Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети

Статья. Использование игровой технологии на уроках казахского языка
Автор: Макулбаева Н.Д.,
учитель казахского языка
КГУ «Вспомогательная школа-интернат» г.Семей

Универсально эффективных и неэффективных технологий не существует. Все технологии имеют свои сильные и слабые стороны, и поэтому в зависимости от целей, условий и времени я их стараюсь сочетать. Например, работая по модульной технологии Жанпеисовой я использую и игровую технологию Тихомирова, и разноуровневую технологию Воронковой-Караева, и американскую технологию по развитию критического мышления через чтение и письмо. Игровая технология является одним из эффективных приемов обучения казахскому языку и находит все более широкое применение, как на уроке, так и во внеклассной работе. Игра заставляет учеников волноваться и переживать, а это позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным. А интерес является стимулом к овладению языком. Игра всегда предполагает принятие решения: как поступить, что сказать, как выиграть. Это обостряет мыслительную деятельность учащихся. Игра, говорил Л.С.Выготский, ведет за собой развитие. Развивающее значение игры заложено в самой природе. Игра – это эмоции, а там, где эмоции там активность, внимание и мышление. Игры при изучении казахского языка используются во всех классах, но характер материала и задачи меняются от класса к классу.
Игры и игровые моменты применяются на уроке не только при ознакомлении и закреплении лексического и грамматического материала, но и как одна из форм контроля. Являясь наглядным смотром сил, он «маскирует» свою контролирующую сущность. Языковые игры можно разделить на:
1. Лексические игры.
2. Грамматические игры.
3. Фонетические игры.
4. Игры для обучения чтению.
5. Игры для обучения аудированию.
6. Смешанные игры.
7. Коммуникативные игры.
8. Развивающие игры.
Использование игры в младших классах помогает в той или иной ситуации снять ряд трудностей, связанных с речевым недоразвитием умственно-отсталых детей, с недостатками мыслительной деятельности. Мыслительные операции, которые осуществляются учениками вспомогательной школы, должны быть дозированы. В противном случае игра становится для него утомительной, либо вообще недоступной. Как известно, обучающие игры на уроках и внеклассных занятиях способствуют выполнению важных методических задач:
- созданию психологической готовности детей к речевому общению
- обеспечению естественной необходимости многократного повторения
- тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта.
Игра является одним из эффективных приемов стимулирования интереса учащихся к казахскому языку. Я ищу такие подходы, методы обучения казахскому языку, которые бы сделали урок качественным, эффективным, и в то же время привлекательным и интересным.
Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование ролевых игр. Ролевые игры я использую в основном в среднем звене и в старших классах. Они играют особую роль в закреплении навыков и умений, способствуют развитию интереса к казахскому языку, позволяют учащимся чувствовать себя раскованно, непринужденно, проявить творчество и фантазию при исполнении роли.
Игра дает возможность робким, неуверенным в себе ученикам говорить, и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В обычной игре ученики-лидеры захватывают инициативу, а в ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным участником речевого общения.
Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов школьников, способствуют осознанному освоению казахского языка. После изучения блока «Туған жерім» («Родная земля») можно провести игру «Гид и туристы». После изучения блока «Семья» можно провести игру «Именины». Вот где нужны и можно будет использовать изученные диалоги и монологи. Ролевые игры требуют большой подготовительной работы учителя и желающих участвовать в ролевых играх много. В ролевых играх учащиеся осваивают язык, учатся передавать характер персонажа, учатся выступать перед аудиторией, и самое главное, вызывает интерес к казахскому языку, появляется мотивация к освоению языка.

Литература

1. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. «Дидактические игры» М., 1991г.
2. Морозов Н.Г. «Формирование познавательного интереса у аномальных детей» М., 1969г.
3. Учительская газета «Игра, как наука» 2005г.
4. Казахский язык и литература. Журнал 2007г.
Категория: Особые дети | Добавил: scorpi (2015-01-30) | Автор: Макулбаева Нурзия Долдановна
Просмотров: 1273 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-26, 7:27 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru