Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок

Конспект познавательно-речевого занятия. Тема: «Откуда пришел хлеб»."
Конспект
познавательно-речевого занятия.
Тема: «Откуда пришел хлеб».
Составила: Иванова Н.И.
воспитатель
Аннотация
Мультимедийное сопровождение в виде презентации подготовлено воспитателем КПП Ивановой Н. И. к комплексному занятию из раздела «Познание» и «Коммуникация», для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Откуда пришел хлеб».
Цель: закрепление представлений детей о выращивание хлеба (зерновых культур); развитие связной речи
Задачи:
• расширить знания детей об истории появления хлеба, как продукта питания;
• учить детей составлять рассказ на заданную тему по опорной схеме, развивать умение подбирать для рассказа самое интересное и существенное. Развивать связную речь детей; активизировать в речи детей прилагательные, учить образовывать однокоренные слова, обогащать словарь детей; упражнение в употреблении существительных Т.п., в падежном и предложном согласовании, образовании относительных прилагательных;
• учить детей понимать значение и мудрость народных пословиц.
• Воспитывать уважение и благодарное отношение к труду людей участвующих в выращивании и в производстве хлеба; бережное отношение к хлебу, понимание недопустимости игры с едой.
Занятие подготовлено для детей 6-7 лет, с целью расширения и уточнения знаний о процессе выращивания зерновых культур, значения хлеба в жизни человека, воспитания уважения к труду взрослых, бережного отношения к хлебу.
По типу - занятие обобщения и систематизации знаний. Занятие направлено на формирование и развитие коммуникативной и социально-трудовой компетенции дошкольника.
В занятии используются инновационные технологии (использование ПК), для расширения информационного кругозора у дошкольников, сосредоточении и укреплении внимания на учебной задаче, а также здоровьесберегающие технологии с целью снятия психологического напряжения, активизации двигательной деятельности. В течение занятия, используются вопросы на поддержания мыслительной деятельности детей. Для решения образовательных задач включены различные дидактические упражнения.
Цели: • Уточнить и закрепить представление детей о выращивание хлеба (зерновых культур); о технике, которая необходима для подготовки почвы, сбора урожая.
Задачи:
• расширить знания детей об истории появления хлеба, как продукта питания;
• учить детей составлять рассказ на заданную тему по опорной схеме, развивать умение подбирать для рассказа самое интересное и существенное. Развивать связную речь детей; активизировать в речи детей прилагательные, учить образовывать однокоренные слова, обогащать словарь детей; упражнение в употреблении существительных Т.п., в падежном и предложном согласовании, образовании относительных прилагательных;
• учить детей понимать значение и мудрость народных пословиц.
• Воспитывать уважение и благодарное отношение к труду людей участвующих в выращивании и в производстве хлеба; бережное отношение к хлебу, понимание недопустимости игры с едой.
Оборудование: «Чёрный ящик», хлеб ржаной и пшеничный, колосья ржи и пшеницы, початок кукурузы, метелка овса, тарелочки с зернами пшена для массажа.
Ход занятия:
-Ребята, сегодня к нам в класс попал загадочный черный ящик. Я только знаю, что там находится «чудо земли». Вы уже догадались, что это такое? (выслушиваются версии детей)
Посмотрите, к ящику прикреплена записка: «Эти подсказки помогут вам открыть ящик:
Отгадай легко и быстро: Рос сперва на воле в поле,
Мягкий, пышный и душистый, летом цвел и колосился,
Он и черный, он и белый, а когда обмолотили—
А бывает подгорелый. Что это? Он в зерно вдруг превратился.
(слайд № 2 ) Из зерна—в муку и тесто,
И его сперва месили, испекли—
И в магазине мы его себе купили. (слайд № 3) »
Конечно это хлеб. Сегодня мы с вами поговорим о хлебе. В народе говорят «Хлеб—всему голова».
Мы знаем, что хлеб имеет очень длинную историю. Как пришёл к людям, хлеб?
Было это давным-давно. Как говорят учёные, более 15 тысяч лет назад. Первобытные люди ещё не умели приручать животных и выращивать растения. Постоянно бродили они по полянам и по лесам и собирали съедобные травы, корни и плоды, чтобы не умереть с голоду. И вот именно тогда человек впервые начал собирать и выращивать хлебные злаки, которые были предками наших современных ржи, пшеницы, ячменя и овса. Когда — то человек попробовал зерна, и они ему понравились. ( слайд № 4)Первобытные люди ели зерновую кашу до тех пор, пока не научились печь пресный хлеб из густой каши-теста. Эти плотные куски зерновой массы мало были похожи на наш хлеб, но именно с них началась на земле эпоха хлебопечения. (слайд № 5) Человек cтал растирать зерна камнями и так появилась мука. Затем человек научился печь из муки хлеб. Сначала хлеб был пресным, но однажды, тесто для хлеба случайно скисло. Лепёшка из него получалась особенно мягкой и вкусной — настоящий хлеб.( слайд № 6) С тех пор тесто стали заквашивать.
С древнейших времён к хлебу относились по-особому. Его сравнивали с золотом, солнцем и самой жизнью, Недаром у многих народов в древности хлеб, как золото и солнце, обозначался одним символом — кругом с точкой посередине. Хлеб берегли, хлебом — солью встречали самых дорогих гостей.
Раньше пекли только ржаной хлеб. Говорят: “Ржаной хлеб пшеничному родной батюшка”. ( слайд № 7) Как вы понимаете смысл этой пословицы?
-Закройте глаза, вдохните аромат ржаного и пшеничного хлеба. Попробуйте их на вкус.
В нашем ящике, кроме хлеба ещё лежат колоски ржи и пшеницы, метелки овса, початок кукурузы.
Обратите внимание, как говорят о них: колосья ржи и пшеницы, метелка овса и проса, початок кукурузы. Что схожего в этих растениях? (ответы детей)
-Как вы думаете, почему эти растения положили вместе с хлебом? (ответы детей)
-Да, верно, все эти растения дают зерно и поэтому называются зерновыми культурами. .( слайд № 8) Из них тоже готовят хлеб. Основные наши кормильцы — пшеница, рожь и ячмень — имеют и особое название ЖИТО. Слово Жито народ произвел от слова ЖИТЬ.
«Будет ЖИТО и жить можно!» - как вы понимаете эту поговорку. (высказывания детей)
Рассмотрите. Как называются эти растения? Ответы детей. .( слайд № 9)

Игра “Назови, какой, какая, какое?”

Хлеб из ржи — ржаной.
Хлеб из пшеницы — пшеничный.
Каша из пшена — пшенная.
Каша из овса — овсяная.
Каша из ячменя — ячневая.
Каша из кукурузы — кукурузная.
Каша из гречихи — гречневая.
Поле с рожью — ржаное.
Поле с пшеницей — пшеничное.
Поле с овсом — овсяное.
Поле с ячменем — ячменное.
Поле с кукурузой — кукурузное.
Поле с гречихой — гречишное.
Поле с просом — просяное.

Беседа “Хлеб — наше богатство”.
Существует такая легенда: однажды заспорили пахарь, сеятель и пекарь. Пахарь утверждал, что хлеб творит - земля. Сеятель говорил: что солнце, пекарь — огонь. Вы забыли о человеке, - сказал мудрец, - хлеб — дитя человеческое. Действительно, скольким людям нужно потрудиться, чтобы мы смогли отведать вкусного, ароматного хлеба. .( слайд № 10)
Игра “Доскажи словечко”
-Доскажите словечко, изменив слово «хлеб» по смыслу.

Я знаю пословицу о…
Мама купила пшеничный …
Дети едят суп с ….
Ваня пошел в магазин за ….
Я не люблю есть суп без ….
У меня дома нет ….

А знаете ли вы, как хлеб на стол приходит? Непросто приходит хлеб на стол. Недаром говорят, что для того чтобы маленькое зернышко стало хлебом, надо три силы: Земля, Солнце, Труд. .( слайд № 11) Хлебный каравай начинается с зернышка. Хлеб — наше богатство, в него вложен труд многих людей. .( слайд № 12)
Психогимнастика. Представьте себе, что вы маленькие зернышки, брошенные в землю. Лежит зернышко в земле — темно, сыро, мягко. Пригрело солнышко, прошел дождь. Зернышко набухло, лопнуло, и показался первый росток. Пробил росток землю и дотянулся к солнышку. Качается на ветру, тянется. Прошло время — росток окреп и появился колосок. Колосок из зернышка ржи какой? (Ржаной.) Из зернышка пшеницы, какой? (Пшеничный.)
Хлеб — это дело тысяч и тысяч рук. Посмотрите на картины. Какой путь прошел хлебный колосок, чтобы превратиться в пышный каравай на нашем столе.
1.Весной на поля выходят машины .( слайд № 13)
А путь его начинается ранней весной, когда на поля выходят машины. У человека, ведущего машину, у пахаря много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю — быстро подготовить ею для посева семян. Пословица гласит: день — год кормит. Через некоторое время на поле работают другие машины. Чтобы быстро засеять огромные поля используют сеялки.
Всему начало плуг и борозда,
Поскольку борозда
Под вешним небом
Имеет свойство
Обернуться хлебом.
На поле зерна прорастают, появляются всходы. (слайд №14 )Летом все поле в колосьях. .( слайд № 15)

Когда приходит осень, колосья становятся золотыми. Хлеб созрел. Пришла пора собирать урожай. И снова в поле вышли машины. Это комбайны. ( слайд № 16) Кто работает на комбайне? (комбайнер)
Физминутка «Колоски» Дети встают в круг и показывают то, о чем говорится в стихотворение:
Вырос в поле дом
Полон дом зерном
Стены позолочены
Ставни заколочены
Ходит дом ходуном
На столбе золотом.

А потом на машинах везут зерно на элеватор, где зерно сушат и очищают от семян сорняков. ( слайд № 17)
Дальше зерно отправляется на мукомольные заводы и мельницы( слайд № 18), а оттуда муку везут на хлебозаводы и пекарни( слайд № 19). А пекари пекут хлеб. Какие продукты ещё требуются для выпечки хлеба? (ответы детей). ( слайд № 20) Из пекарни на специальных машинах везут хлеб в магазины. - Как называется магазин, в котором продаются хлебобулочные и мучные изделия. В магазинах люди покупают на выбор хлеб и хлебобулочные изделия. ( слайд № 21)
Дидактическая игра «Аукцион».
-Кто больше вспомнит и назовет мучных и хлебобулочных изделий. (ответы детей). ( слайд № 22) Закончи пословицу о хлебе и труде .
Кто не работает — (тот не ест.)
Не трудиться — (хлеба не добиться.)
Хочешь есть калачи — (не лежи на печи.)
-Объясни, как ты понимаешь их смысл.
Действительно:
Хлеб ржаной, батон и булки
не добудешь на прогулке
Люди хлеб в полях лелеют
Сил для хлеба не жалеют. (слайд № )
-Ребята, вспомните и расскажите по схемам, как хлеб пришел к нам на стол? (составление рассказа по опорным схемам. ( слайд № 23).
Длинен и труден путь хлеба к нашему столу, поэтому нам всем очень надо бережно относиться к хлебу.
Хлеб является основным продуктом питания. А как же необходимо обращаться с хлебом?(ответы детей) ( слайд № 24)
-Всё верно вы сказали.
- хлеб надо беречь, брать столько, сколько необходимо.
- хлеб нужно обязательно доедать, старые люди говорят, что оставляя кусочек хлеба, ты оставляешь своё здоровье.
- хранить хлеб, надо отдельно от других продуктов питания.
- хлеб нельзя бросать на землю, на пол, если хлеб случайно роняли на пол, его поднимали и просили прощения за это.
- хлеб — главное богатство нашей страны и его нужно беречь.
Необходимо всегда всем помнить, что бы вырастить урожай зерновых культур, надо много трудиться, любить родную землю, ценить труд хлебороба.
Воспитатель: А теперь давайте сделаем массаж рук с помощью пшена. Для того, чтобы оно поделилось с нами энергией солнца и подарило нам бодрость, солнечное настроение и здоровье.
Дети подходят к столу, становятся вокруг него. На столе стоят тарелочки с пшеном. Дети вместе с воспитателем.
• Берём в руку пшено, пересыпаем из руки в руку.
• Расправив ладошки, надавливаем на пшено.
• Взяв в руки немного пшена, трём ладошки друг о друга. Работаем аккуратно, над тарелочкой.
• Взяв в обе руки немного пшена, развернув руки ладошками вверх, сжимаем ладошки в кулачки, разжимаем. 10 раз.
• Взяв в одну руку немного пшена – щепотку, сыплем пшено в тарелочку.
Ритуал окончания занятия. «Спасибо за занятие».
Дети встают в круг, воспитатель в центре круга. Воспитатель подходит к одному из детей и благодарит его за занятие: «Спасибо, мне было приятно с тобой заниматься». Этот ребенок входит в круг и вместе с воспитателем благодарит следующего ребенка, теперь в кругу четыре человека и т.д.
Категория: Дошколенок | Добавил: natalilerik (2012-04-17) | Автор: Иванова Наталия Ивановна E
Просмотров: 8626 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2024-04-28, 8:21 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru