Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети

УРОК ПО ЧТЕНИЮ
ТЕМА: БАСНЯ "ВОРОНА И ЛИСА" 7 класс
Цели:
учебная:
-продолжить знакомство с творчеством И.А.Крылова;
-продолжать совершенствовать технику чтения;
-работать над выразительностью, осознанностью, беглостью, правильностью чтения;
-учить определять эмоциональный настрой героев;
-учить делать выводы.
коррекционная:
-развивать устную монологическую речь;
-развивать умение делать словесные логические обобщения;
- развивать приемы сравнения, сопоставления;
-развивать образную память, полноту запоминания, познавательную активность.
воспитательная: воспитывать отрицательное отношение к людским порокам: лести, лжи, хваставству.
Оборудование: картина"Ворона и лиса", карточки со словарными словами, таблица с цитатами писателей, черный ящик, иллюстрации к басням, карточки со словами.
Ход урока
1. Организационная часть.
2. Психологический момент.
Начинается урок,
Он пойдет Андрюше впрок.
Будем правильно читать.
Постарайся все понять.
3.Артикуляционно-дыхательная гимнастика.
А) Вдох-выдох - пауза(1-2раза)
Б) Вдох - загоняем воздух в рот(учитель показывает, что загоняет воздух ладонью внутрь).
Выдох-(учитель показывает, как выгоняет воздух поворачивая ладонь наружу).
(выполнить 4 раза).
4. Речевая разминка (правильное произношение звуков Л -М).
Мышка весело жила,
На пуху в углу спала.
Ела мышка хлеб и сало,
Но все мышке было мало.
5. Проверка домашнего задания.
Сегодня продолжим знакомство с творчеством И.А.Крылова.
- Кто такой И.А.Крылов?(баснописец)
- А что он писал?(басни)
- А что такое басни?(ответы детей).
Уч.: Это остроумный живой рассказ, разговор, который происходит в непринужденной дружеской беседе. Давайте немного вспомним о баснописце.
А) Фронтальный опрос.
- Где родился И.А. Крылов? (В Петербурге в 1769 г. в семье армейского офицера. Отец долгие годы служил в армии. Через 22 года вышел в отставку и семья переехала в Тверь.)
- Кто помогал мальчику Ване в обучении?( Вначале маленького Ваню обучала мать - Мария Алексеевна. Она была умной и доброй женщиной от природы).
- Куда был принят на службу Ваня? ( Когда Ване исполнилось 8 лет, он был принят на службу в земский суд, переписывать и оформлять документы).
- Чем после смерти отца занимался 9-летний мальчик?(Через год умирает отец и семья остается без денег. Мария Алексеевна договорилась в городском управлении, чтобы 9-летнего мальчика взяли переписывать бумаги).
- Где любил бывать в свободное время Ваня?( Начальник Вани был грубым человеком, и не раз избивал мальчонку, запрещал читать книги. Но в свободное время Ваня любил посещать базары, кулачные бои, ходить на качели, то есть те места, где бывал простой народ).
- Чему он учился у народа?(Он быстро схватывал и запоминал острое меткое слово)
- Какие качества людей описывал в баснях И.А, Крылов?(В баснях он показывал, что упорный труд, скромность, прилежание - это главное в жизни людей. Ум и храбрость возьмут верх над невежеством и трусостью).
Уч.: Под видом животных в баснях А.И. Крылов изображал людей. В баснях было и веселое лукавство ума, насмешливость, живописный способ выражаться; человеческий характер с их достоинством и недостатками.
С детства мы знакомимся с баснями Крылова. Они являются выражением народной мудрости. Строки его, то есть крылатые выражения басен давно стали пословицами и вошли в нашу речь.
Вспомним самые привычные.
Б) Дидактическая игра "Угадай"( дети должны сказать название басни).
- Из каких басен взяты эти выражения:
1." Когда в товарищах согласья нет на лад их дело не пойдет"("Лебедь, Щука и Рак")
2." Чем кумушек считать трудиться, не лучше ли на себя оборотиться?("Зеркало и обезьяна)".
3. "Как ни полезна вещь - цены не знал ей невежда? Свой толк все к худу клонит("Мартышка и очки").
4. " Я со всем без драки, могу попасть в большие забияки"("Слон и Моська").
5. " Да только воз и ныне там"("Лебедь, Рак и Щука").
6. " Ай. Моська! Знать она сильна, что лает на слона"("Слон и Моська")
7." Сильнее кошки зверя нет"(.....)
8." А вы, друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь"("Квартет")
Под видом животных А.И.Крылов изображал людей. За львами, лисами, воронами он показывал человеческие характеры, осмеивал и осуждал пороки людей. И сегодня мы познакомимся с бессмертной басней"Ворона и Лиса".
6.Новая тема.
А) Чтение басни.(учитель)
Б) Проверка первичного восприятия.
- О ком эта басня?
- Что вам понравилось в басне?
В) Работа по картине"Ворона и лиса".
- Кого вы видите на картине?
- Какая эта птица?
- Где эта птица живет?(около населенных пунктов)
- Перелетная или не перелетная?
- Чем питается?
-Что вы знаете о лисице?
- Как ее называют в сказках?(хитрая, лукавая)
Г) Жужжащее чтение басни.
Д) Выборочное чтение:
- найди и прочитай с помощью каких слов и выражений И.А. Крылов изображает ворону.
- какой ты ее себе представляешь? Выбери слова, которые походят к вороне.(карточки со словами: неуклюжая, неповоротливая, громоздкая, взъерошенная, взлохмаченная, заторможенная, сонная, пассивная, неактивная, нерешительная, неопрятная, глупая).
- почему автор говорит, что Ворона именно взгромоздилась на ель?
Словарная работа.
Подбери близкие по значению слова к слову "взгромоздясь"(забралась, взлетела, села, уселась, примостилась, опустилась, пристроилась)
- какой изображена лиса?(хитрой, ласковой, умной, обманщицей, мошенницей, неискренней. льстивой, лукавой, находчивой).
Выборочное чтение:
- Найди и прочитай выражение в басне, которое могут представить повадки лисы.("Лису сыр пленил"(увлек, очаровал),"Плутовка к дереву на цыпочках подходит")
- Почему автор называет лису"плутовкой"?( потому что она хитрая).
("Вертит хвостом с вороны глаз не сводит и говорит так сладко, чуть дыша"(т.е.говорит приятным голосом, доставляющим удовольствие, ласковыми умиленным голосом, притворно нежным, лицемерным).
- Покажи движением , как она подходила к вороне.
- Прочитай, где лиса хвалит ворону.(ребенок читает "Ангельский быть должен голосок" "Ты б у нас была царь-птица")
- Как понимаешь" Ангельский быть должен голосок", " Ты б у нас была царь-птица"?
- Правду ли лиса говорила вороне?
- Какой ворона кажется лисе(недалекой, глупой, бестолковой)
- Для чего лиса говорила вороне так много красивых и ласковых слов?
- Какое впечатление произвела хитрая, льстивая лиса на ворону? Прочитай.( Ребенок читает:"Вещуньина с похвал вскружилась голова" т. е.сильно увлеклась словами лисы и потеряла возможность здраво рассуждать, " От радости в зобу дыханье сперло").
- Почему лисе удалось выманить у вороны сыр?( потому что ворона подалась на лесть лисы).
- Давай сделаем вывод: чему учит басня?(нельзя быть глупым, доверчивым, надо уметь отличать лесть от искренности).
- Что автор говорит о лести и льстецах? Нашла ли лесть лисицы уголок в сердце вороны?
Физ. минутка.
К нам сорока прилетала,
Лесные вести рассказала.
Ворона на суку сидит
И головой своей вертит.
А сыр лисица поедает,
А о вороне не вспоминает.( сопровождается движениями).
8.Закрепление.
А) Чтение басни по ролям( читает ребенок и учитель).
11. Итог урока.
- Что делали на уроке?
-С какой басней познакомились?
- Кого подразумевал в баснях под видом животных автор?
- Какие пороки высмеиваются в баснях Крылова?
Игра "Брей ринг."
- Кто так говорил:"До того ль голубчик было в мягких муравах у нас. Песни, резвость всякий час. Так, что голову вскружило"(стрекоза).
- Перечисли героев басни, которые затеяли играть в квартет(проказница Мартышка, Осел, Козел, да косолапый Мишка).
Уч.: Внимание -"черный ящик".
- Подумай и скажи, что в этом ящике: с помощью этого предмета, можно было увидеть "что там за рожа". Что это за предмет?(зеркало).
- Назови героиню, которая совсем "без драки" хочет "попасть в большие забияки"(Моська).
- Персонажи какой басни Крылова восхваляли друг друга"не боясь греха"(Кукушка и Петух).
Д/з. выразительно читать басню.
Оценивание работы на уроке.
Категория: Особые дети | Добавил: scorpi (2016-03-30) | Автор: Корнейчук Антонида Ильинична E
Просмотров: 104 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-09, 8:21 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1475]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1140]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3910]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [281]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru