Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети

Волшебный мир кукол
«Волшебный мир кукол»
(в помощь воспитателю коррекционной школы)
Детство – это важнейшая часть жизни. В детстве человек получает первый опыт общения, учиться жить и работать с другими людьми, познает законы жизни.
Дети, с которыми нам приходиться работать во вспомогательной школе для детей с нарушением интеллекта - особенные. Часто не очень понятно, где заканчивается дурной характер и начинается болезнь. Наблюдаю за вновь прибывшими детьми. Один стоит в стороне и смотрит в пол. На все уговоры в ответ: «Не хочу. Не буду». А этот мальчик очень взволнован, лихорадочно грызет ногти, теряя над собой контроль, сосет по-младенчески палец. Девочка охотно отвечает на вопросы, громко смеется, но через каждые десять минут бегает в туалет. Следующий, стоит и ворчит что-то , на вопросы детей агрессивно замахивается или отворачивается. А так сказать «старожилы класса», настороженно смотрят на новеньких.
Встает вопрос: как сделать, чтобы жизнь в школе-интернат для детей стала интересной, а досуг насыщенным и плодотворным? Какие формы использовать, чтобы заполнить свободные минутки и помочь влиться в детский коллектив, преодолеть свои «особенности»? Необходимо было найти общее объединяющее дело. Если дети будут вкладывать в него свой труд, фантазию, частицу своей души, то каждый день будет праздником.
Для этого необходимо было создать особую форму общения, позволяющую каждому ребенку высказаться, раскрыть себя, создать условия для развития творческих способностей и преодоления своих психо-физических недостатков. Необходимо помнить, что досуг - не значит отстранение от забот, состояние покоя. Школа не дом отдыха, досуг – должен быть активным, в любимых занятиях. Таким любимым занятием стало для наших детей – изготовление кукол.

Изготовление кукол является средством расширения кругозора, развития творческих способностей и интереса к ручному труду, способствует увлекательному заполнению досуга, создает условия для проявления самостоятельности, развивает художественный вкус, воспитывает терпение и приучает к аккуратности, обогащает внутренний мир, возможность приобретения практических трудовых навыков, и главное, дает возможность коррегировать умственные и двигательные дефекты развития.
В начале работы познакомилась с методикой «куклотерапия». Прочитала книги Татаринцевой А.Ю. «Детские страхи, куклотерапия в помощь детям», «Разноцветные белые вороны» Шишовой Т.Л., Медведевой.
Куклотерапия – это увлекательная и доступная форма работы с детьми, оптимальная возможность коррекции поведения, гармонизации личности детей с проблемами, через развитие способностей самовыражения и самопознания. Куклы могут многое – и учить, и лечить. Кукла, для человека в детстве, не обязательно «сынок» или «дочка», она партнер в общении во всех его проявлениях. Цель куклотерапии – помочь ликвидировать болезненные переживания (дети попадают в интернат из неблагополучных семей, часто имеют негативный жизненный опыт, испытывают детские страхи), укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности. Если говорить проще, как определила Татаринцева А.Ю., куклотерапия – это метод лечения с помощью кукол. Нарушениями, обуславливающими использование данного метода, являются: различные отклонения в развитии речи, эмоциональная неуравновешенность, неадекватная самооценка, тревожность, страхи, проблемы в общении, развитии негативных черт характера ( жестокость, жадность…). Все это проявляется у детей с отклонениями в развитии. Метод куклотерапии основан на процессах индефикации ребенка с любимым героем сказок и или мультфильмов, он базируется на понятиях «игра», «кукла», «представление».
Игра для ребенка является тем же, что и речь для взрослого Детская игра полна смысла и важна для ребенка, так как через куклу, игрушку дети могут сказать и сделать то, что им неловко сказать и сделать, и выразить чувства, которые могут вызвать неодобрение окружающих. Одевая на руку куклу, ребенок передает ей с радостью свои лучшие чувства, забывая о проблемах и страхах, открывая в себе скрытые резервы.
Чем же привлекательна и полезна эта методика для воспитателя коррекционной школы? Своими функциями:
Коммуникативной – установление эмоционального контакта, объединение детей в единый коллектив;
Релаксационной – снятие эмоционального напряжения;
Воспитательной – психокоррекция проявлений личности в игровых моделях жизненных ситуаций;
Развивающей – развитие психических процессов (памяти, внимания, и т.д..) моторики;
Обучающую – обогащение информацией о окружающем мире.
И так мы начали с первого этапа – изготовления куклы – марионетки. Она была самой простой. Голова из «киндер сюрприза», тельце из ткани. Затем куклы усложнялись и дети сделали простейшие перчаточные куклы для кукольного спектакля. Некоторые дети умели вязать и захотели связать пальчиковые куклы из пряжи. Но одно поразило, куклы, которые сделали дети, отражают характер своего мастера, иногда и патологическую доминанту… Один видит себя худеньким поросенком (ему взрослые часто делают замечания по внешнему виду), другая сделала Снежную Королеву (несомненный лидер в классе), кое-кто сделал Бабу – Ягу (чтобы все боялись). Много информации для размышлений у воспитателя.

Авторы методики предостерегают педагогов от характерных ошибок:
1. Так как изготовить даже самую примитивную куклу ребенок моложе 8 лет не может самостоятельно, процессу подключается взрослый, как только это происходит, ребенок из процесса выключается. Только кукла, сделанная вручную от начала до конца самим ребенком, годна для куклотерапии.
2. Когда дело доходит до вождения кукол, дети показывают – это сложно. А у детей с ОВР с моторикой особые проблемы. Вместо того, чтобы «водить» куклу, «актерствуют» сами, а кукла висит на руке. Ребенок должен научиться главному на этом этапе «вождения» - выражению эмоций через куклу.
Второй этап помогла преодолеть игровая форма «тренировок». «Кукла здоровается, встала, потянулась, познакомьтесь с ней, она очень рада всем. Она поклонилась и быстро захлопала в ладошки и т.д…
Затем на следующих занятиях разыграли небольшие этюды. В них принимали участие и воспитатель, и ребенок и воспитатель, и только дети. Каждое занятие проходит под знаком какой то темы (лень, жадность, злоба, страх). Это не всегда был сценарий, чаще импровизация на тему дня (не поделили игру, обидели одноклассника, боимся грозы). «Не страшно, а смешно», «Кто живет по кроватью», «Кто сильнее всех» и т.д.
И последние 8-10 занятий подготовка к кукольному спектаклю. Выбрали сказку «Колобок в стихах». Изготовили перчаточные куклы, нарисовали и склеили декорации. Украсили ширму. Пригласили малышей и взрослых. Очень волновались. Спектакль серьезное испытание для детей, но после соответствующей коррекционной работы дети успешно справились и с смущением, с стихами, и с куклами. А сколько удовольствия получено от аплодисментов!

Закончился спектакль, но дети не захотели расставаться с волшебным миром кукол. Мир кукол, будто дивное царство манит к себе, как детей, наделенных непосредственностью и яркой фантазией, так и взрослых. Ребенку, чтобы понять, взрослым, чтобы вспомнить. Пришлось и мне учиться вместе с детьми . Освоили каркасную куклу, научились делать трикотажные куклы, куклы в чулочной технике, вязаных кукол, для открытого мероприятия даже сделали несколько ростовых кукол. Наши куклы стали принимать участие не только в школьных выставках, но и в городских выставках, и в областном центре. В 2014 году получили грамоту за активное участие в городском творческом фестивале «Солнечный мир».

Наша кукломастерская – это творчество и психотерапия, в ней можно вновь прикоснуться с кукольным таинством: сделать куклу собственными руками, вдохнуть жизнь в свое творение. Знакомство с куклой – это встреча с собой, ранее известным и не известным. Встреча может быть радостной и приятной, а может быть и тревожной. Но обязательно - плодотворной. Потому, что взаимодействуя с куклой – открывая и принимая себя – ребенок открывает путь к обретению целостности, к исцелению.
Категория: Особые дети | Добавил: belyachenok9637 (2015-08-10) | Автор: Белячёнок Наталия Владимировна E
Просмотров: 275 | Комментарии: 2 | Теги: коррекция, воспитание, куклотерапия | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-09, 6:24 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1475]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1140]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3910]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [281]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru