Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок |
Воспитатель предшкольной подготовки, ГУСО школы-лицея № 7, г.Семей Тлеубаева Кульпан Шаймуратовна Развивающие игры упражнения для развития мелкой моторики рук Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев… В.А.Сухомлинский Игры с пальчиками очень увлекательны. Они просты, эмоциональны и не требуют никаких приспособлений и специальной подготовки. В них можно играть где угодно — на прогулке, на отдыхе, в очереди к врачу, в дальней поездке. Это позволит малышам не только развлечься и отдохнуть, но и сделать первые шаги в мир знаний, расширить свой кругозор, пополнить представления об окружающем мире. Кроме того, игры с пальчиками способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелкой моторики. Сегодня специалисты возрождают старые забавы, придумывают новые. Ведь игры с пальчиками стимулируют и ускоряют процесс речевого и ум¬ственного развития ребёнка. Об этом свидетельствуют не только знания и опыт многих поколений, но и исследования физиологов. Отечественные учё¬ные (В. М. Бехтерев, М. М. Кольцова, Л. В. Фомина и др.), которые изучали деятельность мозга, психику детей, подтверждают связь движений рук с раз¬витием умственной деятельности и речи. Известно, что пальцы рук снабжены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему. Следовательно, движения пальцев и кистей рук способствуют не только физическому совер-шенствованию ребёнка, но и его умственному и эмоциональному развитию. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, даже самую тонкую, работу, с раннего воз¬раста начинайте развивать мелкую моторику. У дошкольников чёткое, правильное произношение звуков зависит от хорошо развитого речевого слуха. Поэтому особое внимание следует уделять совершенствованию способности отличать один звук от другого. В пособии есть игры-упражнения на развитие фонематического слуха («Жужелица», «Гуси» и др.). Старшие дошкольники могут осваивать в играх интонационные средства выразительности: их учат регулировать высоту и силу голоса, темп речи, со-блюдать паузы и смысловое ударение (CM. игры «Котёнок», «Делаем скамей¬ку», «Ёжик», «Упрямые козы», «Цветок», «Добрая хозяюшка» и др.). Такие занятия особенно интересны детям, если в них удачно соединяются рифмо¬ванная речь и движения. Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству. Ребёнок пробу¬ет придумывать новые образы и движения. С возрастом пальчиковые игры усложняются, дети могут разыгрывать пальчиками театральные сценки или даже целые спектакли В заключение хотелось бы дать несколько общих рекомендаций по про-ведению занятий. Игра должна соответствовать психомоторному и физическому уровню развития малыша. Вначале — это лёгкое тактильное общение, а постепенно игры усложняются. Перед началом игры создайте положительный эмоциональный настрой. Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть, интенсивно растерев ладони. Хвалите ребёнка, внушайте уверенность в том, что у него всё получится. Пальчиковые игры — это не только стимул для развития речи и мелкой моторики ребёнка, но и один из вариантов общения с близкими ему людь¬ми. Через прикосновения, речевое и эмоциональное воздействие в форме пальчиковой игры Вы можете помочь малышу активно развиваться, укрепить мышцы, развить речь, эмоциональную сферу и интеллектуальные способно¬сти, а также наладить более тесный контакт с окружающим миром. Занятие № 1 Тема: "В гости к лесным зверятам". 1.Ритуал приветствия. 2.Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук: а)"Кулачки" Пальцы сжимаются в кулачок, и резко разжимаются. б)"Приветствие" Пальцы обеих рук по очереди "здороваются друг с другом" - дотрагиваются кончиками - большой с большим и так далее. в)"Моя семья" Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - дедушка. Этот пальчик - мама. Этот пальчик - папа. Этот пальчик - я – Вот и вся моя семья. Пальцы сжаты в кулак, и на каждую строчку стихотворения поднимается по одному пальцу. г)"Апельсин". Мы делили апельсин. Кулаки сжимаются и разжимаются. Много нас, а он - один. Эта долька для ежат. Пальцы в кулаке. Поднимается по одному пальцу на каждую строчку. Эта долька для котят. Эта долька для щенят. Эта долька для утят. Эта долька для бобра, А для волка - кожура. Руки разводятся в сторону, ладонями вверх. Он сердит на нас! Беда! "Грозят» указательным пальцем. На слово "беда" - кулаком. Разбегайтесь кто куда! Пальцы передвигаются по столу, как бы "бегут". д)Упражнения со шнурками. Учащимся предлагаются картонные силуэты животных с дырочками, и шнурки. Дети должны как можно быстрее вдеть во все дырочки шнурки. е) П. - Чтобы добраться до наших животных, нам необходимо пробежаться по дорожкам. (Детям необходимо дорисовать дорожки до конца строки). 3. Упражнение, направленное на развитие зрительной памяти. П. - По дорожкам до наших зверят мы добежали, а теперь посмотрите какие они необычные, и постарайтесь запомнить. А затем нарисуйте то, что запомнили. 4. Рефлексия занятия. | |
Просмотров: 1342 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|