близкой истории), памятниками погибшим воинам; посещение краеведческого музея, картинной галереи и т.д. Данная программа предполагает большую отдачу от самого педагога, задача которого не просто рассказать факты из жизни отдельного человека – героя и страны, а переосмыслить значимость каждого отдельного события, его роли в развитии государства, пронести через сердце и душу и вовлечь в этот процесс маленького гражданина. Педагог организует предметно-развивающую среду с учетом данной программой, ведет подборка художественной литературы, готовит презентации, посвященные памятным датам, разрабатывает конспекты игр-занятий и сценарии развлечений Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы: • “позитивный центризм” (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста); • Непрерывность и преемственность педагогического процесса; • Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов; • Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватной возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок; • Деятельностный подход; • Развивающий характер обучения, основанный на детской активности. Для реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников необходимо: • Создание благоприятных материально-технических и социальных условий; • Обновление содержания образования, отбор наиболее интересного и доступного материала с опорой на опыт и чувства детей; • Последовательная ориентация на культуросообразность образования, призванного обеспечить формирование духовного мира человека; • Тесный контакт по данной проблеме с семьей, опора на ее традиции и опыт. Принято считать, что путь воспитания любви к Отечеству выстраивается в логике “от близкого к далекому” - от любви к родителям (точнее к родному дому), к детскому саду, к улице, к городу до любви к родной стране. Критерии и показатели патриотизма: • эмоционально-чувственный (выражение сопереживания родному дому, культурному наследию, природе малой Родины); • когнитивный (наличие представления о родном доме, культурном наследии, природе малой Родины, проявление любознательности); • мотивационный (желание и стремление к познавательной и другим видам деятельности); • практический (умение заботиться о ближнем, оказывать помощь окружающим).
|