Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова (закрепление).
Тема: Правописание звонких и глухих согласных в корне слова (закрепление).

Цель урока:
-формирование навыка правописания глухих и звонких согласных в корне слова.

Задачи урока:
1. Образовательная: формировать у учащихся знания, умения и навыки правописания звонких и глухих согласных в корне. Закрепить умение подбирать однокоренные проверочные слова. Закрепить понятия о главных и второстепенных членах предложения, о частях речи.
2. Коррекционно – развивающая: развивать речь, элементы логического и абстрактного мышления, оперативную память, зрительное и слуховое восприятие, тренировать слуховую и зрительную память, развивать внимание, коррегировать личностные расстройства, расширять кругозор детей.
3. Воспитательная: прививать интерес к предмету, воспитывать аккуратность и усидчивость.

Оборудование: ИКТ, индивидуальные карточки,

Ход урока.

I. Организационный момент.
Положительный настрой на урок.
Б) Каждая парта называет по одной паре парных звонких и глухих согласных, а затем садится

II. Работа по теме урока.

1)Объявление темы урока.
Учитель: Сегодня на уроке мы повторим правило написания звонких и глухих согласных в словах.

2)Актуализация знаний.
-Но сначала вспомним парные звонкие и глухие согласные. Сейчас каждая парта должна назвать по одной паре парных по глухости - звонкости согласных (учащиеся встают и называют: 1 – я парта: б-п, 2 – я парта: в-ф, 3 – я парта: г-д и т.д.)
-Что такое корень слова? (общая часть родственных слов)
-Какие слова мы называем однокоренными? (имеют общий корень и общее значение)
Учитель: Если согласные стоят в начале слова, то они звучат так, как им положено: звонкие – звонко, глухие – глухо. Но стоит звонким согласным переместиться в конец слова (или в середину слова), как они теряют свою звучность и «глохнут» - слышатся как глухие. Из-за этого при их написании может произойти путаница.

Создание проблемной ситуации. На экране два слова, под ними картинки:

ПРУ… ПРУ…
(пруд) (прут)

Учитель: Что нарисовано на картинках? (пруд и прут).
Как убедиться в выборе нужной нам буквы? (найти проверочное слово)

- Чтобы написать слово правильно, надо попросить помощи – подобрать проверочное слово.
А) А помочь нам захочет «ласковое слово» (ведь все любят, когда их называют ласково, становятся добрыми: Катя - Катюша). Ласковое слово и подскажет нам правильную букву.

На экране появляются слова:

лавка – лавочка шкаф – шкафчик гриб – грибочек

Учитель: прочитайте слова, попробуйте подобрать к ним проверочные ласковые слова (лавочка, шкафчик, грибочек)

Б) А ещё можем проверить написание согласных, применив формулы:
ОДИН – МНОГО и МНОГО – ОДИН .

На экране появляются слова:

нож – ножи зуб – зубы след – следы

тапки – тапок берёзки – берёза
Учитель: Прочитайте слова. Обратите внимание на число этих слов. Первый ряд – это слова в единственном числе, значит, их можно проверить, изменив ед.ч. на мн.ч. (ножи, зубы, следы). Второй ряд – это слова во множественном числе. Значит, их можно проверить, изменив мн.ч. на ед.ч. (тапок, берёза).

3) Словарная работа.
- Молодцы. А сейчас откройте свои тетради, запишите число, классная работа.
А) минутка чистописания
Б) звуко – буквенный анализ слова.

Учитель: Слово, звуки которого будем анализировать, вам нужно отгадать.
(на экране текст загадки).

По заданию учителя 1 ученик читает загадку. Учащиеся отгадывают загадку.

Эта птица - символ мира,
Чердаки её квартира,
Там, где площади, фонтаны,
Ищет крошки постоянно! (голубь)

На экране появляется картинка с изображением голубя.

- Правильно, это голубь. Выполним звуко – буквенный анализ слова и составим предложение.

Учитель пишет на доске слово «голубь».

Учитель: Сколько слогов в этом слове? (два) На какой слог падает ударение? (на первый)

Каждый ученик делает звуко-буквенный анализ одной буквы устно, учитель записывает за ними.

Голубь го – лубь
Г – [г] – согл., звонк., тверд.
О – [о] – гласн., ударн.
Л – [л] – согл., звонк., тверд.
У - [у] – гласн., безударн.
Б – [п'] – согл., глух., мягк.
Ь – [-]
6 б., 5 зв.

Учащиеся самостоятельно составляют предложение со словом «голубь», определяют главные и второстепенные члены предложения. Определяют части речи.

4)Работа с карточками.
Учитель: Давайте еще раз вспомним, что такое корень слова (общая часть родственных слов).

Учитель раздает карточки, в которых содержится 2 задания. Читает первое задание учащимся, объясняет, как нужно выполнять данное задание.

Задание 1. Запиши слова. Выдели корень. Подчеркни согласную в корне.

Снег, снега, снеговик.
Лёд, ледок, ледяной.
Гора, горный, пригорок.

К доске выходят 3 ученика (по одному на каждую группу слов), записывают слова, выделяют корень, подчеркивают согласную.

Учитель: Давайте еще раз вспомним правило: чтобы проверить сомнительный согласный, надо подобрать проверочное ЛАСКОВОЕ слово. Это первый способ проверки.

Упражнение на коррекцию личностных расстройств.
Учитель: А давайте сейчас потренируемся – каждый назовет своего соседа по парте ласково. Например, Катя – Катюша, Катенька; Ваня – Ванюша, Ванечка.
Каждый ученик называет своего соседа по парте ласково.

Учитель: Теперь вспомним второй способ проверки. Чтобы написать слово с сомнительным согласным правильно, надо поставить это слово в форму множественного числа, т.е. использовать нашу формулу «ОДИН – МНОГО». Или поставить слово в форму единственного числа, т.е. использовать формулу «МНОГО – ОДИН»

ФИЗ. МИНУТКА

Учитель читает второе задание, объясняет, как нужно его выполнять.

Задание 2. Прочитай стихотворение. К выделенным словам подбери проверочные слова. Запиши эти слова в тетрадь.

Лёгкие прыжки,
Мелкие шажки,
Громкие хлопки,
Дружные кивки.
Тихая посадка.
Вот и вся зарядка.

5) Закрепление.
Игра « Почтальон»
Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух.
Ход: Почтальон раздает детям (на каждую парту) карточки. Учащиеся должны прочитать слова, выбрать нужную звонкую или глухую согласную, подбирая проверочные слова.

Почтальон: Ребята, попробуйте отгадать место, где можно встретить слова из ваших карточек.

Дети определяют, куда их пригласили.

Правильные ответы поощряются пригласительными.
огород парк море школа столовая зоопарк
Гря (д/т) ки Доро(ж/ш)ки Ры(б/п)ки Кни(ж/ш)ки Хле(б/п)цы Кле(т/д)ка
Реди(с/з)ка Бере(з/с)ки Ло(д/т)ки Обло(ж/ш)ки Пиро(ж/ш)ки Марты(ш/ж)ка
Морко(в/ф)ка Ду(б/п)ки Остро(в/ф)ки Тетра(д/т)ка Сли(в/ф)ки Реше(т/д)ка
Карт.№ 1 Карт.№ 2 Карт.№ 3 Карт.№ 4 Карт.№5 Карт.№6



III. Подведение итого урока.
Учитель:
1) Чему мы учились сегодня на уроке? (правописание звонких и глухих согласных в корне слова)
2) Как проверить написание согласной в корне слова? (подобрать «ласковое» слово, поставить в форму множественного числа ОДИН – МНОГО, МНОГО - ОДИН).
3) Что мы делали сегодня на уроке?

Оценивание деятельности учащихся.

IV. Домашнее задание (с объяснением учителя): индивидуальные карточки

V. Организованное окончание урока.
Категория: Особые дети | Добавил: Lusanna1978 (2015-11-25) | Автор: Дробяцко Люсанна Юрьевна E
Просмотров: 1525 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-05-09, 0:17 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru