Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова (закрепление).
Тема: Правописание звонких и глухих согласных в корне слова (закрепление).

Цель урока:
-формирование навыка правописания глухих и звонких согласных в корне слова.

Задачи урока:
1. Образовательная: формировать у учащихся знания, умения и навыки правописания звонких и глухих согласных в корне. Закрепить умение подбирать однокоренные проверочные слова. Закрепить понятия о главных и второстепенных членах предложения, о частях речи.
2. Коррекционно – развивающая: развивать речь, элементы логического и абстрактного мышления, оперативную память, зрительное и слуховое восприятие, тренировать слуховую и зрительную память, развивать внимание, коррегировать личностные расстройства, расширять кругозор детей.
3. Воспитательная: прививать интерес к предмету, воспитывать аккуратность и усидчивость.

Оборудование: ИКТ, индивидуальные карточки,

Ход урока.

I. Организационный момент.
Положительный настрой на урок.
Б) Каждая парта называет по одной паре парных звонких и глухих согласных, а затем садится

II. Работа по теме урока.

1)Объявление темы урока.
Учитель: Сегодня на уроке мы повторим правило написания звонких и глухих согласных в словах.

2)Актуализация знаний.
-Но сначала вспомним парные звонкие и глухие согласные. Сейчас каждая парта должна назвать по одной паре парных по глухости - звонкости согласных (учащиеся встают и называют: 1 – я парта: б-п, 2 – я парта: в-ф, 3 – я парта: г-д и т.д.)
-Что такое корень слова? (общая часть родственных слов)
-Какие слова мы называем однокоренными? (имеют общий корень и общее значение)
Учитель: Если согласные стоят в начале слова, то они звучат так, как им положено: звонкие – звонко, глухие – глухо. Но стоит звонким согласным переместиться в конец слова (или в середину слова), как они теряют свою звучность и «глохнут» - слышатся как глухие. Из-за этого при их написании может произойти путаница.

Создание проблемной ситуации. На экране два слова, под ними картинки:

ПРУ… ПРУ…
(пруд) (прут)

Учитель: Что нарисовано на картинках? (пруд и прут).
Как убедиться в выборе нужной нам буквы? (найти проверочное слово)

- Чтобы написать слово правильно, надо попросить помощи – подобрать проверочное слово.
А) А помочь нам захочет «ласковое слово» (ведь все любят, когда их называют ласково, становятся добрыми: Катя - Катюша). Ласковое слово и подскажет нам правильную букву.

На экране появляются слова:

лавка – лавочка шкаф – шкафчик гриб – грибочек

Учитель: прочитайте слова, попробуйте подобрать к ним проверочные ласковые слова (лавочка, шкафчик, грибочек)

Б) А ещё можем проверить написание согласных, применив формулы:
ОДИН – МНОГО и МНОГО – ОДИН .

На экране появляются слова:

нож – ножи зуб – зубы след – следы

тапки – тапок берёзки – берёза
Учитель: Прочитайте слова. Обратите внимание на число этих слов. Первый ряд – это слова в единственном числе, значит, их можно проверить, изменив ед.ч. на мн.ч. (ножи, зубы, следы). Второй ряд – это слова во множественном числе. Значит, их можно проверить, изменив мн.ч. на ед.ч. (тапок, берёза).

3) Словарная работа.
- Молодцы. А сейчас откройте свои тетради, запишите число, классная работа.
А) минутка чистописания
Б) звуко – буквенный анализ слова.

Учитель: Слово, звуки которого будем анализировать, вам нужно отгадать.
(на экране текст загадки).

По заданию учителя 1 ученик читает загадку. Учащиеся отгадывают загадку.

Эта птица - символ мира,
Чердаки её квартира,
Там, где площади, фонтаны,
Ищет крошки постоянно! (голубь)

На экране появляется картинка с изображением голубя.

- Правильно, это голубь. Выполним звуко – буквенный анализ слова и составим предложение.

Учитель пишет на доске слово «голубь».

Учитель: Сколько слогов в этом слове? (два) На какой слог падает ударение? (на первый)

Каждый ученик делает звуко-буквенный анализ одной буквы устно, учитель записывает за ними.

Голубь го – лубь
Г – [г] – согл., звонк., тверд.
О – [о] – гласн., ударн.
Л – [л] – согл., звонк., тверд.
У - [у] – гласн., безударн.
Б – [п'] – согл., глух., мягк.
Ь – [-]
6 б., 5 зв.

Учащиеся самостоятельно составляют предложение со словом «голубь», определяют главные и второстепенные члены предложения. Определяют части речи.

4)Работа с карточками.
Учитель: Давайте еще раз вспомним, что такое корень слова (общая часть родственных слов).

Учитель раздает карточки, в которых содержится 2 задания. Читает первое задание учащимся, объясняет, как нужно выполнять данное задание.

Задание 1. Запиши слова. Выдели корень. Подчеркни согласную в корне.

Снег, снега, снеговик.
Лёд, ледок, ледяной.
Гора, горный, пригорок.

К доске выходят 3 ученика (по одному на каждую группу слов), записывают слова, выделяют корень, подчеркивают согласную.

Учитель: Давайте еще раз вспомним правило: чтобы проверить сомнительный согласный, надо подобрать проверочное ЛАСКОВОЕ слово. Это первый способ проверки.

Упражнение на коррекцию личностных расстройств.
Учитель: А давайте сейчас потренируемся – каждый назовет своего соседа по парте ласково. Например, Катя – Катюша, Катенька; Ваня – Ванюша, Ванечка.
Каждый ученик называет своего соседа по парте ласково.

Учитель: Теперь вспомним второй способ проверки. Чтобы написать слово с сомнительным согласным правильно, надо поставить это слово в форму множественного числа, т.е. использовать нашу формулу «ОДИН – МНОГО». Или поставить слово в форму единственного числа, т.е. использовать формулу «МНОГО – ОДИН»

ФИЗ. МИНУТКА

Учитель читает второе задание, объясняет, как нужно его выполнять.

Задание 2. Прочитай стихотворение. К выделенным словам подбери проверочные слова. Запиши эти слова в тетрадь.

Лёгкие прыжки,
Мелкие шажки,
Громкие хлопки,
Дружные кивки.
Тихая посадка.
Вот и вся зарядка.

5) Закрепление.
Игра « Почтальон»
Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух.
Ход: Почтальон раздает детям (на каждую парту) карточки. Учащиеся должны прочитать слова, выбрать нужную звонкую или глухую согласную, подбирая проверочные слова.

Почтальон: Ребята, попробуйте отгадать место, где можно встретить слова из ваших карточек.

Дети определяют, куда их пригласили.

Правильные ответы поощряются пригласительными.
огород парк море школа столовая зоопарк
Гря (д/т) ки Доро(ж/ш)ки Ры(б/п)ки Кни(ж/ш)ки Хле(б/п)цы Кле(т/д)ка
Реди(с/з)ка Бере(з/с)ки Ло(д/т)ки Обло(ж/ш)ки Пиро(ж/ш)ки Марты(ш/ж)ка
Морко(в/ф)ка Ду(б/п)ки Остро(в/ф)ки Тетра(д/т)ка Сли(в/ф)ки Реше(т/д)ка
Карт.№ 1 Карт.№ 2 Карт.№ 3 Карт.№ 4 Карт.№5 Карт.№6



III. Подведение итого урока.
Учитель:
1) Чему мы учились сегодня на уроке? (правописание звонких и глухих согласных в корне слова)
2) Как проверить написание согласной в корне слова? (подобрать «ласковое» слово, поставить в форму множественного числа ОДИН – МНОГО, МНОГО - ОДИН).
3) Что мы делали сегодня на уроке?

Оценивание деятельности учащихся.

IV. Домашнее задание (с объяснением учителя): индивидуальные карточки

V. Организованное окончание урока.
Категория: Особые дети | Добавил: Lusanna1978 (2015-11-25) | Автор: Дробяцко Люсанна Юрьевна E
Просмотров: 474 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-09, 2:40 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1475]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1140]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3910]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [281]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru