Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок |
Конспект познавательно-речевого занятия. Тема: «Откуда пришел хлеб». Составила: Иванова Н.И. воспитатель Аннотация Мультимедийное сопровождение в виде презентации подготовлено воспитателем КПП Ивановой Н. И. к комплексному занятию из раздела «Познание» и «Коммуникация», для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Откуда пришел хлеб». Цель: закрепление представлений детей о выращивание хлеба (зерновых культур); развитие связной речи Задачи: • расширить знания детей об истории появления хлеба, как продукта питания; • учить детей составлять рассказ на заданную тему по опорной схеме, развивать умение подбирать для рассказа самое интересное и существенное. Развивать связную речь детей; активизировать в речи детей прилагательные, учить образовывать однокоренные слова, обогащать словарь детей; упражнение в употреблении существительных Т.п., в падежном и предложном согласовании, образовании относительных прилагательных; • учить детей понимать значение и мудрость народных пословиц. • Воспитывать уважение и благодарное отношение к труду людей участвующих в выращивании и в производстве хлеба; бережное отношение к хлебу, понимание недопустимости игры с едой. Занятие подготовлено для детей 6-7 лет, с целью расширения и уточнения знаний о процессе выращивания зерновых культур, значения хлеба в жизни человека, воспитания уважения к труду взрослых, бережного отношения к хлебу. По типу - занятие обобщения и систематизации знаний. Занятие направлено на формирование и развитие коммуникативной и социально-трудовой компетенции дошкольника. В занятии используются инновационные технологии (использование ПК), для расширения информационного кругозора у дошкольников, сосредоточении и укреплении внимания на учебной задаче, а также здоровьесберегающие технологии с целью снятия психологического напряжения, активизации двигательной деятельности. В течение занятия, используются вопросы на поддержания мыслительной деятельности детей. Для решения образовательных задач включены различные дидактические упражнения. Цели: • Уточнить и закрепить представление детей о выращивание хлеба (зерновых культур); о технике, которая необходима для подготовки почвы, сбора урожая. Задачи: • расширить знания детей об истории появления хлеба, как продукта питания; • учить детей составлять рассказ на заданную тему по опорной схеме, развивать умение подбирать для рассказа самое интересное и существенное. Развивать связную речь детей; активизировать в речи детей прилагательные, учить образовывать однокоренные слова, обогащать словарь детей; упражнение в употреблении существительных Т.п., в падежном и предложном согласовании, образовании относительных прилагательных; • учить детей понимать значение и мудрость народных пословиц. • Воспитывать уважение и благодарное отношение к труду людей участвующих в выращивании и в производстве хлеба; бережное отношение к хлебу, понимание недопустимости игры с едой. Оборудование: «Чёрный ящик», хлеб ржаной и пшеничный, колосья ржи и пшеницы, початок кукурузы, метелка овса, тарелочки с зернами пшена для массажа. Ход занятия: -Ребята, сегодня к нам в класс попал загадочный черный ящик. Я только знаю, что там находится «чудо земли». Вы уже догадались, что это такое? (выслушиваются версии детей) Посмотрите, к ящику прикреплена записка: «Эти подсказки помогут вам открыть ящик: Отгадай легко и быстро: Рос сперва на воле в поле, Мягкий, пышный и душистый, летом цвел и колосился, Он и черный, он и белый, а когда обмолотили— А бывает подгорелый. Что это? Он в зерно вдруг превратился. (слайд № 2 ) Из зерна—в муку и тесто, И его сперва месили, испекли— И в магазине мы его себе купили. (слайд № 3) » Конечно это хлеб. Сегодня мы с вами поговорим о хлебе. В народе говорят «Хлеб—всему голова». Мы знаем, что хлеб имеет очень длинную историю. Как пришёл к людям, хлеб? Было это давным-давно. Как говорят учёные, более 15 тысяч лет назад. Первобытные люди ещё не умели приручать животных и выращивать растения. Постоянно бродили они по полянам и по лесам и собирали съедобные травы, корни и плоды, чтобы не умереть с голоду. И вот именно тогда человек впервые начал собирать и выращивать хлебные злаки, которые были предками наших современных ржи, пшеницы, ячменя и овса. Когда — то человек попробовал зерна, и они ему понравились. ( слайд № 4)Первобытные люди ели зерновую кашу до тех пор, пока не научились печь пресный хлеб из густой каши-теста. Эти плотные куски зерновой массы мало были похожи на наш хлеб, но именно с них началась на земле эпоха хлебопечения. (слайд № 5) Человек cтал растирать зерна камнями и так появилась мука. Затем человек научился печь из муки хлеб. Сначала хлеб был пресным, но однажды, тесто для хлеба случайно скисло. Лепёшка из него получалась особенно мягкой и вкусной — настоящий хлеб.( слайд № 6) С тех пор тесто стали заквашивать. С древнейших времён к хлебу относились по-особому. Его сравнивали с золотом, солнцем и самой жизнью, Недаром у многих народов в древности хлеб, как золото и солнце, обозначался одним символом — кругом с точкой посередине. Хлеб берегли, хлебом — солью встречали самых дорогих гостей. Раньше пекли только ржаной хлеб. Говорят: “Ржаной хлеб пшеничному родной батюшка”. ( слайд № 7) Как вы понимаете смысл этой пословицы? -Закройте глаза, вдохните аромат ржаного и пшеничного хлеба. Попробуйте их на вкус. В нашем ящике, кроме хлеба ещё лежат колоски ржи и пшеницы, метелки овса, початок кукурузы. Обратите внимание, как говорят о них: колосья ржи и пшеницы, метелка овса и проса, початок кукурузы. Что схожего в этих растениях? (ответы детей) -Как вы думаете, почему эти растения положили вместе с хлебом? (ответы детей) -Да, верно, все эти растения дают зерно и поэтому называются зерновыми культурами. .( слайд № 8) Из них тоже готовят хлеб. Основные наши кормильцы — пшеница, рожь и ячмень — имеют и особое название ЖИТО. Слово Жито народ произвел от слова ЖИТЬ. «Будет ЖИТО и жить можно!» - как вы понимаете эту поговорку. (высказывания детей) Рассмотрите. Как называются эти растения? Ответы детей. .( слайд № 9) Игра “Назови, какой, какая, какое?” Хлеб из ржи — ржаной. Хлеб из пшеницы — пшеничный. Каша из пшена — пшенная. Каша из овса — овсяная. Каша из ячменя — ячневая. Каша из кукурузы — кукурузная. Каша из гречихи — гречневая. Поле с рожью — ржаное. Поле с пшеницей — пшеничное. Поле с овсом — овсяное. Поле с ячменем — ячменное. Поле с кукурузой — кукурузное. Поле с гречихой — гречишное. Поле с просом — просяное. Беседа “Хлеб — наше богатство”. Существует такая легенда: однажды заспорили пахарь, сеятель и пекарь. Пахарь утверждал, что хлеб творит - земля. Сеятель говорил: что солнце, пекарь — огонь. Вы забыли о человеке, - сказал мудрец, - хлеб — дитя человеческое. Действительно, скольким людям нужно потрудиться, чтобы мы смогли отведать вкусного, ароматного хлеба. .( слайд № 10) Игра “Доскажи словечко” -Доскажите словечко, изменив слово «хлеб» по смыслу. Я знаю пословицу о… Мама купила пшеничный … Дети едят суп с …. Ваня пошел в магазин за …. Я не люблю есть суп без …. У меня дома нет …. А знаете ли вы, как хлеб на стол приходит? Непросто приходит хлеб на стол. Недаром говорят, что для того чтобы маленькое зернышко стало хлебом, надо три силы: Земля, Солнце, Труд. .( слайд № 11) Хлебный каравай начинается с зернышка. Хлеб — наше богатство, в него вложен труд многих людей. .( слайд № 12) Психогимнастика. Представьте себе, что вы маленькие зернышки, брошенные в землю. Лежит зернышко в земле — темно, сыро, мягко. Пригрело солнышко, прошел дождь. Зернышко набухло, лопнуло, и показался первый росток. Пробил росток землю и дотянулся к солнышку. Качается на ветру, тянется. Прошло время — росток окреп и появился колосок. Колосок из зернышка ржи какой? (Ржаной.) Из зернышка пшеницы, какой? (Пшеничный.) Хлеб — это дело тысяч и тысяч рук. Посмотрите на картины. Какой путь прошел хлебный колосок, чтобы превратиться в пышный каравай на нашем столе. 1.Весной на поля выходят машины .( слайд № 13) А путь его начинается ранней весной, когда на поля выходят машины. У человека, ведущего машину, у пахаря много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю — быстро подготовить ею для посева семян. Пословица гласит: день — год кормит. Через некоторое время на поле работают другие машины. Чтобы быстро засеять огромные поля используют сеялки. Всему начало плуг и борозда, Поскольку борозда Под вешним небом Имеет свойство Обернуться хлебом. На поле зерна прорастают, появляются всходы. (слайд №14 )Летом все поле в колосьях. .( слайд № 15) Когда приходит осень, колосья становятся золотыми. Хлеб созрел. Пришла пора собирать урожай. И снова в поле вышли машины. Это комбайны. ( слайд № 16) Кто работает на комбайне? (комбайнер) Физминутка «Колоски» Дети встают в круг и показывают то, о чем говорится в стихотворение: Вырос в поле дом Полон дом зерном Стены позолочены Ставни заколочены Ходит дом ходуном На столбе золотом. А потом на машинах везут зерно на элеватор, где зерно сушат и очищают от семян сорняков. ( слайд № 17) Дальше зерно отправляется на мукомольные заводы и мельницы( слайд № 18), а оттуда муку везут на хлебозаводы и пекарни( слайд № 19). А пекари пекут хлеб. Какие продукты ещё требуются для выпечки хлеба? (ответы детей). ( слайд № 20) Из пекарни на специальных машинах везут хлеб в магазины. - Как называется магазин, в котором продаются хлебобулочные и мучные изделия. В магазинах люди покупают на выбор хлеб и хлебобулочные изделия. ( слайд № 21) Дидактическая игра «Аукцион». -Кто больше вспомнит и назовет мучных и хлебобулочных изделий. (ответы детей). ( слайд № 22) Закончи пословицу о хлебе и труде . Кто не работает — (тот не ест.) Не трудиться — (хлеба не добиться.) Хочешь есть калачи — (не лежи на печи.) -Объясни, как ты понимаешь их смысл. Действительно: Хлеб ржаной, батон и булки не добудешь на прогулке Люди хлеб в полях лелеют Сил для хлеба не жалеют. (слайд № ) -Ребята, вспомните и расскажите по схемам, как хлеб пришел к нам на стол? (составление рассказа по опорным схемам. ( слайд № 23). Длинен и труден путь хлеба к нашему столу, поэтому нам всем очень надо бережно относиться к хлебу. Хлеб является основным продуктом питания. А как же необходимо обращаться с хлебом?(ответы детей) ( слайд № 24) -Всё верно вы сказали. - хлеб надо беречь, брать столько, сколько необходимо. - хлеб нужно обязательно доедать, старые люди говорят, что оставляя кусочек хлеба, ты оставляешь своё здоровье. - хранить хлеб, надо отдельно от других продуктов питания. - хлеб нельзя бросать на землю, на пол, если хлеб случайно роняли на пол, его поднимали и просили прощения за это. - хлеб — главное богатство нашей страны и его нужно беречь. Необходимо всегда всем помнить, что бы вырастить урожай зерновых культур, надо много трудиться, любить родную землю, ценить труд хлебороба. Воспитатель: А теперь давайте сделаем массаж рук с помощью пшена. Для того, чтобы оно поделилось с нами энергией солнца и подарило нам бодрость, солнечное настроение и здоровье. Дети подходят к столу, становятся вокруг него. На столе стоят тарелочки с пшеном. Дети вместе с воспитателем. • Берём в руку пшено, пересыпаем из руки в руку. • Расправив ладошки, надавливаем на пшено. • Взяв в руки немного пшена, трём ладошки друг о друга. Работаем аккуратно, над тарелочкой. • Взяв в обе руки немного пшена, развернув руки ладошками вверх, сжимаем ладошки в кулачки, разжимаем. 10 раз. • Взяв в одну руку немного пшена – щепотку, сыплем пшено в тарелочку. Ритуал окончания занятия. «Спасибо за занятие». Дети встают в круг, воспитатель в центре круга. Воспитатель подходит к одному из детей и благодарит его за занятие: «Спасибо, мне было приятно с тобой заниматься». Этот ребенок входит в круг и вместе с воспитателем благодарит следующего ребенка, теперь в кругу четыре человека и т.д. | |
Просмотров: 8626 | Комментарии: 4 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|