Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети

Влияние мультимедийных презентаций на развитие внимания младших школьников с задержкой психического развития
Современное содержание образования предполагает активное внедрение компьютерных технологий, и специальное образование не исключение. В специальном образовании нуждаются несколько категорий детей. В нашей статье речь пойдет о детях с задержкой психического развития.
Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям со слабо выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми. В то же время, у большинства из них наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатических расстройств.
Патогенетической базой этих симптомов является перенесенное ребенком органическое поражение центральной нервной системы и ее резидуально – органическая недостаточность (Т.А. Власова, М.С. Певзнер, В.И. Лубовский, И.Ф. Марковская и др.), другой причиной может быть функциональная незрелость центральной нервной системы. [1, с.84]
Хотелось бы отметить что, при задержке психического развития недостаточный уровень внимания - одна из существенных и заметных особенностей познавательной деятельности. По исследованиям Л.Ф. Чупрова в 92 % случаев у учащихся с задержкой психического развития отмечается недостаточный уровень внимания. Дети неорганизованные, рассеянные, не способны удерживать свое внимание долгое время на одном объекте, не способны запомнить инструкцию. [2, с.37]
Учащиеся с задержкой психического развития нуждаются в специальных методах, приемах и средствах обучения, учитывающих особенности их психического развития. Грамотная коррекционная работа позволяет максимально подправить дефект, и предотвратить вторичные отклонения. Наиболее эффективным методом обучения данной группы детей является применение на уроках разнообразных наглядных пособий, т.к. у них возникают трудности при концентрации внимания и абстрактном мышлении. Наглядные пособия являются средством для создания новых и воспроизведения имеющихся чувственных образов в сознании ученика. А использование электронных наглядных средств на уроках дает возможность воздействовать на все органы чувств и, следовательно, интенсивно воздействовать на ученика и, соответственно, резко повысить возможности усвоения им учебного материала.
В настоящее время одним из наиболее динамично развивающихся и перспективных направлений электронных наглядных средств являются мультимедийные презентации. По мнению Осина А.В., мультимедиа (с английского языка multi – много, media – способы, средства) – это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, но с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, т.е. во всех известных сегодня формах. Мультимедийная же презентация является одним из способов предоставления переработанной учителем, адаптированной для определенного возраста учащихся определенной учебной информации в виде логически завершенной подборке слайдов по теме урока. [3, с.2]
Использование возможностей программы MS Power Point для создания презентаций открывает большие перспективы для:
 повышения эмоциональности урока, повышения интереса учащихся к учению, воспитания потребности приобретать новые знания;
 привлечение внимания к дидактическому материалу в процессе обучения;
 создания доброжелательной атмосферы на уроке, активного творческого труда;
 смены форм деятельности, учета психолого-педагогических особенностей младших школьников;
 стимулирования познавательного мышления учеников;
 наглядных методов обучения, использование игровых моментов в обучении. [4, с.43]
Мультимедийные презентации позволяют предъявить учебный развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных всесторонней детализированной информацией в структурном порядке. В этом случае задействуются различные высшие психические функции, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.
Основа любой мультимедийной учебной презентации – привлечение внимания к процессу обучения, облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на занятии зависят, конечно, от содержания этого занятия и цели, которую ставит педагог. Тем не менее, практика позволяет выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения таких пособий, приведенные в таблице: [5, с.38]

Использование мультимедийной презентации на различных этапах урока
Этапы урока Содержание Цели Условия достижения положительных результатов
Организационный демонстрация темы и целей урока Подготовить учащихся к работе на уроке
доброжелательный настрой учителя и учащихся; быстрое включение класса в деловой ритм; обеспечение полной готовности класса и оборудования к работе
Проверка домашнего задания демонстрация правильного решения для заданий вызывающих затруднения (могут быть подготовлены учащимися), вопросы для проверки знаний, тестовый опрос по теории выявить уровень знаний учащихся по заданному на дом заданию
выявление факта выполнения домашнего задания у всего класса;
устранение типичных ошибок; обнаружение причин невыполнения домашнего задания отдельными учащимися
Актуализация опорных знаний и способов действий

вопросы и задания, подводящие к необходимости изучения темы; краткое обобщение по пройденному материалу восполнить недостающие у учащихся знания, вспомнить необходимые опорные знания и способы действий формирование дидактической цели вместе с учащимися; использование различных приемов организации деятельности учащихся по принятию цели.
Формирование новых понятий и способов действий
основные понятия, схемы, таблицы, рисунки, анимация, видеофрагменты иллюстрирующие особенности нового материала демонстрация нового учебного материала применение различных способов активизации мыслительной деятельности учащихся, включение их в поисковую работу, в самоорганизацию обучения
Контроль и учет знаний задания разного уровня сложности, использование нестандартных ситуаций в применении проверяемых знаний организация контроля и самоконтроля
использование различных способов контроля и самоконтроля знаний; рецензирование работ учащихся с указанием положительных моментов и недостатков в знаниях

Нами была организованна опытно-экспериментальная работа по изучению влияния мультимедийных презентаций на внимание младших школьников с задержкой психического развития. Уровень развития внимания мы определяли по трем свойствам – устойчивость (по методике “Таблицы Шульте”), концентрация (по методике Пьерона – Рузера), переключаемость (по методике “Корректурная проба”, тест Б. Бурдона). В нашем исследовании принимало участие две группы – А и Б, в количестве 10 человек, 8-9 лет. Исследование проводилось на базе ГУ «Костанайская коррекционная школа-интернат №2 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с умственной отсталостью» в городе Костанае.
При первичном анализе уровня сформированных свойств внимания у младших школьников с задержкой психического развития анализ результатов показал, что в группе А уровень внимания на 15 % ниже, чем уровень внимания в группе Б.
Для развития внимания в соответствии с календарно-тематическим планом провелось 10 уроков познания мира с использованием мультимедийных презентаций. Проводились данные уроки в группе А. Презентации применялись для анонсирования темы, а также как сопровождение объяснений учителя. На заключительных этапах урока, мультимедийные презентации использовались для контроля знаний учащихся. Заботясь о здоровье учащихся, перед просмотром мультимедийной презентации учащимся предлагалось выполнить зрительную гимнастику.
С самого начала у учащихся проявился интерес к мультимедийным презентациям, ведь качество цифровых изображений животного мира, во много раз превосходит качество животных, изображенных на бумаге. Все учащиеся активно работали на уроке, высказывались, развивали свой активный словарный запас. Просмотр видеороликов был очень увлекательным процессом. Во время просмотра учащиеся были внимательны, задавали вопросы на интересующие темы, связывали обсуждаемую тему с ситуациями из жизни. Ребята, которые в начала данного эксперимента были застенчивы и неразговорчивы, через пару уроков активизировались и продолжили работать на одном уровне с остальными.
Повторный анализ результатов уровня сформированных свойств внимания у младших школьников с задержкой психического развития показал, что уровень внимания в группе А, после применения мультимедийных презентаций на уроках познания мира, по сравнению с группой Б, стал выше на 2 %, что свидетельствует о их положительном влиянии на развитие внимания и познавательных процессов в целом.
По итогам проведенного исследования, можно утверждать, что мультимедийные презентации, при правильном их использовании положительно влияют на учащихся, развивают устойчивость, переключаемость, концентрацию внимания, увеличивают работоспособность учащихся. Учащиеся на уроках стали более собранными, внимательными, смогли быстро переключаться с одного действия на другое. Из-за того, что учащиеся научились концентрировать свое внимание, они стали допускать меньше ошибок в заданиях.
Мультимедийные презентации – универсальное средство познания на уроках. Они способствуют развитию внимания, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствуют развитию информационной грамотности. Презентации используют в различных учебных ситуациях: в процессе рассказа, при обобщении и закреплении материала. Демонстрация мультимедийного пособия сочетается с работой по тексту, с выполнением упражнений в тетрадях. Управление сменой слайдов мультимедийной презентации осуществляется педагогом, поэтому темп предъявления информации с экрана устанавливается в соответствии с возможностями детей. Включение в презентацию заданий, тестов, вопросов, дидактических игр разного уровня сложности позволяет осуществить на уроках индивидуальный подход к учащимся. При возникновении ситуации затруднения есть возможность неоднократного возвращения к нужному слайду, для уточнения, получения подсказки в виде разъяснения или выбора варианта ответа.
Для того чтобы учебный материал воспринимался легко и у учащихся появилась заинтересованность в нем, необходимо учитывать ряд требований при создании слайдов мультимедийной презентации:
 слайд должен содержать минимально возможное количество слов;
 для надписей и заголовков следует употреблять четкий крупный шрифт, ограничить использование просто текста;
 предпочтительнее выносить на слайд предложения, определения, слова, термины, которые учащиеся будут записывать в тетради, прочитывать их вслух во время демонстрации презентации;
 размер букв, цифр, знаков, их контрастность определяется необходимостью их четкого рассмотрения с последнего ряда парт;
 заливка фона, букв, линий предпочтительна спокойного, «неядовитого» цвета, не вызывающая раздражение и утомление глаз;
 чертежи, рисунки, фотографии и другие иллюстрационные материалы должны, по возможности, равномерно заполнять все экранное поле;
 на просмотр одного слайда следует отводить достаточное время (не менее 2-3 мин.), чтобы учащиеся могли сконцентрировать внимание на экранном изображении, проследить последовательность действий, рассмотреть все элементы слайда, зафиксировать конечный результат, сделать записи в рабочие тетради;
 звуковое сопровождение слайдов не должно носить резкий, отвлекающий, раздражающий характер. [6, с. 11]
Проведенная опытно-экспериментальная работа позволяет нам сделать вывод о том, что использование мультимедийных презентаций на уроках познания мира положительно влияют на развитие внимания младших школьников с задержкой психического развития. А также использование мультимедийных презентаций позволяет осуществить задуманное, сделать урок современным, интересным, нестандартным.

Список использованной литературы:
1. Лубовский В. И., Розанова Т. В., Солнцева Л. И. и др.; Под ред. В.И.Лубовского. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 464 с.
2. Чупров Л.Ф. Характеристика произвольного внимания у нормально развивающихся младших школьников и учащихся с задержкой психического развития // Вестник ХГУ им. Н. Ф. Катанова. – Выпуск II. – Серия 2. – Психология. Педагогика. – Абакан, 1997. – С. 36-40.
3. Осин А.В. Новый носитель или новое явление? [мультимедиа в образовании] // Библиотека в школе. Издательский дом "Первое сентября". - 2005. № 8(140), 16-30 апр. - С. 2-5.
4. Журин А.А. Самый современный самоучитель работы на компьютере. Москва: «Аквариум бук», 2005. – 608 с.
5. Шишкова М.И. Современный подход к проведению урока в коррекционной школе. Научно – методический журнал «Коррекционная педагогика. Теория и практика». №6(24). - 2007. – С. 35 - 43.
6. Красновский Э.А. Активизация учебного познания. / Сов. Педагогика, - 2009, №5. - С.10-14
Категория: Особые дети | Добавил: yulyazilowa (2017-06-03)
Просмотров: 546 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-27, 4:45 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru