Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети

К вопросу о внедрении компьютерной экспресс-диагностики невербального мышления детей 6-8 лет в условиях ПМПК.
Автор: Конкаков М.Д.
учитель-дефектолог, учитель-логопед ПМПК


Система раннего выявления детей с особыми образовательными потребностями (ООП) и коррекционного вмешательства еще только начинает развиваться в Республике Казахстан. На данный момент многие родители детей с ООП обращаются в ПМПК только, когда встает вопрос об обучении в школе, или же трудности в усвоении ребенком учебных навыков выявляются после обучения в 1 классе по общеобразовательной программе. По опыту это связано с особенностями менталитета, достаточно отдаленного проживания от крупного населенного пункта, материального и социального неблагополучия семей ребенка с ООП. Считаю, что подобная тенденция будет продолжаться и дальше. И поэтому дальнейшее совершенствование диагностического инструментария для обследования детей 6-8 летнего возраста остается актуальной.
Для детей с ООП с тяжелым нарушением речи обусловленным Алалией, Афазией, Дизартрией, нарушением слуха, мутизмом, расстройством аутистического спектра (РАС) исследование невербального мышления при помощи компьютерной экспресс-диагностической программы может стать дополнительным эффективным звеном диагностики.
Информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования теорией и практикой разработки и использования современных, новых информационных технологий (НИТ), ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания, - принадлежит к числу важнейших направлений процесса информатизации современного общества.
XXI век вступил в свои права, наступила эпоха тотальной информатизации – цивилизация идет в направлении обеспечения полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех общественно значимых областях человеческой деятельности.
Одна из принципиальных установок состоит в том, что компьютер для учащегося – рабочий инструмент, используемый в различных сферах деятельности, в том числе и в психологии.
Опытный педагог и психолог могут многое сказать о ребенке на основании наблюдения за способом решения им компьютерных задач, его игровыми действиями.
Однако более строго компьютерными диагностическими методами можно считать лишь реализованные в виде компьютерной программы валидизированные психодиагностические методики. Программа может автоматически фиксировать все заранее прописанные параметры, обрабатывать их и готовые результаты обработки сохранять. В дальнейшем эти результаты, предназначенные для интерпретации специалистом (врач-психиатр, психолог, дефектолог) могут быть выведены на экран дисплея или на печатающее устройство. Такая интерпретация может быть заранее запрограммирована и выведена автоматически компьютером. Результаты экспресс-диагностики могут выводиться в виде цифр, шкал, графиков в виде конкретных рекомендаций для педагогов и родителей.
Уже сейчас имеются компьютерные программы и программно-технические средства для коррекции, реабилитации, компенсации детей имеющих особенности интеллектуального и физического развития и нуждающихся в особых образовательных потребностей, детей с нарушениями развития речи и детей с расстройство аутистического спектра.
Такое внедрение компьютерных систем в современную психодиагностику обусловлено рядом преимуществ:
Специалист психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК) частично освобождается от рутинной, трудоемкой работы, как при проведении обследования, так и при обработке полученных в исследовании данных;
Постоянство реализуемой программы обеспечивает относительную неизменность условий тестирования, что не всегда достижимо при немашинном предъявлении задания;
Расширяются возможности применения мощного математического аппарата анализа данных, упрощается разработка новых процедур анализа;
Компьютерная процедура предъявления тестовых заданий минимизирует негативные воздействия, нередко возникающие в ситуации межличностного взаимодействия между экспериментатором и испытуемым (снижение действия защитных механизмов у испытуемого, облегчение диагностики индивидуально присущих субъекту особенностей деятельности и мотивации);
Появляется возможность актуализации игровой мотивации у испытуемых (оформление теста в виде игры), что делает процесс тестирования более привлекательным и повышает достоверность результатов;
Средства компьютерной графики позволят предъявлять испытуемому динамические объекты. Применение полимодальной компьютерной графики дает возможность создания привлекательной среды для детей с интеллектуальными нарушениями, внимание которых отличается нестойкостью, слабостью, пресыщаемостью и привлекается яркими цветами, необычными предметами;
Программа может дать возможность четкого учета времени потраченного на решение заданий, каждого в отдельности по блокам, или сериям, что поможет при выявлении особенностей динамических процессов центральной нервной системы;
Сравнительно легко образуются единые банки психодиагностических данных, а тем самым устанавливаются эмпирически обоснованные тестовые нормы для разных групп обследуемых. Появляется возможность создания единого стандарта в определении сформированности мыслительной деятельности у детей 6-8 летнего возраста не только в отдельно взятой районной или городской ПМПК, но и в целом в рамках области или даже страны.
Все эти плюсы делают компьютерные диагностические программы очень привлекательными для специалистов желающих диагностировать с более высоким качеством, с большей продуктивностью реализовывать свой творческий потенциал, и грамотно использовать свой профессиональный опыт. Не отвлекаясь на «рутинные» обязанности по проведению процедуры тестирования (предъявление стимульного материала, ведение протокола, обработки полученных данных), а направить все свои силы непосредственно на работу с обследуемым на выявление дополнительных данных об особенностях и состояния его психики.
Компьютерные технологии на современном этапе развития не способны заменить человека (специалиста) в принятии решения о правильности полученных данных, так как является только исполнителем введенных в него алгоритмов действия. Таким образом, компьютер только помощник специалиста. Специалист же основываясь на результатах тестирования проведенного машиной формирует свою с точку зрения основанную на профессионализме.
При внедрении подобных программ в практическую деятельность специалистов ПМПК (врача-психиатра, психолога и дефектолога) появляется возможность создания единого банка данных, создание сводных таблиц, графиков, деление на группы по серии признаков и т д.
Основополагающим обстоятельством создания и использования компьютерной программы является применение новых технологий для расширения, углубления, и качественного преобразования средств диагностики состояния невербального мышления, у детей с ООП: задержкой психического развития, нарушением интеллекта, нарушением опорно-двигательного аппарата, тяжелым нарушением речи, слабослышащих, с расстройством аутистического спектра с целью определения более адекватного и эффективного коррекционно-развивающего образовательного маршрута.
Создание компьютерной экспресс-диагностической программы должно учитывать особенности психофизического развития детей с нарушением интеллекта, с задержкой психического развития, с тяжелым нарушением речи, слабослышащих, неслышащих, слабовидящих уже на этапе сбора тестового материала (методик) и требований предъявляемых к стимульному материалу.
- необходимо исключить методики изначально недоступные для детей по степени трудности.
- исключению подлежат методики требующие вербального ответа. Так как компьютер и создаваемое современное программное обеспечение еще не в полной мере способно понимать речь и соответственно своевременно и адекватно реагировать.
- важным критерием отбора методик служит возможность адекватного переложения её в компьютерный вариант без потери диагностического качества последней.
- стимульный материал должен учитывать особенности психофизического развития детей 6-8 летнего возраста, особенности восприятия и возможностей детей с нарушением интеллекта, с нарушением зрения (необходимый размер, цветовая гамма, яркость).
- задания должны предъявляться не только вербально, но и должны быть понятны интуитивно. Можно учесть предварительный показ техники выполнения задания
Следует учитывать способность детей с ООП к овладению навыком работы с компьютером и программным обеспечением. Элементы управления должны быть доступными для понимания их роли детьми и довольно простыми для овладения ими. Они не должны содержать сложных многоступенчатых операций требующих поочередной работы с несколькими клавишами клавиатуры или элементами интерфейса.
Например можно использовать 3-4 близко и удобно расположенных клавиш клавиатуры, мышь, или непосредственную работу с сенсорным экраном монитора как в современных телефонах, планшетных компьютерах. Богатое поле деятельности дает использование встроенных в современную технику датчиков движения, наклона, поворота. В этом случае если у обследуемого недостаточно развита мелкая моторика рук управление можно перевести на несколько простых и быстро запоминающихся движений или жестов.
Элементы управления должны быть доступны не только для ребенка, но и для специалиста, непосредственно работающего с программой.
В диагностической программе должно быть предусмотрено обязательное наличие нескольких обучающих блоков выполненных в форме интересных игр для отработки и закрепления работы с элементами управления компьютерной программой. Современные компьютерные технологии позволяют решать широкий спектр задач.
В век развития высоких информационных технологий использование последних раскрывает новые возможности в расширении диагностического инструментария специалистов ПМПК.
Категория: Особые дети | Добавил: marat198009 (2016-02-04) | Автор: Конкаков Марат E
Просмотров: 215 | Комментарии: 1 | Теги: ПМПК, дефектолог, программа, диагностика, Логопед, ООП, программист | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2017-01-18, 7:08 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1489]
Школьный психолог [505]
История [715]
Опыт [481]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [224]
Мастер-класс [209]
Семья и школа [177]
Компьютер-бум [249]
Английский язык [787]
Великие открытия [19]
Университет здоровья [128]
Математика [1156]
Химия [381]
Классному руководителю [637]
Биология [583]
Думаем, размышляем, спорим [93]
Казахский язык и литература [1781]
Краеведение [93]
Начальная школа [3948]
Беседы у самовара [16]
Мировая художественная культура [39]
Новые технологии в обучении [359]
Сельская школа [71]
Профильное обучение [69]
Демократизация и школа [24]
Физика [296]
Экология [182]
Дошколенок [1524]
Особые дети [275]
Общество семи муз [57]
Школа и искусство
Уроки музыки [622]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [449]
Мой Казахстан [229]
Школьный театр [67]
Внеклассные мероприятия [1172]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [74]
ИЗО и черчение [217]
Физическая культура [524]
Немецкий язык [52]
Технология [286]
Самопознание [390]
Профессиональное образование [104]
Школьная библиотека [80]
Летний лагерь [15]
Дополнительное образование [19]
Педагогические программы [5]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru