Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок |
Цель: уточнить знание детей о последовательности весенних изменений в природе (увеличение продолжительности дня, повышение температуры воздуха, рост и цветение растений, изменение в жизни животных, появление насекомых, прилет перелетных птиц), учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образом жизни животных; познакомить детей с природными особенностями весенних месяцев; приобщить детей к русской национальной культуре; развивать у детей способность наблюдать, строить предположения, делать выводы, воспитывать чувство симпатии к родной природе. Материалы к занятию: иллюстрации с изображением природы весной, аудиозаписи пения птиц, мелодии П.И.Чайковского, Вивальди «Времена года» Ход занятия Дети свободно входят в зал и поют песню «Кулик-весна» Кулик-весна! На чем пришла? На кнутике,на хомутике Покинь сани, возьми воз! Мы поедем под Ростов Весне поклониться Из родничка напиться Воспитатель: Весна! Благодатная, долгожданная! Много песен, стихов, поговорок сложено в народе об этом времени года. Стихотворение: -Ф.Тютчев «Весна» Воспитатель: Ребята! Какие птицы возвращаются первыми из теплых краев? Дети: Грачи! Воспитатель: Правильно, с их прилетом наступает весна. Назовите весенние месяцы. (дети называют на нем. и каз.языках) Воспитатель: В народе весна делится на весну света (март-протальник), весну воды (апрель-снегогон), и весну зеленой травы (май-травень) Воспитатель: Март-первый месяц весны. Какие изменения в природе происходят в марте? Дети: В марте ночи становятся короче, дни длиннее. От солнечного тепла снег темнеет, становится рыхлым, появляются проталины- там, где снег уже растаял, появляются черные полоски земли. По вечерам и утром еще холодно, дует холодный ветер, бывают метели. Погода очень изменчивая. С крыш свисают сосульки. Прилетают грачи. Пословицы (дети): «Грач на дворе-весна на горе», «Грач зиму расклевал» Воспитатель: По старинным русским обычаям пели веснянки, песни, которыми зазывали весну, перелетных птиц. В сельских избах пекли специальные хлебцы в форме птиц, которые обычно называли «куликами», «жаворонками». С ними выходили на улицу, залезали на крыши домов и оттуда закликали весну. Давайте и мы весну зазывать: Жаворонки, жаворонки Дайте нам лето А мы вам зиму! Жаворонки, жаворонки Прилетайте к нам! Тут киселю толкут, Тут блины пекут! Воспитатель: Какие добрые слова о весне вы знаете? Дети: Весна, весна красная! Приди весна с радостью С великой милостью Со льном высоким С корнем глубоким С хлебами обильными Появляется ласточка Воспитатель Ласточка, ласточка Милая ласточка Где ты была? Ты с чем пришла? Ласточка За морем бывала Весну добывала, Несу, несу весну-красну! И игру вам принесла Воспитатель: Ну давайте поиграем! Ласточка: Нет, сначала посчитаемся (ласточка ведет счет, дотрагиваясь до детей) Дети (хором): Тили-тели Птички пели Взвились-к лесу полетели Стали птички гнезда вить Кто не вьет, тому водить Р/Н Игра «Ловля птиц на лету» (детям надевают на голову шапочки с изображением птиц. В кругу Ловилка) Дети: Мы птички-невелички, Любим по небу летать, Ты попробуй нас догнать (Ловилка догоняет птиц и старается дотронуться до них. Осаленный выбывает из игры) Воспитатель: Апрель- второй месяц весны, издавна в народе говорят «Апрель-водолей» Дети (поочередно) Вода с гор потекла—весну принесла! Апрельские ручьи всех будят! Апрель всех напоит! Воспитатель: А какие изменения происходят в природе в апреле месяце. Дети: Бурно тает снег, бегут ручьи. В конце апреля на реках и озерах трескается лед, начинается ледоход. Ночи еще холодные. Набухают почки, появляются первые цветы-подснежники, зацветает ива. Вылезает из берлоги медведь, выводит медвежат. Люди готовятся к встрече птиц-строят скворечники. Прилетают скворцы, жаворонки, свиристели. Оживают муравейники, вылетают бабочки и пчелы. Р/Н игра «Бабочка» : (ребенок берет бабочку и говорит «Сидела бабочка на розе, перелетела на астру». Затем бежит по залу, передает бабочку другому играющему. Следующий говорит например так: «Сидела бабочка на астре, перелетела на ромашку». Каждый участник должен сказать название цветка, лугового или садового. Повторяться нельзя.) Воспитатель: Да, в апреле пробуждается природа, прольются первые весенние дождички. Дождик, дождик, поливай! Будет славный урожай! Будет славная малина, И рябина, и калина, И веселый хоровод Красных девиц у ворот. Воспитатель : Издавна на Руси любили водить хороводы. Гармошка заиграет, глаза засияют, щеки запылают и красны девицы, взявшись за руки пели звонкие песни, показывая свою красу, наряды. Давайте и мы, девочки, этот хоровод заведем. (девочки, встав в круг, поют русскую народную песню «Во поле береза стояла») Воспитатель : А парни мерились силой, показывая свою удаль и ловкость (звучит песня С.Намина «Богатырская сила», мальчики играют в игру «Столкни с бревна») Воспитатель : Май-третий месяц весны, весны-зеленой травы. Назовите изменения природы в мае. Дети : Снег полностью растаял. Вода испаряется, образуются облака, гремят первые грозы. На деревьях распускаются листочки, цветут ландыши, черемуха, сирень. Прилетают перелетные птицы. Воспитатель : В леса шумно от птичьего многоголосья (звучит запись голосов птиц). Что делают люди в мае? Дети : Люди работают в садах, огородах, в поле. Стихотворение : Солнышко, солнышко Красное ведрышко. Высоко взойди, Далеко посвети: На темные лесочки, На сырые борочки, На речку на поля, На синие моря, На зеленый огород И на весь чесной народ Проводится игра «Трактор» Тара, тара, та-ра-ра Из колхозного двора Выезжают трактора. Будем землю поохать, Будем рожь засевать, Будем хлеб молотить, Малых детушек кормить (Дети стоят по кругу друг за другом с «рулем» в руках. На текст первых трех строк, дети двигаются дробным, топающим шагом. С окончанием третей строки, дети разворачиваются на дробном шаге лицом к центру и далее, без остановок, продолжают движение дробного шага на месте , выделяя ударные слова и слоги более сильным притопом.) Воспитатель : предлагаю вспомнить отрывок из мультфильма «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». А теперь мы поиграем в эту р/н игру. Дети : Гори, гори ясно, Чтобы не погасло Глянь на небо Птички летят, Колокольчики звенят! (Дети последней пары бегут вдоль колонны, один справа другой слева). Тот кто добежит первым до водящего, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший «горит», т.е. водит. Воспитатель : И рада бы весна на Руси вековать, да кончится май, начнется лето. А о лете мы поговорим в следующий раз. | |
Просмотров: 6154 | Комментарии: 2 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|