Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок |
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ - ИННОВАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ. Ахтырская Е.А. Жетысуский государственный университет им. И. Жансугурова, магистрантпо по специальности «Педагогика и психология», evgeniyasurkova8@mail.ru. Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в системе образования. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, отношение, поведение, иной педагогический менталитет. Все это свидетельствует о развертывании инновационных процессов в системе образования. Предпосылки и источники становления инновационных процессов в дошкольном образовании обусловлены ходом общественного развития и образовательной политики нашего государства: инновационными процессами в экономике, производстве и других сферах жизни (XX – XXI вв.), демократизацией общественной жизни, гуманизацией отношений участников образовательного процесса, творчеством субъектов взаимодействия в образовании, поисковой и т.д. [1]. Термин «инновация» появился в исследованиях культурологов XIX в и первоначально обозначал введение некоторых элементов одной культуры в другую и изучение их отношений. В начале XX в инноватика формируется как наука о нововведениях, изучающая закономерности технических нововведений в материальном производстве.Развивается она как отражение потребностей в деятельности по разработке, внедрению новых услуг, идей в основные сферы человеческой активности. Исследования нововведений в области дошкольного образования представлены в работах К. Ангеловски, Л.Г.Богославец, В.В.Горшкова, Е.С. Заир-Бек, В.И.Загвязинского, М.В. Кларина, Е.Г.Ильина, В.Т.Кудрявцева, А.А.Майер, М.М. Поташника, С.Л. Полякова, В.А. Сластенина, Л.С. Подымовой, , Т.И. Шамовой, Н.Р. Юсуфбековой и др. Следует отметить, что степень инновационности образования обусловлена уровнем развития общества и продиктована уровнем «неразвитости» образования. Другими словами, инновации возникают там и тогда, где и когда есть потребность в изменениях и возможность их реализации. Изучив психолого – педагогическую литературу мы выделили наиболее часто употребляемые определения инноватики: новшество, инновация, инновационный процесс, нововведение [2]. Р.Н.Юсуфбекова охарактеризовала педагогическое новшество как содержание возможных изменений, ведущих к ранее не известному состоянию, результату в области педагогической действительности, развивающих теорию и практику обучения и воспитания . В.И.Сластенин и Л.С.Подымова отметили, что инноватика как наука изучает закономерности создания, освоения и распространения новшеств; в частности изучает феномен сопротивления новшествам [5]. А.И.Пригожин дал определение понятию нововведение: целенаправленное изменение, которое вносит в определённую социальную единицу (организацию, общество, группу) новые, относительно стабильные элементы. Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает [3]. Таким образом, надо подчеркнуть, что центральной фигурой инновационного процесса в дошкольном учреждении становится педагог, способный изменять и перестраивать свою деятельность в соответствии с потребностями и возможностями ребенка и собственными ресурсами развития. Следовательно, потенциал воспитателя - является определяющим в достижении эффективности новшеств, успех внедрения которых тесно связан с инновационным поведением субъекта - действиями, в которых проявляется личностное отношение к происходящим переменам. Дошкольные работники осознают необходимость развития каждого ребёнка как самоценной личности. Технология проектирования – один из таких способов, позволяющих развивать творческие способности каждого ребёнка. В её основе лежит концептуальная идея доверия к природе ребёнка, опора на его поисковое поведение. Сегодня в дошкольных учреждениях широко используются и объяснительно-иллюстративные методы обучения, и методы проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление; моделирование проблемных ситуаций; экспериментирование; опытно-исследовательская деятельность; решение кроссвордов, головоломок, шарад и т.д. Однако как отмечают исследователи такой подход носит фрагментарный, эпизодический характер [4]. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Так, в работе с детьми младшего дошкольного возраста педагог основное внимание обращает на вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога); активизацию желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом); формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты) [6]. Цель нашего эксперимента заключалась в исследовании внедрения проектного метода в деятельность дошкольного учреждения. Эксперимент проводился на базе детского сада"Асми" г. Талдыкорган. В нем принимали участие педагогический коллектив детского сада и дети. На первом этапе нами проводилась методическая работа с педагогами по ознакомлению их с инновационными технологиями: консультация «Проектный метод развивающего обучения дошкольников»; семинар-практикум «Особенности использования проектного метода в дошкольном учреждении». Педагогам были предложены памятки по созданию проектов. Проекты, над которыми работали воспитатели, носили информационно-исследовательский характер. Все они были объединены в единую тему «Природа – это дом, в котором мы живём». Определяя тематику и название проектов, мы постарались охватить всё многообразие живой природы. Выбор темы – это первый шаг воспитателя в работе над проектом. Второй шаг – это тематическое планирование по выбранной проблеме на неделю, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т.д. На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в дошкольном учреждении в целом и в группах. I этап разработки проекта – целеполагание: воспитатель выносит проблему на обсуждение детям. II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели. На этом этапе воспитатель использовал модель «четырёх вопросов». Её суть в том, что воспитатель задаёт детям четыре вопроса: «Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как мы можем что-то узнать? Что узнали?» III этап работы над проектом – его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Так, например, с особым интересом работали дети над проектом «Чистый воздух нужен всем». Провели ряд экспериментов, сделали самостоятельно, с небольшой помощью воспитателя, заключения о том, что воздух есть везде, он необходим человеку. Все высказывания воспитатель фиксировал. Кроме схематической фиксации использовалась также фотосъёмка. Результаты работы были оформлены в интересный альбом. Следует отметить и активное участие родителей в работе над проектами. Они с удовольствием помогали детям и воспитателям открывать новое, неизведанное. Проявляя свои творческие способности, родители рисовали альбомы, газеты по теме проектов, придумывали песенки, стихотворения. Последним этапом работы над проектом являлась презентация проекта. Презентация проходила в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет. Анализируя итоги работы над проектом, воспитатели задумались над тем, как можно изменить организацию деятельности детей, как индивидуализировать используемые формы работы для каждого ребёнка, как включать в реализацию проекта детей с особыми потребностями, какие новые формы работы можно организовать в будущем. Прежде чем приступить к работе над использованием технологии проектирования, педагогическому коллективу дошкольного учреждения так же необходимо было решить ряд проблем: -низкий уровень осведомлённости педагогов об особенностях проектного метода; -нежелание воспитателей отступать от сложившейся стереотипной системы занятий в детском саду; -недостаточная оснащённость предметной среды в дошкольном учреждении для реализации творческих проектов; -низкая мотивация родителей на активное участие в жизни детского сада. Несмотря на то, что технология проектирования является инновационной для дошкольного учреждения и апробировалась нами только в течение одного учебного года, можно говорить о некоторых достигнутых результатах. Дети, участвующие в проектной деятельности: -проявляют творческую активность в познании окружающего мира; -самостоятельны и гибки в принятии решений; -сознательно применяют сенсорные ощущения в решении практических задач; -осознают себя субъектом понимающим (что известно, что нет, каким образом можно узнать); -способны общаться в детском коллективе по поводу обсуждения совместного плана действий; Воспитатели, использующие в своей деятельности проектный метод: -проявляют способность к самостоятельному творческому планированию всего воспитательно-образовательного процесса; -обладают умением гибко подходить к планированию с учётом интересов и запросов детей; -осуществляют поисковую педагогическую деятельность; Родители, принимающие участие в проектной деятельности дошкольного учреждения: -наладили тесный контакт не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей и детей группы; Таким образом, технология проектирования способствует внесению новых идей в разработку содержания и методов обучения и воспитания, позволяющих эффективно гуманизировать педагогический процесс. Поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности ДОУ - основной механизм оптимизации развития системы дошкольного образования. Многими исследователями развитие ДОУ связывается с процессами целенаправленной разработки и создания, внедрения и освоения, распространения и стабилизации новшеств, обуславливающими его качественно новое состояние. Следует отметить, что степень инновационности образования обусловлена уровнем развития общества и продиктована уровнем «неразвитости» дошкольного образования в нашей республике. Другими словами, инновации возникают там и тогда, где и когда есть потребность в изменениях и возможность их реализации. Список литературы: 1. Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегии развития//Дошкольное воспитание. 1997. №7, 10, 12. 1998. №1, 4, 5, 10, 11. 1999. №3, 12. 2. Майер А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ: Методическое пособие. - М.:ТЦ Сфера, 2008. 3. Полонский В.М. Критерии теоретической и практической значимости исследования //Советская педагогика. 1988. №11. 4. Поташник М.М., Хомерики О.Б. Структуры инновационного процесса в образовательном учреждении// Магистр. 1994. №5. 5. Сластенин В.А. Психолого-педагогический практикум. М., 2000. 6. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. М., 2003. | |
Просмотров: 3921 | Комментарии: 2 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|