Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети

Открытый урок. Тема: "Права ребенка".
Разработка Нургазиновой Гульнары Жетписбаевны –
учителя КГУ «Вспомогательная школа-интернат №5 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» УО ВКО, г. Семей.

Предмет: Общество и право
Класс: 9
Тема: Права ребенка
Тип урока: урок-закрепление.
Цель: закрепить знания учащихся о правах ребенка, на основе имеющихся у учащихся знаний расширить и конкретизировать их представления о правах человека и ребенка в РК.
Задачи:
Образовательные:
1. расширить, обобщить знания учащихся о правах ребенка в мире и РК;
2. формировать у учащихся понимание необходимости изучения и знания
прав человека;
3. формировать культуру ведения диалога, дискуссии и участия в них;
4. учить детей применять полученные знания в повседневной жизни и на практике.

Коррекционно-развивающие:

1. коррекция и развитие связной устной речи (орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запасов, диалогической и монологической речи) через индивидуальное и хоровое чтение;
2. коррекция и развитие памяти, внимания, восприятия (зрительного и слухового);
3. коррекция мыслительной деятельности (операций анализа, обобщения, выявления главной мысли, логических и причинно-следственных связей);
4. коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыки самоконтроля, усидчивость и выдержка, умение высказывать свою точку зрения и отстаивать ее, умение выражать свои собственные чувства).

Воспитательные:

1. воспитывать в сознании учащихся гражданские, патриотические, правовые ценности, взгляды и убеждения;
2. воспитывать учащихся в духе уважения прав и свобод другого человека
3. воспитывать интерес к учебе, учебному предмету «Общество и право», интерес к получению новых знаний;
4. воспитывать умение работать индивидуально, в парах, в команде;
5. воспитывать самостоятельность;
6. воспитывать общечеловеческие нравственные качества (умение сопереживать, уважение к взглядам и принципам других людей).

Оборудование: экран, проектор, презентация, музыкальное сопровождение, карточки с заданиями, карточки с картинками, кластер, наглядные пособия, памятки.

Право — это не то, что кто-то дает вам;
право — это то, чего никто не может у вас отнять.
Рамсей Кларк,
американский правозащитник, юрист

План урока
1. Организационный момент:
Здравствуйте, ребята! У нас сегодня особенное занятие, к нам на урок пришли педагоги школы. Давайте встретим их аплодисментами. (аплодисменты в записи, магнитофон)
Чтобы правильно настроиться на наше занятие и не волноваться сильно, мы с вами проведем игру «Аплодисменты», только теперь будут аплодировать Вам наши гости.
Я буду называть определенную группу людей; те, кто относит себя к названной группе, встают. Остальные участники и наши гости им аплодируют.
-Встаньте те, кто считает себя представителем женской половины общества.
-Встаньте те, кто отдает предпочтение короткой стрижке.
-Встаньте те, кто любит просыпаться рано.
-Встаньте те, кто любит слушать рэп.
-Встаньте те, кто вчера лег спать поздно.
-Встаньте те, кто хотел бы быть побогаче.
-Встаньте те, кто уважает свои интересы.
-Встаньте те, кто уважает чужие интересы.

Обсуждение игры:
- Какие чувства у вас вызывали аплодисменты?
- Не дыло ли вам грустно, когда вы оставались сидеть?
- Были ли нарушены в ходе игры ваши права?

Молодцы! Спасибо! Я думаю, мы настроились на урок и можем начать серьезную работу.

2. Постановка цели урока.
Слово учителя:
Основой нашего общества являются интересы личности, в том числе и личности ребенка. Детство – особый период в жизни человека. Впереди целая жизнь, множество добрых дел. Все это должно опираться на такую вещь, как достоинство и свобода каждого от произвола и беззакония.
• Какую тему мы с вами изучили на прошлом уроке? («Права ребенка») (кластер)
• Наша тема состояла из двух терминов: право и ребенок. Давайте вспомним их значение. (Право – возможность что-либо делать, осуществлять, ребенок – человек, не достигший возраста 18 лет) (кластер)

Слово учителя:
Эпиграфом к нашему уроку будут слова американского юриста, правозащитника Рамсея Кларка «Право — это не то, что кто-то дает вам;
право — это то, чего никто не может у вас отнять».

3. Актуализация знаний.
Слово учителя:
Сегодня на уроке мы повторим и закрепим наши знания о том:
Что такое права ребенка?
Права ребенка – это законные интересы ребенка, защищенные законами страны и мира.
-Откуда мы узнаем о правах ребенка?
-Где они записаны?
а) Декларация прав ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году, в ней 10 статей, 10 принципов защиты прав детей);
б) Конвенция о правах ребенка (ООН в 1989 году, в ней 54 статьи, касающихся не только прав и свобод, но и обязательств государств по защите прав. Интересно, что на утверждение документа ушла 1 минута, но готовился он 10 лет);
в) Конституция РК;
г) Закон РК «О правах ребенка в РК»;
д) «Кодекс РК о браке (супружестве) и семье».

4. Словарная работа.
Слово учителя:
Закреплять полученные вами знания о правах детей мы будем при помощи составления кластера. Прежде, давайте выясним, что же такое «кластер».
Слово «кластер» - объединение нескольких данных для получения целой картины, содержания и т.д. Обратите внимание, как правильно пишется и как правильно произносится данное слово (слайд 3)

5. Основная часть закрепления знаний.

Слово учителя:
Давайте вместе вспомним, о каких основных правах ребенка мы с вами говорили на предыдущем уроке и начнем с самого главного.
Какое самое главное, неотъемлемое право человека, будь то ребенка, будь то взрослого? (право на жизнь)
- право на жизнь
Правильно. Сейчас я предлагаю вам поработать в парах и составить хронологическую цепочку жизни человека, его появления на свет и дальнейшего развития.
Работа в парах: раставить картинки в хронологическом порядке. (В конверте: новорожденный, ребенок дошкольного возраста, младшего школьного возраста, подросток, студент, муж и жена, мать и отец, бабушка и дедушка) На кластере фигура ребенка, лучик со словами «Право на жизнь».
Давайте проверим, все ли правильно составили цепочку (1 ученик вслух рассказывает и показывает, остальные проверяют на местах; слайд 4).
Ребята, вот мы вместе составили цепочку, в которой мы видим новорожденного ребенка, дошкольника, детей младшего и старшего школьного возрастов, студентов, супругов, бабушку и дедушку. А какое общее слово их объединяет? (семья) Правильно, семья. Какое следующее право вытекает из определения «семья»?
- право жить со своими родителями и воспитываться в семье (кластер)
Учитель:
Правильно. Это – огромное счастье: родиться, жить и воспитываться в семье. Но бывают в жизни различные обстоятельства, порой грустные, и тогда своей семьей вы можете назвать кого?.. (школа-интернат, свой класс, педагоги, сотрудники)
Слово учителя:
У вас на столах разложены лучики солнца со строчками о семье. Давайте вы все прочтете по одной строке, и у нас получится целое солнце – символ счастливой семьи. Вспомните, как нужно читать стихотворные строки (не торопиться, с выражением, соблюдая паузы и интонацию).
Начнем (слайд 5 с появляющимися постепенно лучами солнца)

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!

Слово учителя:
Ребята, какой первый документ для ребенка, только что рожденного, выдают государственные органы? (свидетельство о рождении). Правильно. А что указывается в данном документе? (ФИО)
- право на Ф.И.О. при рождении (учащиеся выборочно называют свое ФИО) (слайд 6 свидетельство о рождении; кластер)
Слово учителя:
Каждый человек рождается в какой-то определенной стране. А в какой стране родились мы с Вами? (РК) Значит, гражданами какой страны мы являемся? (РК) Как называется это право?
- право на гражданство (лучик на кластер)

Хоровое чтение стихотворных строк.

Я – сын своей страны,
Хотя еще ребенок,
Но твердо знаю – я горжусь
Своей землей с пеленок!

Слово учителя:
Так как вы являетесь гражданами страны, государство обеспечивает вас достойным образованием и воспитанием, которое вы получаете в стенах нашей щколы-интерната. Сидя за школьными партами, кем вы являетесь? (учениками, школьниками). Приходят воспитатели на работу, занимаются с вами, как называется этот процесс? (воспитание). Что дают вам уроки и учителя? (знания). Так как называется следующее право ребенка?
- право на образование и воспитание (кластер)
Слово учителя:
Как вы думаете, все ли дети школьного возраста имеют право получать образование? (да). А после окончания школы? (да, мы можем учиться дальше, чтобы получить профессию).
Слово учителя:
Верно, после окончания школы вы можете получить специальное профессиональное образование, а кому –то , может быть, удастся получить и высшее образование в институте. Такими воспитанниками мы всегда будем гордиться.
Продолжаем составлять наш кластер. Мы его дополнили очередным лучом.
Слово учителя:
А теперь обратите внимание на картинки, изображенные на слайде. Символ чего изображен на них? (слайд 7: Красный Крест, змея, градусник и т.д.). Значит, о каком следующем праве ребенка идет речь?
- право на медицинскую помощь (кластер)
(Звучит музыка о лете, слайд 8 с картинками летнего отдыха).
Слово учителя:
Какое время года изображено на картинках? О каком времени года поется в песне? (лето). Верно. А чем вы занимаетесь летом? (отдыхаем). Как правильно называется этот вид отдыха? (летние каникулы). А еще какие каникулы у вас есть? (осенние, весенние, зимние). Молодцы, о каникулах вы все знаете и помните. А кроме каникулярных дней, мы больше не отдыхаем? (выходные и праздничные дни). А если представить на секунду, что в один прекрасный день отменят все выходные дни, каникулы, правильно ли это будет? (нет). Почему же «нет»? Какое ваше право будет нарушено? (право на отдых). Раз у нас есть такое право, давайте им воспользуемся и немного отдохнем.
- право на отдых, досуг (кластер)
6. Физминутка.
Слово учителя:
Игра «Черный ящик» (дать возможность одному-двум детям вслепую вытащить из ящика листы бумаги с напечатанными там оскорбительными выражениями и попросить обратиться к кому-либо из одноклассников: «Ты тупой!», «Ты вонючка», «Пошел вон, придурок!»). Ребята, какие чувства вызвали у вас данные обращения к вам? Вам было приятно их слышать в свой адрес? (было неприятно, неудобно, несмешно) А разве это настолько смешно и позволительно среди одноклассников или людей вообще? (нет). Так какое же право вытекает из всей этой ситуации?
- право на уважение человеческого достоинства (кластер)
Слово учителя:
Работа с презентацией (слайд 10: картинки жестокого обращения с детьми). Как обращаются с детьми на увиденных вами кадрах? (зло, жестоко) Приемлемо ли это? (нет) Какое право детей нарушалось в этих ситуациях? Если вдруг с вами произошла такая история, к кому вы можете обратиться за помощью? (администрация, педагоги)
- право на защиту от жестокого обращения (кластер)
Слово учителя:
Все-таки в мире не так много жестокости, как добра, милосердия и других положительных качеств и эмоций.
В мире, полном ненависти, нужно уметь надеяться.
В мире, полном зла, нужно уметь прощать.
В мире, полном отчаянья, нужно уметь мечтать.
В мире, полном сомнений, нужно уметь верить. (слайд 11)
И сейчас давайте немного помечтаем вместе и будем верить в то, что наши мечты сбудутся (учитель начинает, передает свечу ученикам по очереди со словами «Я мечтаю...»). Какое право мы осуществили, произнося вслух свои мысли и желания?
- право на свободу слова, выражать свое мнение (кластер)
Слово учителя:
Вот мы назвали с вами только небольшую часть тех основных прав, которые имеет ребенок в нашей стране. Как вы думаете, эти права должен кто-то защищать, оберегать, следить за их соблюдением? (да) Кто? (государство, закон) Значит, как звучит наше последнее право?
- право на защиту своих прав и законных интересов (кластер)

7. Обобщение
Слово учителя:
Посмотрите внимательно на нашу коллективную работу и ее результат. Так же как лучи солнца дарят нам тепло, свет, покой, так и наличие, соблюдение и защита всех имеющихся прав сделает жизнь каждого ребенка, в том числе и вас, полной и счастливой.
Закрепление изученного на уроке.
Викторина «Какие права героев сказки нарушены» (в зависимости от времени)
Из всего, что вы узнали на предыдущем и сегодняшнем уроках, какой вывод для себя вы можете сделать? (Мы должны знать свои права и уметь их защищать).
Слово учителя:
Но есть одно НО... Что человек имеет, помимо прав? (обязанности). Правильно, но об этом мы поговорим на следующем уроке.

8. Подведение итогов урока (оценивание знаний учащихся).
9. Домашнее задание: повторить основные права ребенка (раздача памяток)
10. Рефлексия.
Слово учителя:
Ребята, вам понравился сегодняшний урок? Что заинтересовало вас больше всего? (на столах разложены картинки с улыбающимся и грустным солнышком, надо попросить ребят оценить свое настроение). До свидания! Спасибо всем!
Категория: Особые дети | Добавил: Яло (2016-03-01)
Просмотров: 205 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2016-12-05, 11:40 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [769]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3903]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [352]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1152]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru