Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети

Из опытa рaботы дефектологa
Из опытa рaботы дефектологa ДОУ с детьми с нaрушениями интеллектa.
Темa: Значение теaтрaлизовaнной игры в коррекционном обучении детей с ограниченными возможностями.
Всем известно, что главным спутником в жизни ребёнка является его любимая игрушка. А если вдруг она «оживает», начинает говорить, двигаться, петь и танцевать, то вызывает огромный восторг в душе ребёнка. В нашем детском саду коррекционного типа воспитываются дети с разными диагнозами психического, физического и речевого нарушения.
У умственно отсталых детей с тяжёлыми нарушениями речи мы наблюдаем аутистические черты поведения – боязнь всего нового, негативизм, агрессия, отказ от визуального контакта. При восприятии обращённой речи дети с нарушением развития ориентируются на знакомую ситуацию, интонацию и мимику взрослого. Наши дети, склонные к тормозным процессам, проявляют в игре робость, скованность, быструю утомляемость; детям с повышенной возбудимостью не хватает внимания, сосредоточенности. Дети с интеллектуальной недостаточностью имеют низкую потребность в речевом общении, равнодушие, негативное отношение к занятиям. С учётом этих особенностей мы устанавливаем с детьми эмоциональный личностный контакт, формируем интерес к речевой деятельности. Театр как один из самых доступных и понятных детям видов искусства способствует повышению эмоционального развития, общей культуры ребёнка. Театрализованная игра - важнейшее средство развития у детей эмпатии, то есть способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации. Для этого я использую различные потешки, стихотворные тексты, сопровождаемые выполнение движений совместно с дефектологом («Ладушки – ладушки», «Прилетели гуси» и т. д.). Выразительность музыки во многом подобна выразительности речи. Опыт работы показывает, что включение музыкальных упражнений в структуру занятий, логоритмика повышает мотивацию, интерес ребёнка, воздействует на его эмоциональную сферу. В систему коррекционной работы с детьми, я включаю игры и игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность. И, как показывают, практические наблюдения, особая роль в этом принадлежит театрализованным играм. Театрализованная игра - это разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы). Театрализованные игры имеют готовый сюжет, а значит деятельность ребёнка во многом предопределена текстом произведения. Участвуя в них, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных.
Исходя из особенностей психического развития наших детей (с ограниченными возможностями) все театрализованные игры я строю на материале сказок. Тематика театрализованных игр может быть очень разнообразной. Если я беру сказки о животных, то сначала знакомлю детей с повадками животных, учу подражать голосам, движениям. Например: медведь ходит неуклюже, рычит грубым голосом, или, знакомя со сказками о насекомых, учу подражать им (бабочка лёгкая, изящная, легко машет крылышками).
Например: через игру: «Репка» воспитываем чувство коллективизма, дружбы. Вместе можно сделать всё, а одному это не под силу. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыш добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты. Поскольку положительные качества дефектолог в процессе игры поощряет, а отрицательные осуждает, дети хотят подрожать добрым, честным персонажам.

Театрализованную игру я в работе использую в любых видах деятельности, на любых занятиях, так же я провожу плановые занятия по обучению игре, т. к. наши дети не имеют жизненного опыта, кругозор беден, опыт об окружающей действительности скуден. Занятия, включающие театрализованную игру, выполняют одновременно воспитательные, познавательные и развивающие функции.



При организации игр я использую: пальчиковый театр, настольный театр, театр на прищепках, перчаточный театр, театр ложек, театр на конусах, фланелеграф (особенно на начальных этапах). Картинки иллюстрируют сказку, рассказ.. Особенно много сценок можно разыграть с куклами бибабо.
Содержание театрализованных игр включает в себя: просмотр кукольных сценок, театрализованные игры, разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок, упражнения по формированию выразительности исполнения песенного, танцевального творчества, упражнения по социально- эмоциональному развитию детей. Я строю занятия по такой схеме: введение в тему, создание эмоционального настроения; театрализовaнная игра (обыгрывание сказок); действия с кукольными персонажами; непосредственные действия детей по ролям; музыкальное исполнение знакомых песенок, их инсценирование, напевание. Для наших детей (с ограниченными возможностями), театрализованное представление – это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты.

Хлопинa Еленa Михaйловнa,
дефектолог,
ГККП «Детский сaд №39 городa Пaвлодaр коррекционного типa для детей с нaрушениями интеллектa»,
город Пaвлодaр, Кaзaхстaн
Категория: Особые дети | Добавил: zuyevi (2015-04-17) | Автор: Хлопинa Еленa Михaйловнa E
Просмотров: 873 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-26, 7:13 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru