Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок

Ценностные приоритеты родителей дошкольников в отношении современной школы.
Ценностные приоритеты родителей дошкольников
в отношении современной школы.

Камышник Л.В., КШДС №33
Методист
Государственный стандарт дошкольного образования и современные программы по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста приоритетное значение и главную роль в формировании и развитии ребёнка, способного успешно адаптироваться в постоянно меняющемся мире, конечно же, отводят семье.
Родители закладывают основы личности ребёнка, его физического, психического, нравственного здоровья и программируют потребность ребёнка на успех во всех видах деятельности.
В ходе проходящего эксперимента «КШДС №33 – центр компетентностно – ориентированного образования и профессионально – личностного самоопределения воспитанников и обучающихся», проводимого на базе нашего комплекса, мы не раз обращались к проблеме ценностных ориентаций участников образовательного процесса в отношении функций школьного образования. Нами были проанализированы особенности ценностных ориентаций родителей дошкольников и родителей школьников. Остановимся на мнении родителей детей дошкольного возраста. Характеристика представлений именно этой группы респондентов о функциях школьного образования составляет особый интерес, поскольку они являются, по сути, потенциальными заказчиками образовательных услуг в школе и пока на собственном опыте не столкнулись с проблемами современного школьного образования.
Для выявления ценностных ориентаций родителей дошкольников в отношении функций школьного образования им было задано два традиционных вопроса, один из которых был посвящен выявлению их мнений о результатах обучения ребенка в школе, а другой – представлениям о личностной модели выпускника школы. Особый интерес в ходе анализа данных будет представлять сравнительный анализ ответов родителей дошкольников и родителей школьников на поставленные вопросы.
Обратимся к результатам ответов родителей на первый вопрос, который формулировался нами следующим образом: «Как Вы считаете, что в первую очередь должна давать ребенку школа?».
Анализ материалов опроса выявил, что наиболее значимыми для родителей дошкольников являются образовательные результаты, связанные с «формированием прочных знаний» (69,5%) и «возможностью развития своих способностей» (43,1%).
Особый интерес представляет сравнение мнений родителей дошкольников и родителей школьников относительно результатов обучения ребенка в школе (см. таблицу ).

Таблица. Мнения родителей о наиболее важных образовательных результатах обучения ребенка в школе (%)
Результаты школьного образования Родители дошкольников Родители школьников P =
Прочные знания 69,5 69,2 -
Возможность развития своих способностей 43,1 55,3 0.02
Опыт социального общения и взаимодействия 39,7 34,6 -
Воспитание позитивных личностных качеств учащихся 36,4 25,8 0.03
Необходимая подготовка для поступления в вуз 33,1 43,4 0.04
Достаточный культурный уровень 22,5 32,1 0.04
Опыт участия в общественной жизни 20,5 17,6 -
Хорошая предпрофессиональная подготовка 17,2 5,0 0.04

Как показывают приведенные в таблице данные, представления родителей дошкольников и школьников различаются несильно. Так, родители детей школьного возраста чаще склонны фиксировать важность общеразвивающих (школа должна предоставлять возможности для развития способностей ребенка, формировать достаточный культурный уровень), а также прагматических (обеспечение необходимой подготовкой для поступления в вуз) функций школьного образования, в то время как родители дошкольников значительно чаще указывают на принципиальную роль школы в личностном воспитании ребенка («воспитание позитивных личностных качеств учащихся»), а также подчеркивают важность такой утилитарной функции школьного образования, как «хорошая предпрофессиональная подготовка».
С целью конкретизации специфики требований, которые родители детей дошкольного возраста предъявляют к современному школьному образованию, в ходе опроса им задавался вопрос о том, кого, с их точки зрения, должна готовить школа. В качестве вариантов ответов родителям предлагались различные личностные модели выпускника школы.
Анализ полученных данных выявил, что подавляющее большинство родителей детей дошкольного возраста считает, что школа должна готовить «культурных, образованных людей» (88,9%), а каждый второй указал, что выпускник школы должен быть «критически мыслящим человеком, берущим на себя ответственность» (41,2%).
Весьма интересные данные были получены при сравнении ответов на данный вопрос родителей дошкольников и родителей учащихся школ
(см. таблица).
Таблица. Предпочтения родителей учеников и родителей дошкольников в отношении личностных образцов выпускников школ
Кого должна готовить школа Родители дошкольников Родители школьников р=
Культурных, образованных людей 88,9 75,6 0.001
Критически мыслящих людей, берущих на себя ответственность 41,2 42,9
-
Творческих, квалифицированных специалистов 35,9 44,2
-
Добросовестных, дисциплинированных работников 27,5 9,6 0.0001
Людей, способных создать крепкую семью 19,6 17,3 -
Надежных защитников своей страны 13,7 5,8
0.01
Людей, добивающихся в жизни своего 9,2 19,2 0.01
Людей, способных обеспечить свое благосостояние 7,2 23,7 0.0001
Романтиков и энтузиастов 6,5 6,4 -
Принципиальных людей, не идущих на компромиссы 2,6 3,8
-
Людей, тонко чувствующих прекрасное 2,0 9,0 0.004

В целом было выявлено, что если для родителей школьников более актуальными оказываются прагматически ориентированные модели личности выпускника школы (например, «человек, добивающийся в жизни своего», «человек, способный обеспечить свое благосостояние»), то для родителей дошкольников – гуманистические модели (культурный, образованный человек), а также модели, сориентированные на воспитание в ребенке дисциплины (надежный защитник своей страны, добросовестный, дисциплинированный работник).
Подводя итог, зафиксируем наиболее важные, на наш взгляд, результаты.
Исследование показало, что большинство опрошенных родителей удовлетворены содержанием и формой проводимых в детском саду занятий. Эти данные также свидетельствуют о том, что значительная часть родителей включена в процесс воспитания своего ребенка в детском саду и уже сегодня всерьёз задумывается о предстоящем будущем .

Источник: http://Литература: 1. Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан. Дошкольное воспитание и обуче
Категория: Дошколенок | Добавил: chaika (2011-10-06) | Автор: Камышник Лариса Викторовна
Просмотров: 1098 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-05-08, 4:29 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru