Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок

«Сюжетно - ролевая игра, как способ познания окружающей действительности».
«Сюжетно - ролевая игра, как способ познания окружающей действительности».
Винеева Наталья Алексеевна, КГКП детский сад «Балдырган».г. Караганда
Воспитатель.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что становление человеческой личности происходит в процессе развития деятельности - игровой, учебной, трудовой. Огромная роль в развитии ребёнка, принадлежит игре, как важному виду детской деятельности.
Игра для дошкольника - это способ познания окружающей действительности. Проблеме детских игр было посвящено большое количество работ педагогов, философов. То, что игра была в центре внимания учённых различных специальностей и разных направлений, не случайно. Это можно объяснить сложностью игровой деятельности и тем, что в детстве игра выполняет особую, ни чем невосполнимую роль. В игре формируются морально - волевые качества, реализуется потребность воздействия на мир. Игра - это способ усвоения общественного опыта, путь детей к познанию мира.
Детскую игру можно сравнить с огромным, светлым будущем, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искорка зажигающая огонёк пытливости и любознательности.
Сюжетно – ролевая игра возникает на грани раннего детства и дошкольного возраста. Поэтому так важно в детском коллективе создать атмосферу игровой деятельности между сверстниками и воспитателем. И в этом немаловажная роль принадлежит взрослому – он является центром всякой ситуации, в которой действует ребёнок, ещё не отделяющий свои действия от действий взрослого.
Одной из программных задач организации жизни детей трёх – четырёх лет является формирование активной личности, накопление опыта первых детских игровых объединений. Развитие умений играть рядом и вместе с другим ребёнком. В начале учебного года была проведена диагностика детей по игровой деятельности, которая показала низкий уровень игровых действий, их однообразие, ограниченность сюжета, роли представителей разнообразных профессий в них практически отсутствовали, детям было сложно придерживаться определённых правил игры. Отсюда пришли к выводу, что дети через сюжетно – ролевые игры наименьшим способом познают окружающую действительность. Был разработан план. В этот план входили такие мероприятия: как организация сюжетно – ролевых игр совместно с воспитателем, взаимодействие со старшими детьми, взаимодействия со сверстниками, работа с родителями. Цель данной работы состояла в том, что бы на основе сюжетно – ролевых игр сформировать у детей знания о реальной действительности, уверенность умению общаться в окружающем мире. В соответствии с данной целью определили следующие задачи:
1.Уточнить и расширить словарь и речевой материал в сюжетно – ролевых играх.
2.Учить детей понимать вопросы и отвечать на них, развивать диалогическую речь.
3.Развивать познавательную активность.
4.Обучать навыкам игровой деятельности.
5.Воспитывать нравственные качества: культуру общения.
Чем раньше начать работу по познанию окружающей действительности по средствам сюжетно – ролевой игры, тем больших результатов можно добиться. В работе использовались разнообразные приёмы эффективной передачи ребёнку более сложных способов построения игры, а именно: не объясняли правила, а играли совместно, выбирали позицию партнёра; помогали своевременно переходить к более сложным способам игры, используя особые её формы, и соответствующим образом развёртывали сюжет. Не угадывали желание ребёнка и его идеи, а учили его пояснять свои действия и согласовывать их с действиями партнёра по игре. Направляли взаимоотношения в группе играющих таких образом, что бы они в известной мере были сходны с воспроизводимыми отношениями взрослых людей. Поощряли каждого отдельного ребёнка, следили за тем, что бы замечания детей друг другу не носили агрессивный характер. Старались, что бы в играх с игрушками – партнёрами дети выполняли роль за себя и за игрушку. Поощряли попытки детей, которые самостоятельно подбирали атрибуты для роли.
Игровая деятельность продолжалась и дома. Старались привлечь к этой проблеме и родителей. Приглашали их на просмотр игровой деятельности детей, проводили консультации, семинары. Родители начали проявлять интерес к сюжетно – ролевым играм, предлагали свои услуги: принимали активное участие в изготовлении и оформлении сюжетно – ролевых игр. Со слов детей узнали, что во многих семьях то же появились сюжетно – ролевые игры, такие как «Семья», «Магазин», «Больница», «Автобус». Проявление такого общего интереса сплотило коллектив детей, воспитателей и родителей.
По окончанию данной работы снова была проведена диагностика которая показала, что данные мероприятия и способы построения игры вывели детей на высокий уровень общения с взрослыми, со своими сверстниками, появился интерес к сюжетно – ролевым играм, игры стали более разнообразны по сюжету, не стали ограничиваться одним сюжетом, а в игре их стало присутствовать несколько. Дети стали проявлять активность к сюжетно – ролевым играм, стали проявлять инициативу, действовать творчески. Активно стали использовать предметы – заместители, придумывать интересные замещения. В играх стали проявляться взаимоотношения девочек и мальчиков, пока девочки кормили кукол, мыли посуду, мальчики в это время строили машину, а затем приглашали покататься их вместе с куклами.
Для всех видов игр наиболее благоприятно влияют на развитие ребёнка сюжетно – ролевые игры. Самые любимые, самые нужные детям игры – это те, где дети сами ставят цели игры: построить дом, состряпать обед, пойти в магазин. В игровой деятельности реализуется потребность ребенка участвовать в жизни взрослых. Игры наполняют жизнь детей радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают бодрое настроение.
Личностно зрелые, доигравшие дошкольники пойдут в школу, научившись регулировать своё поведение, оценивать себя и контролировать свои желания.
Категория: Дошколенок | Добавил: sosiska (2011-02-25)
Просмотров: 4359 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-05-09, 4:55 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru