Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети

Статья. Использование игровой технологии на уроках казахского языка
Автор: Макулбаева Н.Д.,
учитель казахского языка
КГУ «Вспомогательная школа-интернат» г.Семей

Универсально эффективных и неэффективных технологий не существует. Все технологии имеют свои сильные и слабые стороны, и поэтому в зависимости от целей, условий и времени я их стараюсь сочетать. Например, работая по модульной технологии Жанпеисовой я использую и игровую технологию Тихомирова, и разноуровневую технологию Воронковой-Караева, и американскую технологию по развитию критического мышления через чтение и письмо. Игровая технология является одним из эффективных приемов обучения казахскому языку и находит все более широкое применение, как на уроке, так и во внеклассной работе. Игра заставляет учеников волноваться и переживать, а это позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным. А интерес является стимулом к овладению языком. Игра всегда предполагает принятие решения: как поступить, что сказать, как выиграть. Это обостряет мыслительную деятельность учащихся. Игра, говорил Л.С.Выготский, ведет за собой развитие. Развивающее значение игры заложено в самой природе. Игра – это эмоции, а там, где эмоции там активность, внимание и мышление. Игры при изучении казахского языка используются во всех классах, но характер материала и задачи меняются от класса к классу.
Игры и игровые моменты применяются на уроке не только при ознакомлении и закреплении лексического и грамматического материала, но и как одна из форм контроля. Являясь наглядным смотром сил, он «маскирует» свою контролирующую сущность. Языковые игры можно разделить на:
1. Лексические игры.
2. Грамматические игры.
3. Фонетические игры.
4. Игры для обучения чтению.
5. Игры для обучения аудированию.
6. Смешанные игры.
7. Коммуникативные игры.
8. Развивающие игры.
Использование игры в младших классах помогает в той или иной ситуации снять ряд трудностей, связанных с речевым недоразвитием умственно-отсталых детей, с недостатками мыслительной деятельности. Мыслительные операции, которые осуществляются учениками вспомогательной школы, должны быть дозированы. В противном случае игра становится для него утомительной, либо вообще недоступной. Как известно, обучающие игры на уроках и внеклассных занятиях способствуют выполнению важных методических задач:
- созданию психологической готовности детей к речевому общению
- обеспечению естественной необходимости многократного повторения
- тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта.
Игра является одним из эффективных приемов стимулирования интереса учащихся к казахскому языку. Я ищу такие подходы, методы обучения казахскому языку, которые бы сделали урок качественным, эффективным, и в то же время привлекательным и интересным.
Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование ролевых игр. Ролевые игры я использую в основном в среднем звене и в старших классах. Они играют особую роль в закреплении навыков и умений, способствуют развитию интереса к казахскому языку, позволяют учащимся чувствовать себя раскованно, непринужденно, проявить творчество и фантазию при исполнении роли.
Игра дает возможность робким, неуверенным в себе ученикам говорить, и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В обычной игре ученики-лидеры захватывают инициативу, а в ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным участником речевого общения.
Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов школьников, способствуют осознанному освоению казахского языка. После изучения блока «Туған жерім» («Родная земля») можно провести игру «Гид и туристы». После изучения блока «Семья» можно провести игру «Именины». Вот где нужны и можно будет использовать изученные диалоги и монологи. Ролевые игры требуют большой подготовительной работы учителя и желающих участвовать в ролевых играх много. В ролевых играх учащиеся осваивают язык, учатся передавать характер персонажа, учатся выступать перед аудиторией, и самое главное, вызывает интерес к казахскому языку, появляется мотивация к освоению языка.

Литература

1. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. «Дидактические игры» М., 1991г.
2. Морозов Н.Г. «Формирование познавательного интереса у аномальных детей» М., 1969г.
3. Учительская газета «Игра, как наука» 2005г.
4. Казахский язык и литература. Журнал 2007г.
Категория: Особые дети | Добавил: scorpi (2015-01-30) | Автор: Макулбаева Нурзия Долдановна
Просмотров: 408 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-09, 12:40 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1475]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1140]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3910]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [281]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru