Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети

К вопросу о корректной терминологии в отношении детей с инвалидностью
К вопросу о корректной терминологии в отношении детей с инвалидностью

Садыкова Г.К. – социальный педагог,

Кайралапова Р.К. – сурдопедагог

Областная психолого-медико-педагогическая консультация Карагандинской области.

В последнее время многие Международные и национальные организации за права людей с инвалидностью нередко поднимают вопросы о важности правильной терминологии в отношении человека с инвалидностью. Многие термины, используемые в данной сфере, могут стать ярлыками или оскорбительными стереотипами. Также важно, чтобы специалисты, работающие с детьми, имеющими инвалидность, использовали правильную терминологию.
В феврале 2015 года Казахстаном ратифицирована Конвенция ООН о правах инвалидов, которая была принята Генеральной ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года. Цель конвенции заключается в обеспечении людям с инвалидностью гарантий осуществления всех прав человека и основных свобод, которые не только могут пользоваться теми же возможностями, но и могут внести свой вклад в общество. Ратифицировав Конвенцию ООН о правах инвалидов, Казахстан взял на себя обязательства в поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления инвалидами всех прав и основных свобод человека.
Согласно ст. 1 Конвенции, к инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.
В нашей Республике сегодня насчитывается 386,2 тыс. инвалидов всех категорий. В том числе детей-инвалидов до 16 лет 49,8 тыс., инвалидов с детства 58,8 тыс. и других. По данным Централизованной базы данных инвалидов (далее - ЦБДИ) Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан, по состоянию на 01.01.2015 г. общее количество инвалидов в Карагандинской области составило 61 956 чел. Из них: инвалиды 1 группы – 6828 чел, инвалиды 2 группы - 28395 чел, инвалиды 3 группы - 22506 чел, категория «ребенок-инвалид» – 4234 чел. Данные показатели вызывают необходимость осуществления систематических комплексных мер по минимизации негативных условий, способствующих росту инвалидности, по улучшению социального положения инвалидов, по эффективной защите их
За последние годы в стране произошли значительные изменения в социальной политике, касающейся людей с инвалидностью. В рамках проводимой работы создаются необходимые условия для развития транспортной инфраструктуры, строительства с учетом потребностей людей с инвалидностью. Практически в каждом регионе страны при акиматах введена новая должность – советник по делам инвалидов.
В настоящее время большинство международных экспертов сходятся во мнении, что дети с инвалидностью имеют одинаковые права, как и все дети, и корректная терминология в данной сфере позволит им в равной степени обеспечить право на участие в принятии решений, право на здоровье и медицинские услуги, право на обучение, социальную защиту и многое другое.
В настоящее время для специалистов существуют рекомендации о том, какую терминологию необходимо употреблять в отношении детей-инвалидов.


  • Как не следует говорить|| || Как следует говорить
  • Больной, калека, неполноценный, дефективный || ||Человек с инвалидностью, женщина с инвалидностью
  • Нормальный, здоровый || || Человек без инвалидности
  • Прикованный к коляске/кровати || ||Пользователь коляски
  • Страдает, жертва ДЦП || || Имеет ДЦП
  • Отсталый, умственно неполноценный || || Человек с задержкой в развитии, с нарушением интеллекта
  • Даун, монголоид, дауненок || ||Человек с синдромом Дауна
  • Слепой, глухой, немой || || С нарушением зрения…


Т.e., очень важно, чтобы каждый человек, независимо от состояния здоровья, других обязательств был полноправным членом общества. Инвалиды представляют ту социальную группу, которой необходимо повышенное внимание со стороны общества, особая охрана их прав со стороны государства. Практика показывает, что люди с инвалидностью могут быть и становятся полноценными и высокоэффективными членами общества, отличными специалистами, социально активными и жизнеутверждающими людьми. Неповторимость, уникальность каждого человека должна работать на общество. Поэтому необходимо совершенствовать терминологию, используемую в данной сфере, с целью использования недискриминационных и корректных формулировок в отношении.
Участники встречи единодушно согласились с предложениями о необходимости совершенствования терминологии, используемой в данной сфере, с целью использования не дискриминационных и корректных формулировок в законодательстве.

Литература:

1. Конвенция о правах инвалидов.
2. «В Казахстане реализуется план мероприятий по улучшению качества жизни инвалидов» kazinform . 03.12.2015
3. Масенова А.М. «Проблемы социальной защиты инвалидов с детства в РК» К содержанию номера журнала: Вестник КАСУ №3 - 2011
4.Официальный интернет-ресурс министерства здравоохранения и социального развития РК pda.mzsr.gov.kz/node/322784
5.«В Астане обсудили корректную терминологию в отношении детей с инвалидностью» - www.inform.kz/kaz/article/2756556
6.«Мажилис одобрил ратификацию конвенции о правах инвалидов» Источник: Агентство международной информации «Новости-Казахстан» (www.newskaz.ru)
Категория: Особые дети | Добавил: gulnaz_1992_2010 (2016-03-11) | Автор: Садыкова Гульназ E
Просмотров: 106 | Теги: Казахстан, инвалид, Права, терминалогия | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2016-12-07, 0:43 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [770]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1138]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [578]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3905]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [353]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1485]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [516]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru