Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ - ИННОВАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ - ИННОВАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.
Ахтырская Е.А.
Жетысуский государственный университет им. И. Жансугурова, магистрантпо по специальности «Педагогика и психология», evgeniyasurkova8@mail.ru.

Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в системе образования. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, отношение, поведение, иной педагогический менталитет. Все это свидетельствует о развертывании инновационных процессов в системе образования.
Предпосылки и источники становления инновационных процессов в дошкольном образовании обусловлены ходом общественного развития и образовательной политики нашего государства: инновационными процессами в экономике, производстве и других сферах жизни (XX – XXI вв.), демократизацией общественной жизни, гуманизацией отношений участников образовательного процесса, творчеством субъектов взаимодействия в образовании, поисковой и т.д. [1].
Термин «инновация» появился в исследованиях культурологов XIX в и первоначально обозначал введение некоторых элементов одной культуры в другую и изучение их отношений. В начале XX в инноватика формируется как наука о нововведениях, изучающая закономерности технических нововведений в материальном производстве.Развивается она как отражение потребностей в деятельности по разработке, внедрению новых услуг, идей в основные сферы человеческой активности.
Исследования нововведений в области дошкольного образования представлены в работах К. Ангеловски, Л.Г.Богославец, В.В.Горшкова, Е.С. Заир-Бек, В.И.Загвязинского, М.В. Кларина, Е.Г.Ильина, В.Т.Кудрявцева, А.А.Майер, М.М. Поташника, С.Л. Полякова, В.А. Сластенина, Л.С. Подымовой, , Т.И. Шамовой, Н.Р. Юсуфбековой и др.
Следует отметить, что степень инновационности образования обусловлена уровнем развития общества и продиктована уровнем «неразвитости» образования. Другими словами, инновации возникают там и тогда, где и когда есть потребность в изменениях и возможность их реализации. Изучив психолого – педагогическую литературу мы выделили наиболее часто употребляемые определения инноватики: новшество, инновация, инновационный процесс, нововведение [2].
Р.Н.Юсуфбекова охарактеризовала педагогическое новшество как содержание возможных изменений, ведущих к ранее не известному состоянию, результату в области педагогической действительности, развивающих теорию и практику обучения и воспитания . В.И.Сластенин и Л.С.Подымова отметили, что инноватика как наука изучает закономерности создания, освоения и распространения новшеств; в частности изучает феномен сопротивления новшествам [5]. А.И.Пригожин дал определение понятию нововведение: целенаправленное изменение, которое вносит в определённую социальную единицу (организацию, общество, группу) новые, относительно стабильные элементы.
Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает [3].
Таким образом, надо подчеркнуть, что центральной фигурой инновационного процесса в дошкольном учреждении становится педагог, способный изменять и перестраивать свою деятельность в соответствии с потребностями и возможностями ребенка и собственными ресурсами развития. Следовательно, потенциал воспитателя - является определяющим в достижении эффективности новшеств, успех внедрения которых тесно связан с инновационным поведением субъекта - действиями, в которых проявляется личностное отношение к происходящим переменам.
Дошкольные работники осознают необходимость развития каждого ребёнка как самоценной личности. Технология проектирования – один из таких способов, позволяющих развивать творческие способности каждого ребёнка. В её основе лежит концептуальная идея доверия к природе ребёнка, опора на его поисковое поведение. Сегодня в дошкольных учреждениях широко используются и объяснительно-иллюстративные методы обучения, и методы проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление; моделирование проблемных ситуаций; экспериментирование; опытно-исследовательская деятельность; решение кроссвордов, головоломок, шарад и т.д. Однако как отмечают исследователи такой подход носит фрагментарный, эпизодический характер [4].
Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Так, в работе с детьми младшего дошкольного возраста педагог основное внимание обращает на вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога); активизацию желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом); формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты) [6].
Цель нашего эксперимента заключалась в исследовании внедрения проектного метода в деятельность дошкольного учреждения.
Эксперимент проводился на базе детского сада"Асми" г. Талдыкорган. В нем принимали участие педагогический коллектив детского сада и дети.
На первом этапе нами проводилась методическая работа с педагогами по ознакомлению их с инновационными технологиями: консультация «Проектный метод развивающего обучения дошкольников»; семинар-практикум «Особенности использования проектного метода в дошкольном учреждении». Педагогам были предложены памятки по созданию проектов.
Проекты, над которыми работали воспитатели, носили информационно-исследовательский характер. Все они были объединены в единую тему «Природа – это дом, в котором мы живём». Определяя тематику и название проектов, мы постарались охватить всё многообразие живой природы.
Выбор темы – это первый шаг воспитателя в работе над проектом. Второй шаг – это тематическое планирование по выбранной проблеме на неделю, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т.д. На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в дошкольном учреждении в целом и в группах.
I этап разработки проекта – целеполагание: воспитатель выносит проблему на обсуждение детям.
II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели.
На этом этапе воспитатель использовал модель «четырёх вопросов». Её суть в том, что воспитатель задаёт детям четыре вопроса: «Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как мы можем что-то узнать? Что узнали?»
III этап работы над проектом – его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят.
Так, например, с особым интересом работали дети над проектом «Чистый воздух нужен всем». Провели ряд экспериментов, сделали самостоятельно, с небольшой помощью воспитателя, заключения о том, что воздух есть везде, он необходим человеку. Все высказывания воспитатель фиксировал. Кроме схематической фиксации использовалась также фотосъёмка. Результаты работы были оформлены в интересный альбом.
Следует отметить и активное участие родителей в работе над проектами. Они с удовольствием помогали детям и воспитателям открывать новое, неизведанное. Проявляя свои творческие способности, родители рисовали альбомы, газеты по теме проектов, придумывали песенки, стихотворения.
Последним этапом работы над проектом являлась презентация проекта. Презентация проходила в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет.
Анализируя итоги работы над проектом, воспитатели задумались над тем, как можно изменить организацию деятельности детей, как индивидуализировать используемые формы работы для каждого ребёнка, как включать в реализацию проекта детей с особыми потребностями, какие новые формы работы можно организовать в будущем. Прежде чем приступить к работе над использованием технологии проектирования, педагогическому коллективу дошкольного учреждения так же необходимо было решить ряд проблем:
-низкий уровень осведомлённости педагогов об особенностях проектного метода;
-нежелание воспитателей отступать от сложившейся стереотипной системы занятий в детском саду;
-недостаточная оснащённость предметной среды в дошкольном учреждении для реализации творческих проектов;
-низкая мотивация родителей на активное участие в жизни детского сада.
Несмотря на то, что технология проектирования является инновационной для дошкольного учреждения и апробировалась нами только в течение одного учебного года, можно говорить о некоторых достигнутых результатах.
Дети, участвующие в проектной деятельности:
-проявляют творческую активность в познании окружающего мира;
-самостоятельны и гибки в принятии решений;
-сознательно применяют сенсорные ощущения в решении практических задач;
-осознают себя субъектом понимающим (что известно, что нет, каким образом можно узнать);
-способны общаться в детском коллективе по поводу обсуждения совместного плана действий;
Воспитатели, использующие в своей деятельности проектный метод:
-проявляют способность к самостоятельному творческому планированию всего воспитательно-образовательного процесса;
-обладают умением гибко подходить к планированию с учётом интересов и запросов детей;
-осуществляют поисковую педагогическую деятельность;
Родители, принимающие участие в проектной деятельности дошкольного учреждения:
-наладили тесный контакт не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей и детей группы;
Таким образом, технология проектирования способствует внесению новых идей в разработку содержания и методов обучения и воспитания, позволяющих эффективно гуманизировать педагогический процесс. Поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности ДОУ - основной механизм оптимизации развития системы дошкольного образования. Многими исследователями развитие ДОУ связывается с процессами целенаправленной разработки и создания, внедрения и освоения, распространения и стабилизации новшеств, обуславливающими его качественно новое состояние.
Следует отметить, что степень инновационности образования обусловлена уровнем развития общества и продиктована уровнем «неразвитости» дошкольного образования в нашей республике. Другими словами, инновации возникают там и тогда, где и когда есть потребность в изменениях и возможность их реализации.

Список литературы:

1. Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегии развития//Дошкольное воспитание. 1997. №7, 10, 12. 1998. №1, 4, 5, 10, 11. 1999. №3, 12.
2. Майер А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ: Методическое пособие. - М.:ТЦ Сфера, 2008.
3. Полонский В.М. Критерии теоретической и практической значимости исследования //Советская педагогика. 1988. №11.
4. Поташник М.М., Хомерики О.Б. Структуры инновационного процесса в образовательном учреждении// Магистр. 1994. №5.
5. Сластенин В.А. Психолого-педагогический практикум. М., 2000.
6. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. М., 2003.
Категория: Дошколенок | Добавил: Asmi (2012-03-11) | Автор: Ахтырская Евгения Александровна E
Просмотров: 3921 | Комментарии: 2 | Теги: инновации | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-05-13, 9:42 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru