Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок

Дидактические игры. Виды, правила организации.
Детские игры – явление не однородное. Даже взгляд непрофессионала заметит, насколько разнообразны игры по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу. Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра.

Значение

В дидактической игре ребёнок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Велико значение дидактической игры для умственного воспитания детей. Сенсорное развитие ребёнка происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли в слове.
Увлекательные дид.игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия приносит им удовлетворение. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию.
Решение дид.задач всегда служит и упражнением воли. Выполнение правил игры требует от детей выдержки, самообладания, дисциплинированности.

Содержание

Дидактическая игра опирается на знания, уже имеющиеся у детей. Некоторые д.игры имеют сюжет. Так, в игре «Магазин игрушек» есть продавец и покупатель, но присутствие сюжета и роли в игре не обязательно, но в этих играх содержание черпается из представлений детей об окружающем и связано с задачами воспитания ( «Отгадай загадку»). Иногда в бессюжетные игры вводится образ (Петрушка или другой сказочный персонаж). То, что игровую задачу ставит перед детьми не воспитатель, а кукла, очень повышает умственную активность малышей, заставляет работать воображение.

Виды

• Игры с предметами
• Настольные печатные игры
• Словесные игры

1. Игры с предметами наиболее доступны детям, они основаны на непосредственном восприятии, соответствует стремлению ребёнка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними. Играть в эти игры ребёнок начинает в раннем возрасте, и играет в них на протяжении всего дошкольного возраста.
В младшем дошкольном возрасте многие игры с игрушками сопровождаются движениями, что соответствует особенностям восприятия и мышления ребёнка.(Бегают с цветными флажками, прокатывают цветные шарики, ходят по комнате, разыскивая игрушки определённого цвета)
2. Настольные печатные игры, так же как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям даётся не сам предмет, а его изображение. Содержание настольно-печатных игр разнообразно ( знакомят с посудой, мебелью, с животными, птицами, овощами, фруктами, их качествами и свойствами). Другие уточняют представления о сезонных явлениях природы ( лото «Времена года»), о различных профессиях ( «Кому что нужно для работы»). Настольно-печатная игра хороша в том случае, когда она требует самостоятельной умственной работы.
3. Словесные игры наиболее сложны; они связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребёнка т.к. в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения.
Словесные игры проводятся преимущественно в старших группах и очень важны для подготовки детей к школе, т.к. требуют, и следовательно, развивают умение внимательно слушать, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и чётко формулировать свои мысли, применять знания.

Организация дидактических игр, правила игры.

Дидактические игры организуются по плану в часы занятий, в часы, отведённые для игр, в распоряжении детей даётся разнообразный материал, с которым они могут играть по своему желанию индивидуально, небольшими группами, а иногда и всем коллективом. Наблюдения за самостоятельными играми детей дают возможность выявить их знания, уровень их умственного развития, особенности поведения. Это подсказывает воспитателю, какие игры полезны ребёнку, в чём он силён, в чём отстаёт
Важно во время игры поддерживать у ребёнка увлечённость игровой задачей. Для этого воспитатель должен стать как бы участником игры, мотивируя свои требования и замечаниями её задачами и правилами.
В игре неуместны требования, не связанные с её задачей и правилами. (в игре «Наоборот» не нужно требовать полного ответа).
Дидактические игры кратковременны, и важно, чтобы всё это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче
В каждой игре свои правила. Особой точности требуют правила словесных игр, т.к. их выполнение не контролируется материалом. Во многих играх правила указывают, что должны делать играющие и что им запрещается. Воспитательное значение правил велико, если они выполняются сознательно, если, руководствуясь ими, ребёнок управляет своим поведением. Поэтому необходимо объяснять правила, создавать к ним интерес до начала игры. Если правила понятны и интересны детям, они сами строго следят за их выполнением, контролируют действия товарищей. И малышам важно понять правила заранее, хотя усваивают они их постепенно, когда хорошо понимают смысл игры, её правила.
Игровые зачины – весёлый, шуточный способ выбора водящего, средство самостоятельной организации детей в игре. Одно дело, если водящего назначит воспитатель, другое – если его выберут с помощью считалки. Никому не обидно, все признают справедливость такого решения.
Ошибочно было бы думать, что в дидактической игре нет места детскому творчеству. В играх с фиксированными правилами дети проявляют творчество, придумывая новые варианты, используя новый игровой материал, соединяя несколько игр в одну.

1.Развитие игровой деятельности дошкольников. А.В.Калиниченко, Ю.В.Микляев, В.Н.Сидоренко, ООО «Издательство «Айрис-пресс»
2. Воспитателю о детской игре. Д.В. Менджерицкая. Москва Просвящение.1
Категория: Дошколенок | Добавил: lilu (2012-10-03) | Автор: Наталья Лубинская
Просмотров: 2213 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-05-06, 3:28 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru