Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок

Статья «Развивающие игры упражнения для развития мелкой моторики рук»
Воспитатель предшкольной подготовки, ГУСО школы-лицея № 7, г.Семей
Тлеубаева Кульпан Шаймуратовна

Развивающие игры упражнения для развития мелкой моторики рук


Истоки способностей и дарований детей
находятся на кончиках пальцев…
В.А.Сухомлинский


Игры с пальчиками очень увлекательны. Они просты, эмоциональны и не требуют никаких приспособлений и специальной подготовки. В них можно играть где угодно — на прогулке, на отдыхе, в очереди к врачу, в дальней поездке. Это позволит малышам не только развлечься и отдохнуть, но и сделать первые шаги в мир знаний, расширить свой кругозор, пополнить представления об окружающем мире. Кроме того, игры с пальчиками способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелкой моторики.
Сегодня специалисты возрождают старые забавы, придумывают новые. Ведь игры с пальчиками стимулируют и ускоряют процесс речевого и ум¬ственного развития ребёнка. Об этом свидетельствуют не только знания и опыт многих поколений, но и исследования физиологов. Отечественные учё¬ные (В. М. Бехтерев, М. М. Кольцова, Л. В. Фомина и др.), которые изучали деятельность мозга, психику детей, подтверждают связь движений рук с раз¬витием умственной деятельности и речи.
Известно, что пальцы рук снабжены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему. Следовательно, движения пальцев и кистей рук способствуют не только физическому совер-шенствованию ребёнка, но и его умственному и эмоциональному развитию.
Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, даже самую тонкую, работу, с раннего воз¬раста начинайте развивать мелкую моторику.
У дошкольников чёткое, правильное произношение звуков зависит от хорошо развитого речевого слуха. Поэтому особое внимание следует уделять совершенствованию способности отличать один звук от другого. В пособии
есть игры-упражнения на развитие фонематического слуха («Жужелица», «Гуси» и др.).
Старшие дошкольники могут осваивать в играх интонационные средства выразительности: их учат регулировать высоту и силу голоса, темп речи, со-блюдать паузы и смысловое ударение (CM. игры «Котёнок», «Делаем скамей¬ку», «Ёжик», «Упрямые козы», «Цветок», «Добрая хозяюшка» и др.). Такие занятия особенно интересны детям, если в них удачно соединяются рифмо¬ванная речь и движения.
Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству. Ребёнок пробу¬ет придумывать новые образы и движения. С возрастом пальчиковые игры усложняются, дети могут разыгрывать пальчиками театральные сценки или даже целые спектакли
В заключение хотелось бы дать несколько общих рекомендаций по про-ведению занятий.
Игра должна соответствовать психомоторному и физическому уровню развития малыша. Вначале — это лёгкое тактильное общение, а постепенно игры усложняются.
Перед началом игры создайте положительный эмоциональный настрой.
Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть, интенсивно растерев ладони.
Хвалите ребёнка, внушайте уверенность в том, что у него всё получится.
Пальчиковые игры — это не только стимул для развития речи и мелкой моторики ребёнка, но и один из вариантов общения с близкими ему людь¬ми. Через прикосновения, речевое и эмоциональное воздействие в форме пальчиковой игры Вы можете помочь малышу активно развиваться, укрепить мышцы, развить речь, эмоциональную сферу и интеллектуальные способно¬сти, а также наладить более тесный контакт с окружающим миром.

Занятие № 1
Тема: "В гости к лесным зверятам".

1.Ритуал приветствия.
2.Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук:
а)"Кулачки"
Пальцы сжимаются в кулачок, и резко разжимаются.
б)"Приветствие"
Пальцы обеих рук по очереди "здороваются друг с другом" - дотрагиваются кончиками - большой с большим и так далее.
в)"Моя семья"
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - дедушка.
Этот пальчик - мама.
Этот пальчик - папа.
Этот пальчик - я –
Вот и вся моя семья.
Пальцы сжаты в кулак, и на каждую строчку стихотворения поднимается по одному пальцу.
г)"Апельсин".
Мы делили апельсин. Кулаки сжимаются и разжимаются.
Много нас, а он - один.
Эта долька для ежат. Пальцы в кулаке. Поднимается по одному пальцу на каждую строчку.
Эта долька для котят.
Эта долька для щенят.
Эта долька для утят.
Эта долька для бобра,
А для волка - кожура. Руки разводятся в сторону, ладонями вверх.
Он сердит на нас! Беда! "Грозят» указательным пальцем. На слово "беда" - кулаком.
Разбегайтесь кто куда! Пальцы передвигаются по столу, как бы "бегут".

д)Упражнения со шнурками.
Учащимся предлагаются картонные силуэты животных с дырочками, и шнурки. Дети должны как
можно быстрее вдеть во все дырочки шнурки.

е) П. - Чтобы добраться до наших животных, нам необходимо пробежаться по дорожкам.
(Детям необходимо дорисовать дорожки до конца строки).

3. Упражнение, направленное на развитие зрительной памяти.
П. - По дорожкам до наших зверят мы добежали, а теперь посмотрите какие они необычные, и постарайтесь запомнить. А затем нарисуйте то, что запомнили.

4. Рефлексия занятия.
Категория: Дошколенок | Добавил: SGK (2012-02-08) E
Просмотров: 1342 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-05-03, 2:50 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru