Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети

Доклад: «Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании»
Борзенко Галина Ивановна – учитель-дефектолог
первой категории
КГУ «Вспомогательная школа-интернат»
Управления образования ВКО, г. Семей.

Доклад.
Тема: «Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании»

Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании – это взаимодействие педагогики и искусства в коррекционно-направленном процессе формирования художественной культуры детей с проблемами в развитии.
Внутренний мир детей с ОВР сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать всё многообразие окружающей среды? Как помочь им познать своё «Я», раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нём?
Искусство является формой художественно-эстетического освоения мира, играет существенную роль в формировании художественной культуры ребёнка с ОВР. Оно заключает в себе художественно-эстетические, гуманистические, познавательные, нравственные ценности и воздействует на нравственное, духовное становление личности.
Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем врачи, философы, педагоги использовали разные виды искусства для лечения души и тела.
Самая древняя притча, связанная с использованием музыки, как лечебного средства, представлена в Ветхом Завете. В ней говорится, что Давид, играя на арфе, излечил Саула от нервной депрессии. В мифологии древних греков образы Аполлона (покровителя искусства) и его сына Асклепия (покровителя врачевания) являлись символами связи искусства и медицины.
Использование разных видов искусства в целях врачевания наблюдалось в Древней Греции, Китае и Индии.
Коррекционные возможности искусства по отношению к умственно отсталому ребёнку связаны прежде всего с тем, что оно является источником новых позитивных переживаний ребёнка, рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения в том или ином виде искусства. А повышение эстетических потребностей детей, активизация потенциальных возможностей ребёнка в практической художественной деятельности и творчества – это и есть реализация социально-педагогической функции искусства.
Искусство оказывает большое психотерапевтическое воздействие на эмоциональную сферу ребёнка. Участие умственно отсталого ребёнка в художественной деятельности со сверстниками и взрослыми расширяет его социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Ребёнок в коллективе проявляет индивидуальные особенности, что способствует формированию внутреннего мира и утверждению в нём чувства социальной значимости.
Коррекционно-развивающие и психотерапевтические возможности искусства связаны с предоставлением умственно отсталому ребёнку практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации, как в процессе творчества, так и в его продуктах, утверждением и познанием своего «Я».

Артпедагогика (художественная педагогика) – это синтез двух областей научного знания (искусства и педагогики), обеспечивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно-направленного процесса художественного развития детей с недостатками развития и вопросы формирования основ художественной культуры через искусство и художественно-творческую деятельность.
Арттерапия включает в себя:
1. Изотерапию (лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством, художественным трудом и т.д.).
2. Библиотерапию (лечебное воздействие чтением).
3. Имаготерапию (лечебное воздействие через образ, театрализацию).
4. Музыкотерапию (через восприятие музыки).
5. Вокалотерапию (лечение пением).
6. Кинезитерапию (танец, хореографию, ритмику, т.е. лечение через движения).
Для наших детей характерны инертность нервных процессов, отсутствие интереса к окружающему. Дети не умеют общаться со своими сверстниками, не умеют правильно действовать ни по словесной инструкции, ни по подражанию и образцу. Большинство умственно отсталых детей имеют недоразвитие моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук у них неловкие, недостаточно согласованные, часто ведущая рука не выделяется. Многие дети не могут действовать двумя руками сразу.
Их память характеризуется малым объёмом, малой точностью и прочностью запоминаемого словесного и наглядного материала. Умственно отсталые дети обычно пользуются непроизвольным запоминанием, т.е. запоминают яркое, необычное, то, что их привлекает. Произвольное запоминание формируется постепенно. У наших детей отмечается слабость развития волевых процессов . они часто бывают безынициативны, несамостоятельны, импульсивны, им трудно противостоять воле другого человека. Умственно отсталых детей младшего школьного возраста затрудняет понимание мимики и жестов, выразительных движений людей, изображённых на картинке. Самооценка и уровень притязаний умственно отсталых детей чаще всего не адекватны. Дети склонны переоценивать свои возможности.
Таким образом мы видим многообразие и сложность задач, которые стоят перед коррекционно-развивающим обучением умственно отсталых детей. Для решения этих задач с успехом могут использоваться методы воздействия средствами искусства.
Наиболее распространена в психокоррекционной работе с у.о. детьми изотерапия (рисунки, лепка, аппликация), которая применяется и при наличии психосоматических расстройств и личностных нарушений: переживание, чувство одиночества, повышенная тревожность, страх, искажённая самооценка, наличие конфликтных межличностных отношений.
Художественно-ручной труд – это вид художественной деятельности, в процессе которой ребёнок создаёт красивые, выразительные предметы. Эти предметы становятся художественными, если в них всё подчинено единому замыслу, который выражен в форме, цвете, материале, композиции. Сочетание красоты и полезности является непременным требованием ко всем предметам, создаваемым детьми. Эта специфическая деятельность имеет коррекционную направленность, поскольку обеспечивает развитие мелкой моторики, координацию движений рук, зрительный контроль, умение планировать свою деятельность, устанавливать связь между действием и результатом, развивает внимание, воображение, сенсорику (чувство цвета, формы). Дети овладевают действиями с бумагой (умением обрывать, сминать, отрезать, складывать), учатся определять свойства и качество материала (мягкая, плотная, гладкая, блестящая, матовая бумага, разного цвета).
Художественный труд учит у.о. ребёнка творить, создавать художественные образы в своём воображении при восприятии искусства, одновременно участвуя в доступных ему формах художественной деятельности. Художественно-ручной труд предполагает действия с материалами и инструментами, которыми могут быть бумага, ткань, бросовый материал, природный материал, кисточка, клей, ножницы и т.д.
В обучении художественно-ручному труду у детей очень важно сформировать интерес и положительную мотивацию к новой для них деятельности. Этому способствует показ уже готовых работ.
Художественно-ручной труд решает такие задачи, как:
 Развитие интереса, эмоционально-положительного отношения к художественно-ручному труду, готовность самому участвовать в создании поделок, отвечающих художественным требованиям (цвет, форма, композиция).
 Формирование эмоционального отклика, эстетического отношения к природному окружению.
 Развитие способности чувствовать и понимать красоту предметов и вещей, создаваемых руками человека, желания украшать свой быт, дарить друзьям подарки, изготовленные своими руками.
 Формирование произвольной ручной моторики, овладение специфическими ручными действиями с различными материалами и инструментами, обеспечивающими изготовление различных художественных поделок.
 Приобщение детей к совместно-разделённой деятельности.
Итак, приобщая у.о. ребёнка к художественно-ручному труду, мы развиваем художественное восприятие, художественный вкус, расширяем его кругозор, закладываем нравственно-эстетические основы, тем самым приобщаем его к художественной культуре и имеем прекрасную возможность создания для слабоуспевающих учащихся ситуации успеха, необходимой для приобретения уверенности в собственных силах, создание положительного отношения к учебной деятельности.
Категория: Особые дети | Добавил: Яло (2015-09-30)
Просмотров: 389 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-04, 7:21 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [246]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1761]
Краеведение [92]
Начальная школа [3901]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [350]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru